Просмотр содержимого документа
«Классный час «Великая тайна – любовь»»
Классный час для 10 класса: «Великая тайна – любовь»
Цель: Пробуждение понимания чувства любви к себе и окружающему миру.
Задачи:
Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;
Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;
Развитие эмпатических способностей участников группы;
Воспитывать у учащихся отношение к любви как к высшему чувству человека.
Время реализации: 1 урок(45 минут).
Методы работы: словесный, практический.
Категория участников: Учащиеся 10-го класса.
Оборудование:
1) “Дерево настроения” (внутреннее состояние)
3) Шкатулка с зеркалом
4) Презентация с притчей, мудрыми мыслями
5) Сердечки (Любовь это…..)
6) Свеча
Ход занятия
1. Приветствие
2. Вступительное слово
- Сегодня мы классный час начнём с того, что попробуем понять с каким настроением вы пришли сюда. Вы видите на доске необычное дерево, на котором расположены разноцветные листочки, называется оно “Дерево настроение”.Пройдите к нему и снимите себе, тот листок, который по вашему ощущению отражает ваше сегодняшнее настроение.
(ребята проходят к доске, снимают листочки и садятся на место)
- Теперь я вам раскрою, что означает каждый из этих цветов.
1) Красный – ассоциируется с огнём, кровью, власть, ему приписывают (агрессия) целительные свойства способность противостоять колдовству.
2) Жёлтый – цвет золота и осени. Человек, выбравший этот цвет-(радость) властный, целеустремлённый.
3) Зелёный – цвет травы и листьев. Он действует успокаивающе. (лидер)Надежда, веселье, натура скрытая и упрямая.
4) Синий – цвет моря и неба. Доброта, постоянство, честность, (усталость)верность, чувство мира невидимого.
5) Коричневый– (не предрасположенность к другим)
- Вы уже заметили, что тему классного часа я сегодня не сообщила, а узнаете её, если вслушаетесь в эти стихотворные строки.
В стихотворении М. Скребцовой заменяются слова “ЛЮБОВЬ” местоимением “ОНА”:
Глаза в глаза увидевшие чудо, Душа, души вернувшая покой, Свой вещий свет она (любовь) разбудит всюду, Она во всём и всех завёт с собой.
Она одна божественно целебна, Она одна все души утолит Своим прикосновением волшебным Она мгновенно землю озарит.
И серый мир с ней станет совершенным, Осмысленным, таинственно иным, Она своим дыханием волшебным
Наполнит души, суть откроет им.
Она ворвётся в звуки старых песен, Она слова сияньем растворит. Мир лишь тогда божественно чудесен. Когда (любовь) глазами говорит.
- Как вы думаете, что же обладает таким волшебным могуществом, говорит глазами, и при этом мир становится божественно чудесен?
- Возможно, это любовь.
- Давайте проверим, как соответствует наши мысли теме классного часа.
(До этой минуты на доске закрыто название классного часа, открываю название классного часа “ЛЮБОВЬ”)
- Вы правы. Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Какие мысли возникают?
Л. Толстой писал: “ Любовь есть сила жизни. Любовь это правило для исполнения всех правил” С этим трудно не согласится. Действительно, это творящая сила жизни и мироздания формирует положительное отношение человека к себе самому, к окружающему миру, к Высшему, рождает гармонию, является средством достижения физического и духовного здоровья.
-Сегодня мы будем размышлять о любви. Начнём со шкатулки. В ней находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным.
(В шкатулке лежит зеркало. Каждый ребёнок по очереди заглядывает в неё.)
Простой приём помогает выявить отношение ребёнка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнётся, и даже больше его судьба! До сей поры, возможно, никто не говорил ему, что главная ценность он сам.
Поэтому, человек начинает искать ценности везде, и только не в себе.
( ответы: там зеркало, отражение, человек, я и др.)
- Кто удивлён тем, что увидел? Почему?
(Дети отвечают)
- Я не ожидал увидеть там зеркало.
- Там могло быть что-нибудь другое, ценное.
- Цепочки, кольца всякие.
- Что-нибудь необычное.
- Только не зеркало.
- Драгоценности.
- Призы какие-нибудь.
- Сердечко, как на День Святого Валентина.
- Мы любим себя и хотим, чтобы нас любили окружающие. Вы сейчас в таком возрасте, когда к вам приходит это прекрасное чувство- любовь.
- Кого легче любить себя или другого?
(ответы.)
- Я хочу предложить вам посмотреть небольшую притчу о любви.
Ветер и Цветок.
Ветер встретил прекрасный цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал, Цветок тот отвечал ему еще большей любовью. Но ветру показалось мало этого, и он решил: если я дам цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то ещё большим. И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда ветер: - «Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно не было в тебе любви, значит, ты не любил!». Но Цветок нечего не ответил. Он умер. Тот, кто любит должен помнить, что не силой и страстью измеряется Любовь, а нежностью и трепетным отношением!
После просмотра предлагаю ребятам высказать мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика. (Высказывания ребят)
- Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.
Учащиеся получают сердечки, на которых написано начало фразы «Любовь – это…». Им предлагается написать в них продолжение фразы. На доске висит лист ватмана. Эти сердечки с надписями приклеиваются на доску.
Учитель: а теперь давайте послушаем, каково мнение великих людей о том, что такое любовь?
Учащиеся зачитывают высказывания со слайдов.
Иван Петрович Павлов: «Всякое дело не идет без настоящей страсти и любви.»
Ларошфуко: «В любви можно быть безумцем, но нельзя быть дураком.»
Гегель: «В любви самое главное в отказе от своего «я». И в этом есть приобретение нового, более высокого «я».
Михаил Михайлович Пришвин: « Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.»
Антуан де Сент – Экзюпери: «Любить это не значит смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
Стендаль: «Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.
Иван Андреевич Бунин: «Разве бывает несчастная Любовь?... Разве самая скорбная музыка не дает счастья?»
Учитель: Часто говорят о чистой, светлой первой любви. Но если есть первая, то,значит, есть и вторая, третья, четвертая. Так сколько «Любовей» может быть у человека?
Вот сейчас, когда прозвучали все эти строки о любви, скажите, что вы чувствуете? Попробуйте описать ваше состояние, нарисовав его.(дети рисуют)
Тест «Любишь-не любишь?»
На каждое из 4 утверждений вы должны дать только один ответ из возможных:
Я уже любил человека
Я никогда не был влюблен
Я влюблялся не единожды
Я сейчас нахожусь в состоянии любви
Мы можем с вами увидеть, что некоторые из вас находиться в состоянии влюбленности, кто-то уже любил человека, кто-то еще не познал, что такое любовь.
- Давайте возьмем свечи и встанем в круг.
- Любовь сравнивается с огнём, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в вашем сердце подобна свече… Огонь свечи становится ярче… И вот это уже солнце. Мы все залиты солнцами нашей любви. Солнце светит всем. И мы, как солнышки, дарим свою любовь всем….
Вы – это любовь….
1) Заливаем своей любовью весь мир… Пусть будет миру хорошо!
2) Мир и добро людям!
3)Пусть будет хорошо нашим родным и близким!
3) Пусть будет хорошо нашим любимым настоящим и будущим!
“Дерево настроения”
- Скажите, пожалуйста, какие вы бы сейчас сняли листочки с дерева настроения, такого же цвета или другого, а может такого цвета, которого сегодня не было на дереве. Выскажетесь по кругу. ( Ответы ребят)
- Закончить наш классный час хочу словами:
- Помните, до тех пор, пока в сердце горит огонь любви, человек живёт, творит, постигает мир. Спасибо всем! До свидания!
Рефлексивный анализ классного часа
24 октября мной и моей коллегой Карповецкой Кристиной Сергеевной был проведен классный час в 10 «А» классе под названием«Великая тайна – любовь». Данная тема нами была выбрана исходя из интересов подростков, а предложенные задания соответвовали их возрасту. Главной целью данного мероприятия являлось пробудить понимания чувства любви к себе и окружающему миру. Данный классный час также предусматривал ряд воспитательных, развивающих и образовательных задач. А именно: стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь; развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью; перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни; развивать эмпатические способности участников группы; воспитывать у учащихся отношение к любви как к высшему чувству человека.
Для достижения наибольшего результата и поставленной цели был использован такой наглядный материал, как дерево настроения, шкатулка с зеркалом, презентация с притчей, мудрыми мыслями, сердечки (Любовь это…..), свеча. Виды деятельности постоянно меняли, так как знали, что дети часто устают от монотонной работы.
Как только ребята зашли в класс, им предлагалось выбрать листочек с дерева, который означал их внутреннее состояние, как оказалось позднее, большинство учащихся выбрали зеленые и голубые листочки, что раскрывали ребят как веселых, добрых, честных людей.
В первой части классного часа мы познакомились с главной темой мероприятия, которую тщательно скрыли в строчках М. Скребцовой, чтобы дети сами отгадали, о чем пойдет речь. На протяжении всего классного часа ребятам предлагалось ряд интересных заданий, таких как пройти тест, нарисовать и написать что такое любовь, изучить притчу о любви и высказывания мудрецов по этому поводу. Но больше всех, на мой взгляд, ребят впечатлило задание с коробкой, в котором, как никто не ожидал, окажется зеркало. Такой приём помогает выявить отношение ребёнка к самому себе как к главной ценности в жизни. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнётся, и даже его судьба.
Данное мероприятие проходило в виде беседы, в которую ребята не очень охотно включались. Им было сложно выразить свои мысли, кто-то стеснялся, кто-то не хотел, кому-то было неинтересно вообще. Зато на бумаге ребята с интересом выразили свои мысли по поводу, что такое любовь, а также сделали зарисовку, что она из себя представляет. Оказалось, что у многих она ассоциируется с нечто теплым, как, например с солнцем, семьей и деревом с плодами. Не постеснялись ребята ответить на вопрос, (на бумаге) что же такое любовь. Как выяснилось, для многих это счастье, нежность, забота, были и такие, для кого это оказалось болью и страданием.
В конце классного часа ребята встали в круг, который означал их единство и доверительные отношения и по очереди ребята передавали свечу, как символ тепла, друг другу, желая также теплые слова от своего сердца. Закончился классный час подведением итогов и обобщением как важно, что бы в сердце горел огонь любви, ведь тогда человек живёт, творит, постигает мир.
На мой взгляд, нельзя сказать, что какой -то этап мероприятия был менее интересен, но в этом возрасте к подобным мероприятиям дети относятся равнодушно и скучно, поэтому мы не получили полной отдачи, такой, которой хотелось бы. Отчасти это была наша вина, что мы не смогли раскрыть полностью эту тему, и многие дети ее просто не поняли до конца.
Во время мероприятия, я старалась придерживаться демократического стиля общения. Это помогло мне провести мероприятие живо и ярко. Психологическая обстановка была отчасти напряженной, ребята со стеснением отвечали на наши вопросы, и часто предпочитали отмалчиваться. Как мною отмечено раньше, основной трудностью в течение мероприятия было замкнутость и скрытость ребят. К сожалению, они не смогли раскрепоститься и выразить свои чувства.
Я считаю, что большинство учащихся усвоили данный материал на удовлетворительно. Одним из достоинств такого урока является то, что он был нацелен на развитие нравственной, творческой и интеллектуальной сферы ребенка, пробуждение понимания чувства любви к себе и окружающему миру, воспитания у учащихся отношение к любви как к высшему чувству человека, а также, развития их умения понимать и уважать других. Это мероприятие, безусловно, заставило детей задуматься над своим поведением, над своими качествами личности, и это очень ценно.
Во время классного часа я не выделяла отдельных учеников, так как данное мероприятие не преследовало цель выбрать лучшего. Но для себя я отметила тех учеников, которые проявили те качества, которые не наблюдались ранее.
Благодаря этому мероприятию, я получила новые сведения об учащихся, их отношению друг к другу, к чувствам, а также я убедилась насколько важно заинтересовать ребят, чтобы получился урок не только плодотворный, но и интересный, чтобы ребята быстро включались в задания, без боязни отвечали на вопросы. Все задания, запланированные нами заранее, мы провели без спешки и мы уложились даже чуть раньше чем в 45 минут. С моей точки зрения, урок был интересный, но прошел не так, как планировался.
Таким образом, благодаря всем этим средствам, мероприятие удалось, хоть прошло не так как хотелось, а поставленная нами цель, была достигнута хоть и не полностью. Этот классный час помог задуматься, как тщательно нужно выбирать тему для старшеклассников, тщательно продумывать задания, стараться раскрепостить детей и полностью раскрыть тему. Мною были пересмотрены некоторые задания, все замечания и ошибки были учтены, и надеюсь, что с такой проблемой я больше не столкнусь.