kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение исторических памятников и культурного наследия родного края через исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моём выступлении представлена интеграция различных видов деятельности, в том числе исследовательской, осуществляемая на основе таких ценностей, как родная земля, любовь к своему краю  позволяющая усвоить и принять их.

Приводятся примеры исследований по изучению родного края, как продолжение уроков «Окружающего мира» и «Математики», способствующих развитию исследовательской мотивации учащихся и формированию исследовательских умений в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Изучение исторических памятников и культурного наследия родного края через исследовательскую деятельность»

Полякова Наталья Юрьевна,

ГБОУ лицей г.Сызрани,

учитель начальных классов


Изучение исторических памятников и культурного наследия

родного края через исследовательскую деятельность


В моём выступлении представлена интеграция различных видов деятельности, в том числе исследовательской, осуществляемая на основе таких ценностей, как родная земля, любовь к своему краю позволяющая усвоить и принять их.

Приводятся примеры исследований по изучению родного края, как продолжение уроков «Окружающего мира» и «Математики», способствующих развитию исследовательской мотивации учащихся и формированию исследовательских умений в учебном процессе.

Изучение родного края во все времена актуально, так как нацелено на формирование системы ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм. А начинается он с любви к своей малой Родине.

Давно известно, что краеведение прививает любовь к своей малой и большой Родине и может при желании оказать значительную помощь педагогам в преодолении существующего острого дефицита патриотизма у новых поколений.

А ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению малой родины как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

На примере выполненного исследовательского проекта «Мой город в задачках» расскажу об этапах работы над ним.

На подготовительном этапе 

1.Определили актуальность, цель, задачи, гипотезу проекта.

ГБОУ лицей г. Сызрани – старейшее учебное заведение с углубленным изучением математики с седьмого класса. Работа по повышению математической грамотности ведется с начальной ступени обучения не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Актуальность исследования заключалась в словах Л.К. Полежаева:

« Предки оставили нам в наследство богатейший и щедрый край, и мы должны изучать и охранять его, чтобы сберечь этот бесценный дар для потомков».

В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

2 этап- основной 

Работа строилась по намеченному плану реализации проекта.

1.Социологический опрос

2. Теоретическое исследование

Было много проведено экскурсий в музеи, поездок на предприятия и организации города, встреч с интересными людьми.

За 4 года ребята познакомились: с историей создания города, с историческими памятниками, с судьбами и личностями горожан.

Социальный опыт детей расширяю средствами внеурочной  деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы).

3. Информационная работа

Были проведены информационное и обучающее занятия по курсу « Я учусь учиться»

  • Создана и представлена одноклассникам презентация "Знакомство

с проектом" с целью привлечь внимание учеников к работе над проектом.

  • Проведены в классе на занятиях внеурочной деятельности «Занимательной математики» два мастер-класса по созданию авторской задачи.

4. Практическое исследование

В процессе работы над проектом нам необходимо было решить следующие задачи:

  • Собрать фактические цифровые данные и сопроводить каждую задачу

исторической справкой.

  • Выбрать из исторической справки математическое содержание и определить вид задачи.

  • Просто и понятно сформулировать задачу по данной теме. Задача должна быть интересна и с математической, и с краеведческой точки зрения.

Метод «Кластер» помог наметить темы составляемых задач:

  • «История происхождения города Сызрани»,

  • «Сызрань православная»,

  • «Исторические цифры и факты нашего города»,

  • «Город во время Великой Отечественной войны»,

  • «Гордость города».

В итоге в сборнике собрано 25 задач о городе Сызрани, то есть по 5 задач на каждую из пяти тем:

Дети были разделены на творческие группы по желанию.

Все задачи, вошедшие в сборник, решаются средствами арифметики относятся

к одному из видов текстовых задач:

  • Составные задачи на нахождение суммы

  • Составные задачи на разностное сравнение

  • Составные задачи на движение

  • Составные задачи на пропорциональное деление

  • Составные задачи на нахождение площади

  • Составные задачи на цену, количество, стоимость

  • Составные задачи в косвенной форме.

  • Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого

  • Составные задачи на нахождение разности

  • Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу

  • Составные задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз

4.Творческая мастерская

Сборник авторских задач по математике для 3-4 –х классов о городе Сызрани

«Мой город в задачках» является результатом одноименной проектно-

исследовательской работы.

Теперь «Задачник» может быть использован как под руководством преподавателя, так и для самостоятельного изучения материала, так как задачи имеют не только ответы, но и решения и указания.

Учитывая, что текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, пока нет, надеюсь, что «Задачник» станет интересным не только для ребят, проживающих в этом городе, но и всех желающих больше узнать о Сызрани.

На 3 этапе провели анализ и оценку деятельности.

Вот некоторые высказывания учащихся:

  • Составление задач на основе найденных мною и моими одноклассниками

исторических справок и фактов оказалось делом очень непростым, но интереснейшим.

  • Все ученики 4 «Б» проявили большой интерес к проделанной работе.

Многим захотелось поделиться интересными фактами и данными о городе Сызрани, и стать авторами своих собственных задач.

  • Это соавторство, безусловно, сплотило наш класс и стало его общим

делом.

  • Все ребята, поучаствовавшие в проекте вместе со мной, заметили, что им

Стало легче решать любые задачи, и они стали лучше учиться.

Я надеюсь, что в процессе решения авторских краеведческих задач

ученики 3-4-х классов, не только освоят математику, но также получат

дополнительные сведения о развитии города, его истории, о том, что город

делает для моего поколения.

На 4 этапе защищали проект на окружном, всероссийском и международном уровне.

В марте 2016 года Янин Егор на окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» представил работу «Мой город в задачках». Работа была оценена почётной грамотой за 2 место.

На Всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь» за представленную работу получили диплом 2 степени.

В июле 2016 года на фестивале Международных и Всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России» был получен диплом Победителя.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Многие исторические сведения не были освещены в данном сборнике задач.

Учитывая это, у меня есть перспективная возможность дополнения сборника

авторских задач по математике, используя интересную информацию, по другим

темам: «Дети и город», «Известные люди нашего города», «Предприятия нашего города» и другие.

В настоящее время интересным и должен быть успешным исследовательский проект, посвященный жизни и деятельности наших земляков.          

Считаю, что изучая   историю родного края, местные события и явления  через измерения прошлого,  учат ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

  Знания, добытые собственным трудом, с приложением мыслительных усилий, с использованием местного материала, позволяет сделать вывод о прочности знаний по изучению истории родного края.

    Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы по материалам краеведческого характера.

   





Библиографический список:

  1. Основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

  2. Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов - М.: Просвещение, 2011-204 стр. - (Стандарты второго поколения)

  3. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 стр. – ( Работаем по новым стандартам).

  4. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

  5. Экскурсии в природу/ Сост. Е. И. Руднянская и др. - Волгоград: Учитель, 2005.-154 стр.

  6. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полякова Наталья Юрьевна

Дата: 07.08.2017

Номер свидетельства: 425013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Памятники моего города "
    ["seo_title"] => string(26) "pamiatniki-moiegho-ghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "172466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423825449"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "программа кружка "Клуб "Отечество" "
    ["seo_title"] => string(36) "proghramma-kruzhka-klub-otiechiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "124486"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414697845"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства