kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как воспитывать эстетический вкус учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

                “Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

                                его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
                                                                                                          
Фридрих Шиллер

            Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
                Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
                  Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка.

            Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не идеально грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей.

На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

*продолжение в работе* 

Просмотр содержимого документа
«Как воспитывать эстетический вкус учащихся »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1















Доклад на тему:


«Как воспитывать эстетический вкус учащихся».














Составитель: Танделова А.С.




Эльхотово

2014г.



ВВЕДЕНИЕ

Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка.

  Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не идеально грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей.

На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.

  • Помочь каждому ученику найти свою “нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.

Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

Есть у искусства одно свойство: доставлять особого рода радость, связанную со способностью человека творить и любоваться творчеством. Это чувство состоит в эстетическом переживании, которое является неотъемлемой принадлежностью искусства.
Искусство, музыка способны смягчать, улучшать нравы , делать людей чище, добрее . Она открывает лучшие стороны их натуры.
Искусство даёт человеку знания, причём знания особое, которое никаким другим путём не могут быть восполнены, помогает дать правильную оценку жизни; кроме того , искусство несёт людям и развивает в них оценку , эстетическое чувство , чувство прекрасного. Следовательно искусство обладает удивительной способностью всестороннего воздействия на человека - на ум и на сердце его, на чувства и на мысли . Вот почему искусство занимает особое место в жизни людей и значение его в воспитании и образовании будет возрастать.
Серьезное значение искусства должно быть в полной мере учтено при разработке вопроса о постановке занятий им в школе. Искусство не может быть только забавой, легким развлечением. Не должно быть оно и наукой, " предметом. Полно и всесторонне оно должно охватывать воспитуемого. Поэтому в процессе, например, музыкального образования на первый план должно быть поставлено не только знание музыки или знание о ней, даже не умение владеть техникой ее, сколько развитие способности воспринимать ее, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать ее привычной и необходимой потребностью. Нам представляется, что истинная забота о повышении эстетической культуры школьников требует максимально использовать те качества, которыми так богато детство: непосредственность, раскованность, воображение, " инстинкт подражания", зоркое схватывание сходства и характерных черт. Эстетическая деятельность самих детей - вот в первую очередь тот материал и та основа, на которых их нужно учить эстетически воспринимать, оценивать и преобразовывать мир. Сегодня о плодотворности такого пути говорят многие педагоги.
Обучая творчеству, следует идти от самого ребенка, его возможностей и способностей видения мира, собственное отношение к красоте. С этой целью детям нужно давать задания, которые нацеливают на свой творческий подход: нарисовать свою игрушку, сделать свою закладку, а не шаблонную. Этот прием - средство развития самостоятельного мышления, путь развития творческого начала. Хотя конечно творчество невозможно без эталонов.
Среди работ детей, всегда найдутся работы сравнительно высоко эстетического уровня. Л.Н. Толстой с восторгом писал о способностях детей к поэтической деятельности, настолько высокой, что рекомендовал писателям учиться у детей.

Внимательный учитель всегда может найти в своем классе образцы эстетики, ведь эстетическая деятельность разнообразна. Одни воспитанники лучше пишут сочинения, другие умеют рассказывать о своих впечатлениях, третьи красиво решают задачи, образцово выполняют работы по труду, у кого-то из учеников самый красивый, четкий почерк, легкая грациозность в движении и т.д. Важно обращать на все это внимание школьников, чтобы анализ их деятельности способствовал превращению интуитивного подхода к работе осознанной.

Особенно следует подчеркнуть роль в том возрасте коллективной эстетической деятельности детей. Это может быть и совместное восприятие ( писание своих впечатлений о понравившемся пейзаже), и оценивание ( коллективная рецензия на книгу), и совместная творческая работа (сочинение сказки).
Теория и практика показывает, что школьный возраст - особый период, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в школе.

Учебно- воспитательный процесс осуществляется как на уроках, так и во вне урочной внеклассной работе. Последняя проводиться в различных формах: беседы, утренники, праздники, конкурсы, смотры, работа кружков. Многие из них очень благоприятны для работы именно по эстетическому воспитанию.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

У некоторых возникнет вопрос. Так ли важно эстетическое воспитание? Предположим, станут наши дети эстетически культурнее, поймут красоту природы, напишут художественные произведения. Что из того? Что это даст им в дальнейшем?

Человек развивается под влиянием самых разнообразных факторов, и потому трудно выделить, как в нем именно скажется эстетическая культура.

Умение видеть цвет неба и наблюдать за полетом пчелы, внимание к форме цветка и удачно найденным поэтом слову - все это значит, что ребенок эмоционально чуток: радуется, грустит, сопереживает. Возрастает ценность всего существующего. А вместе с ним рождается ощущение полноты жизни, счастья. Эстетическая культура повышает общую эмоциональную культуру, что на определенном уровне вызывает цепную реакцию - рождается нетерпимость к безобразному, антиэстетическому.



И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.
























Литература

 1.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985

2. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986

3. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985

4. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981

5. Краткий словарь по эстетике. М., 1983

6. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987

7. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. –М., 1982

8. Педагогическая энциклопедия. М., 1993

9. Столович Я.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М., 1985

10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002

11. Щацкая В.М. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как воспитывать эстетический вкус учащихся

Автор: Танделова Альбина Сослановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Эстетическое воспитание и уроки технологии "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-i-uroki-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156978"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421512833"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА  ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА "
    ["seo_title"] => string(63) "vospitaniie-estietichieskogo-vkusa-vospitannikov-dietskogo-sada"
    ["file_id"] => string(6) "177275"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424613833"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа работы творческого объединения «Сувенир»"
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-raboty-tvorchieskogho-obiedinieniia-suvienir"
    ["file_id"] => string(6) "299574"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456558659"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Веселый натюрморт "
    ["seo_title"] => string(20) "viesielyi-natiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "107851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403463625"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока на тему "Хореография как вид сценического искусства" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khorieoghrafiia-kak-vid-stsienichieskogho-iskusstva-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253818"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447671362"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства