Просмотр содержимого документа
«Искусство быть другим»
Конспект урока русского языка «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ».
(Учитель Бирюкова Е. М.)
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям.
Оформление: таблички с эпиграфом и толкование слов:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф. И. Тютчев.
Сострадание- жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
(С. И. Ожегов. Словарь русского языка).
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).
Эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.
Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я бы хотела, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала « Искусство быть другим» Почему так, вы узнаете немного позднее.
А сейчас обратимся к анкетам. Вам, ребята, был предложен вопрос: « Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения?» Вы почти все считаете, что искусство общения - это умение общаться с людьми, а дар общения - это умение пользоваться речью ( вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык- главное средство общения. И я в этом с вами согласна. Но…Сначала послушайте два отрывка (Отрывок из романа Л. Н. Толстого « Война и мир», т. 1, ч. 1, гл. 17) читает учитель; отрывок из повести В. Железникова « Чучело», гл. 5 пересказывает близко к тексту ученица.
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
- Вы видите, что дар общения - это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе, Все это мы определяем одним словом эмпатия.
Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию?
-А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст-задача про карлика.
Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шел вверх пешком, Почему? (Ребята выдвигают свои версии.)
- Карлик мал ростом и мог дотянуться только до 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а обычно мы делаем наоборот - ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
- Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения. Тема была вам дана - « Самый несчастный день» Некоторые считают самым несчастным днем, когда они получили «2»;кто-то - когда испытал чувство страха или болезнь; и лишь один человек несчастлив оттого, что плохо не ему, а кому-то рядом с ним. Я могу сказать определенно, что он способен на высокое чувство- сострадание.
У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия» Послушайте отрывок из него. (Учитель читает стихотворение со слов « Но не хочу, о други, умирать» и до конца.)
Вдумайтесь: Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он эти два слова ставит рядом? (Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни!)
- Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.
Правило 1-е: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т. е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение « Аквариум глазами его хозяина, рыбок, хозяйского кота».
Еще одно упражнение- игра – этюд « Чужая роль»:
улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу;
не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.
Правило 2-е: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
Один из великих современных шахматистов признался: « Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить, А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т. е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».
Научиться любить людей трудно, но возможно. Я расскажу, какой способ предлагает В. Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? ( Поступком, жестом, мимикой, словом.)
« Давайте говорить друг другу комплименты,» - сказал Б. Окуджава.
- Попробуем провести игру «Кто знает больше формул благодарности? извинения?»
Ну, а теперь способ, предложенный В. Леви: попробуйте войти в роль альтруиста. Поживите чуть- чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания - более того, действуйте незаметно, чтобы никто не догадался. Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.
Домашнее задание: «Альтруист на день»- сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом
У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – «Маленький принц «Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте ее, если до сих пор не читали. И подумайте, как автору удалось донести до читателей мысль о том, что « самого главного глазами не увидишь», что « зорко одно лишь сердце». Запомните это, пожалуйста.
А сейчас – ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь сегодняшний урок. Слушайте:
«Мы учимся в 7 классе. Класс шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. Не все, но большинство наших мальчишек. И если на уроках русского языка, географии, математики у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского языка у нас настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна старается отдать нам свои знания, пытается сделать интересными свои уроки. Но, к сожалению, у нее больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые. Другим классам Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из – за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала.
Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки английского языка - не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их «геройства». Мы говорили ребятам: «Разве это героизм - обижать слабого? Это подлость!» Они лишь головы отворачивают или передразнивают говорящего. Немногие понимают, что наша учительница – человек сильной воли. Другая на ее месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по- прежнему учит нас, по-прежнему вкладывает в свое дело всю душу. А безобразия повторяются тоже по- прежнему. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?»
Вот такая ситуация. Напишите дома свой ответ этим ребятам.
В заключение урока учитель произносит еще несколько слов, завершая тему урока.
-Л. Н. Толстой сказал: « Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие».
Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Нам не дано предугадать.
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
- так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.