kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эстетическое воспитание и уроки технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Эстетическое воспитание  и уроки  технологии »

  По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

   В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.  

   Эстетическое воспитание одно из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

   Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

  Воспринимать искусство – не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все окружающее нас. Восприятие искусства – особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу.

  Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.

  Задача школы – сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, то есть воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающих поколений эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.

  Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.

“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь  красота

не только то, что получает человек, но прежде  всего  то,  что  он  создает.

Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.

   Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществить эстетическое воспитание школьников.

  Так, на занятии по разделу «Кулинария» формирую у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда и скатерть, интерьер комнаты. Даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке овощей и фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд зеленью лука, укропа, петрушки, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым.

  При изучении темы «Материаловедение» школьники оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных т.д. Учащиеся приносят лоскутки тканей и составляют красочные композиции, работая при этом в парах.

  Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках ткани, показываю, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Делаю акцент на соответствии фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции тела, на элементы отделки, зависящие от фасона и цвета изделия. Предлагаю учащимся придумать модель и воспроизвести её с помощью цветной бумаги.

     Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому моя задача – объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и  художественность формы модели. Полезно провести беседу об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос, полноте, возрасту. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путём использования элементов отделки и украшений.

    Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.     

   Не мало важное значение имеет оформление кабинета, строгое и в тоже время красивое, стиль школьной мебели, наличие цветов, умелое оформление стендов – все должно формировать эстетический вкус учащихся, доставлять им эстетическое наслаждение, воспитывать желание сделать школу еще более красивой, беречь её имущество.

   Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание и уроки технологии »

« Эстетическое воспитание и уроки технологии »

По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.

Эстетическое воспитание одно из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Воспринимать искусство – не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все окружающее нас. Восприятие искусства – особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.

Задача школы – сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, то есть воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающих поколений эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.

“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота

не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.

Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.

Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществить эстетическое воспитание школьников.

Так, на занятии по разделу «Кулинария» формирую у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда и скатерть, интерьер комнаты. Даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке овощей и фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд зеленью лука, укропа, петрушки, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым.

При изучении темы «Материаловедение» школьники оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных т.д. Учащиеся приносят лоскутки тканей и составляют красочные композиции, работая при этом в парах.

Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках ткани, показываю, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Делаю акцент на соответствии фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции тела, на элементы отделки, зависящие от фасона и цвета изделия. Предлагаю учащимся придумать модель и воспроизвести её с помощью цветной бумаги.

Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому моя задача – объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Полезно провести беседу об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос, полноте, возрасту. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путём использования элементов отделки и украшений.

Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.

Не мало важное значение имеет оформление кабинета, строгое и в тоже время красивое, стиль школьной мебели, наличие цветов, умелое оформление стендов – все должно формировать эстетический вкус учащихся, доставлять им эстетическое наслаждение, воспитывать желание сделать школу еще более красивой, беречь её имущество.

Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эстетическое воспитание и уроки технологии

Автор: Мельникова Ольга Николаевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Статья из опыта работы  на тему "Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда" "
    ["seo_title"] => string(108) "stat-ia-iz-opyta-raboty-na-tiemu-estietichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-v-protsiessie-tvorchieskogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "126602"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415199723"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Статья из опыта работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-iz-opyta-raboty-po-estietichieskomu-vospitaniiu-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126621"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415201091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства