Просмотр содержимого документа
«Классный час «Великая тайна – любовь»»
Классный час по теме: «Конфликт и пути его решения»
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Время реализации: 1 урок(45 минут).
Методы работы: словесный, практический.
Категория участников: Учащиеся 10-го класса.
Оборудование: класс, доска с темой и эпиграфом, карточки с целью дополнения фраз, тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Эпиграф:«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец
1.Приветствие.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Учитель. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
Основная часть.
Учитель. Как вы думаете, что такое конфликт? Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение . В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
Учащиеся садятся по группам.
- Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.
Положительно не знаю отрицательно
Учитель. Я не случайно попросила вас занять места согласно тому, как вы относитесь к конфликту. Ведь как не странно, он имеет свои плюсы и минусы. Итак, постараемся их определить (дети дают варианты ответа).
Плюсы:
Помогает выявить проблему и различные точки зрения на неё, разные подходы к устроению проблем;
Иногда может сплотить коллектив против внешнего давления
Минусы:
Ведет к ухудшению социально-психологического климата;
Повышает нервозность людей, приводит к стрессам;
Отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей
Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме. (Раздает всем листы, и ребята в течение 5 минут заполняют анкету.)
Вопросы:
1. Я чувствую себя уязвленным, когда ____________________________________________
Я могу преодолеть свою боль, если______________________________________________
2. Я бываю расстроенным, когда_________________________________________________
Я легче переношу свое расстройство, если ________________________________________
3. Я подавлен, когда___________________________________________________________
Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом__________________________
4. Я испуган, когда____________________________________________________________
Я могу преодолеть свой испуг, если_____________________________________________
5. Я бываю рассержен, когда____________________________________________________
Я могу руководить этим чувством (как? когда?)____________________________________
Учитель. Как вы думаете как мы можем разрешить конфликт? Существуют 2 вида разрегшения конфликта: конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество) деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции :социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Причиныконфликтов в подростковой среде: борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
Учитель. А теперь постараемся сформулировать правила предупреждения конфликтов:
Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Учитель. А сейчас каждому из вас предлагаю выполнить тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто- 3 балла
От случая к случаю- 2
Редко- 1
Ответы:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.-Минск, 1996
Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005
Рефлексивный анализ классного часа
28 октября мной и моей коллегой Карповецкой Кристиной Сергеевной был проведен классный час в 10 «А» классе под названием «Конфликт и пути его решения». Данная тема нами была выбрана исходя из актуальности темы, которая в подростковом возрасте очень распространенная. Главной целью данного мероприятия являлось сформировать конфликтную компетентность а также способность толерантного поведения.
Данный классный час также предусматривал ряд воспитательных, развивающих и образовательных задач. А именно: определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру, рассмотреть правила предупреждения конфликтов, провести самоанализ уч-ся под названием «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»ю
Для достижения наибольшего результата и поставленной цели был использован такой наглядный материал, как доска с темой и эпиграфом, карточки с целью дополнения фраз, тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
В первой части классного часа мы познакомились с главной темой мероприятия, рассмотрели ключевые понятия и ребята высказали свои мнения. Удалось также понять отношения ребят к конфликтной ситуации, когда дети расселись согласно предложенным местам. Кто-то подошел к этому заданию ответственно, кто-то просто «махнул рукой» и предпочел отмолчаться, придерживаясь мнения, что якобы он не знает, как относиться к конфликту.
На протяжении всего классного часа ребятам предлагалось обсудить и рассмотреть понятия, относящиеся к теме «Конфликт», обсудить плюсы и минусы, пути решения и правила избежание конфликта. Но больше всех, на мой взгляд, ребят впечатлило прохождение теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», где они смогли провести самоанализ собственного поведения в конфликтной ситуации и определить, какого стиля они придерживается во время конфликта. Из результатов удалось выяснить, что большинство опрошенных придерживаются «жесткого» типа решения конфликтов и споров(33, 3%), почти столько же ребят идут на компромиссы в конфликтных ситуациях (29, 6%), немного меньше придерживаются«демократичного» стиля (25,9%). И лишь незначительная часть ребят, кто готов отказаться от своей точки зрения в споре, встав на сторону противника (3,7%) , а 7, 4% вообще предпочитают обойти конфликтную ситуацию и вовремя уйти, не доводя конфликт до открытого столкновения. Этот тест дал понять, что многие ребята достаточно стойкие при отстаивании своего мнения в конфликте, считая, что они всегда правы. Возможно, в силу возраста и бурных эмоций, тест показал, что именно в данном классе таких учеников большинство. Нельзя не отметить, что, несмотря на свои эмоции, есть и такие, которые идут на компромиссы и стараются уладить конфликт мирным путем. Такой факт, несомненно, радует. И лишь 1 человек из 27, к сожалению, не имеет или не способен отстоять свою точку зрения, выбрав легкий путь, поддерживая сторону противника. Возможно такой ученик нерешительный, равнодушный, и с возрастом, я надеюсь, он изменит свою точку зрения.
Данное мероприятие проходило в виде беседы, в которую ребята не очень охотно включались. Им было сложно выразить свои мысли, кто-то стеснялся, кто-то не хотел, кому-то было неинтересно вообще. Зато на бумаге ребята с интересом выразили свои мысли, как они ведут себя в разных ситуациях. Большинство ребят многие вещи, которые могут испортить им настроение, раздражают и они чувствуют злость и сердитость, чаще всего такие чувства возникают во время конфликта, ссоры с близкими людьми. В тоже время, ругаясь с близкими людьми, они чувствуют себя уязвленными и подавленными и чтобы преодолеть свои расстройства, ребятам нужна поддержка, беседа. Все же, после проведенного опроса, я прихожу к выводу, что именно подростковый возраст и особенности развития организма в данный период влияют на эмоциональное состояние ребят, их внутренний мир. Их многое раздражает, ко многому они относятся равнодушно, в чем-то они очень ранимы. И как любой человек детям необходима поддержка, опора, особенно в этом возрасте.
В конце классного часа мы подвели итоги и обобщили как важно, оставаться человеком в любой конфликтной ситуации, решать ее, идти на компромиссы и выходить из ситуации достойно.
На мой взгляд, нельзя сказать, что какой -то этап мероприятия был менее интересен, но в этом возрасте к подобным мероприятиям дети относятся равнодушно и скучно, поэтому мы не получили полной отдачи, такой, которой хотелось бы.
Во время мероприятия, я старалась придерживаться демократического стиля общения. Это помогло мне провести мероприятие живо и ярко. Психологическая обстановка была отчасти напряженной, ребята со стеснением отвечали на наши вопросы, и часто предпочитали отмалчиваться. Как мною отмечено раньше, основной трудностью в течение мероприятия было замкнутость и скрытость ребят. К сожалению, они не смогли раскрепоститься и выразить свои чувства.
Я считаю, что большинство учащихся усвоили данный материал на удовлетворительно. Одним из достоинств такого урока является то, что он был нацелен на развитие нравственной, творческой и интеллектуальной сферы ребенка, развития их умения понимать и уважать других. Это мероприятие, безусловно, заставило детей задуматься над своим поведением, над своими качествами личности, и это очень ценно.
Во время классного часа я не выделяла отдельных учеников, так как данное мероприятие не преследовало цель выбрать лучшего. Но для себя я отметила тех учеников, которые проявили те качества, которые не наблюдались ранее.
Благодаря этому мероприятию, я получила новые сведения об учащихся, их отношению друг к другу, к конфликтным ситуациям, а также я убедилась насколько важно заинтересовать ребят, чтобы получился урок не только плодотворный, но и интересный, чтобы ребята быстро включались в задания, без боязни отвечали на вопросы. Все задания, запланированные нами заранее, мы провели без спешки и полностью уложились в 45 минут. С моей точки зрения, урок был интересный, но прошел не так, как планировался.
Таким образом, благодаря всем этим средствам, мероприятие удалось, хоть прошло не так как хотелось, а поставленная нами цель, была достигнута хоть и не полностью. Этот классный час помог задуматься, как тщательно нужно выбирать тему для старшеклассников, тщательно продумывать задания, стараться раскрепостить детей и полностью раскрыть тему. Мною были пересмотрены некоторые задания, все замечания и ошибки были учтены, и надеюсь, что с такой проблемой я больше не столкнусь.