Изучение исторических памятников и культурного наследия родного края через исследовательскую деятельность
Изучение исторических памятников и культурного наследия родного края через исследовательскую деятельность
В моём выступлении представлена интеграция различных видов деятельности, в том числе исследовательской, осуществляемая на основе таких ценностей, как родная земля, любовь к своему краю позволяющая усвоить и принять их.
Приводятся примеры исследований по изучению родного края, как продолжение уроков «Окружающего мира» и «Математики», способствующих развитию исследовательской мотивации учащихся и формированию исследовательских умений в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение исторических памятников и культурного наследия родного края через исследовательскую деятельность»
Полякова Наталья Юрьевна,
ГБОУ лицей г.Сызрани,
учитель начальных классов
Изучение исторических памятников и культурного наследия
родного края через исследовательскую деятельность
В моём выступлении представлена интеграция различных видов деятельности, в том числе исследовательской, осуществляемая на основе таких ценностей, как родная земля, любовь к своему краю позволяющая усвоить и принять их.
Приводятся примеры исследований по изучению родного края, как продолжение уроков «Окружающего мира» и «Математики», способствующих развитию исследовательской мотивации учащихся и формированию исследовательских умений в учебном процессе.
Изучение родного края во все времена актуально, так как нацелено на формирование системы ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм. А начинается он с любви к своей малой Родине.
Давно известно, что краеведение прививает любовь к своей малой и большой Родине и может при желании оказать значительную помощь педагогам в преодолении существующего острого дефицита патриотизма у новых поколений.
А ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению малой родины как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
На примере выполненного исследовательского проекта «Мой город в задачках» расскажу об этапах работы над ним.
ГБОУ лицей г. Сызрани – старейшее учебное заведение с углубленным изучением математики с седьмого класса. Работа по повышению математической грамотности ведется с начальной ступени обучения не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Актуальность исследования заключалась в словах Л.К. Полежаева:
« Предки оставили нам в наследство богатейший и щедрый край, и мы должны изучать и охранять его, чтобы сберечь этот бесценный дар для потомков».
В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.
2 этап- основной
Работа строилась по намеченному плану реализации проекта.
1.Социологический опрос
2. Теоретическое исследование
Было много проведено экскурсий в музеи, поездок на предприятия и организации города, встреч с интересными людьми.
За 4 года ребята познакомились: с историей создания города, с историческими памятниками, с судьбами и личностями горожан.
Социальный опыт детей расширяю средствами внеурочной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы).
3. Информационная работа
Были проведены информационное и обучающее занятия по курсу « Я учусь учиться»
Создана и представлена одноклассникам презентация "Знакомство
с проектом" с целью привлечь внимание учеников к работе над проектом.
Проведены в классе на занятиях внеурочной деятельности «Занимательной математики» два мастер-класса по созданию авторской задачи.
4. Практическое исследование
В процессе работы над проектом нам необходимо было решить следующие задачи:
Собрать фактические цифровые данные и сопроводить каждую задачу
исторической справкой.
Выбрать из исторической справки математическое содержание и определить вид задачи.
Просто и понятно сформулировать задачу по данной теме. Задача должна быть интересна и с математической, и с краеведческой точки зрения.
Метод «Кластер» помог наметить темы составляемых задач:
«История происхождения города Сызрани»,
«Сызрань православная»,
«Исторические цифры и факты нашего города»,
«Город во время Великой Отечественной войны»,
«Гордость города».
В итоге в сборнике собрано 25 задач о городе Сызрани, то есть по 5 задач на каждую из пяти тем:
Дети были разделены на творческие группы по желанию.
Все задачи, вошедшие в сборник, решаются средствами арифметики относятся
к одному из видов текстовых задач:
Составные задачи на нахождение суммы
Составные задачи на разностное сравнение
Составные задачи на движение
Составные задачи на пропорциональное деление
Составные задачи на нахождение площади
Составные задачи на цену, количество, стоимость
Составные задачи в косвенной форме.
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Составные задачи на нахождение разности
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
Составные задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз
4.Творческая мастерская
Сборник авторских задач по математике для 3-4 –х классов о городе Сызрани
«Мой город в задачках» является результатом одноименной проектно-
исследовательской работы.
Теперь «Задачник» может быть использован как под руководством преподавателя, так и для самостоятельного изучения материала, так как задачи имеют не только ответы, но и решения и указания.
Учитывая, что текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, пока нет, надеюсь, что «Задачник» станет интересным не только для ребят, проживающих в этом городе, но и всех желающих больше узнать о Сызрани.
На 3 этапе провели анализ и оценку деятельности.
Вот некоторые высказывания учащихся:
Составление задач на основе найденных мною и моими одноклассниками
исторических справок и фактов оказалось делом очень непростым, но интереснейшим.
Все ученики 4 «Б» проявили большой интерес к проделанной работе.
Многим захотелось поделиться интересными фактами и данными о городе Сызрани, и стать авторами своих собственных задач.
Это соавторство, безусловно, сплотило наш класс и стало его общим
делом.
Все ребята, поучаствовавшие в проекте вместе со мной, заметили, что им
Стало легче решать любые задачи, и они стали лучше учиться.
Я надеюсь, что в процессе решения авторских краеведческих задач
ученики 3-4-х классов, не только освоят математику, но также получат
дополнительные сведения о развитии города, его истории, о том, что город
делает для моего поколения.
На 4 этапе защищали проект на окружном, всероссийском и международном уровне.
В марте 2016 года Янин Егор на окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» представил работу «Мой город в задачках». Работа была оценена почётной грамотой за 2 место.
На Всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь» за представленную работу получили диплом 2 степени.
В июле 2016 года на фестивале Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России» был получен диплом Победителя.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Многие исторические сведения не были освещены в данном сборнике задач.
Учитывая это, у меня есть перспективная возможность дополнения сборника
авторских задач по математике, используя интересную информацию, по другим
темам: «Дети и город», «Известные люди нашего города», «Предприятия нашего города» и другие.
В настоящее время интересным и должен быть успешным исследовательский проект, посвященный жизни и деятельности наших земляков.
Считаю, что изучая историю родного края, местные события и явления через измерения прошлого, учат ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Знания, добытые собственным трудом, с приложением мыслительных усилий, с использованием местного материала, позволяет сделать вывод о прочности знаний по изучению истории родного края.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы по материалам краеведческого характера.
Библиографический список:
Основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов - М.: Просвещение, 2011-204 стр. - (Стандарты второго поколения)
Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 стр. – ( Работаем по новым стандартам).