По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.
Эстетическое воспитание одно из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Воспринимать искусство – не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все окружающее нас. Восприятие искусства – особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.
Задача школы – сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, то есть воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающих поколений эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществить эстетическое воспитание школьников.
Так, на занятии по разделу «Кулинария» формирую у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда и скатерть, интерьер комнаты. Даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке овощей и фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд зеленью лука, укропа, петрушки, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым.
При изучении темы «Материаловедение» школьники оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных т.д. Учащиеся приносят лоскутки тканей и составляют красочные композиции, работая при этом в парах.
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках ткани, показываю, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Делаю акцент на соответствии фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции тела, на элементы отделки, зависящие от фасона и цвета изделия. Предлагаю учащимся придумать модель и воспроизвести её с помощью цветной бумаги.
Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому моя задача – объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Полезно провести беседу об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос, полноте, возрасту. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путём использования элементов отделки и украшений.
Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.
Не мало важное значение имеет оформление кабинета, строгое и в тоже время красивое, стиль школьной мебели, наличие цветов, умелое оформление стендов – все должно формировать эстетический вкус учащихся, доставлять им эстетическое наслаждение, воспитывать желание сделать школу еще более красивой, беречь её имущество.
Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание и уроки технологии »
« Эстетическое воспитание и уроки технологии »
По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.
Эстетическое воспитание одно из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Воспринимать искусство – не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все окружающее нас. Восприятие искусства – особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.
Задача школы – сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, то есть воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающих поколений эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществить эстетическое воспитание школьников.
Так, на занятии по разделу «Кулинария» формирую у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда и скатерть, интерьер комнаты. Даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке овощей и фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд зеленью лука, укропа, петрушки, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым.
При изучении темы «Материаловедение» школьники оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных т.д. Учащиеся приносят лоскутки тканей и составляют красочные композиции, работая при этом в парах.
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках ткани, показываю, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Делаю акцент на соответствии фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции тела, на элементы отделки, зависящие от фасона и цвета изделия. Предлагаю учащимся придумать модель и воспроизвести её с помощью цветной бумаги.
Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому моя задача – объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Полезно провести беседу об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос, полноте, возрасту. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путём использования элементов отделки и украшений.
Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.
Не мало важное значение имеет оформление кабинета, строгое и в тоже время красивое, стиль школьной мебели, наличие цветов, умелое оформление стендов – все должно формировать эстетический вкус учащихся, доставлять им эстетическое наслаждение, воспитывать желание сделать школу еще более красивой, беречь её имущество.
Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.