kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство быть другим

Нажмите, чтобы узнать подробности

От чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство быть другим»

Конспект урока русского языка «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ».

(Учитель Бирюкова Е. М.)

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям.

Оформление: таблички с эпиграфом и толкование слов:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф. И. Тютчев.

Сострадание- жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка).

Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).

Эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.

Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я бы хотела, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала « Искусство быть другим» Почему так, вы узнаете немного позднее.


А сейчас обратимся к анкетам. Вам, ребята, был предложен вопрос: « Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения?» Вы почти все считаете, что искусство общения - это умение общаться с людьми, а дар общения - это умение пользоваться речью ( вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык- главное средство общения. И я в этом с вами согласна. Но…Сначала послушайте два отрывка (Отрывок из романа Л. Н. Толстого « Война и мир», т. 1, ч. 1, гл. 17) читает учитель; отрывок из повести В. Железникова « Чучело», гл. 5 пересказывает близко к тексту ученица.

- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?

- Вы видите, что дар общения - это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе, Все это мы определяем одним словом эмпатия.

Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию?

-А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст-задача про карлика.


Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шел вверх пешком, Почему? (Ребята выдвигают свои версии.)

- Карлик мал ростом и мог дотянуться только до 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а обычно мы делаем наоборот - ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.

- Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения. Тема была вам дана - « Самый несчастный день» Некоторые считают самым несчастным днем, когда они получили «2»;кто-то - когда испытал чувство страха или болезнь; и лишь один человек несчастлив оттого, что плохо не ему, а кому-то рядом с ним. Я могу сказать определенно, что он способен на высокое чувство- сострадание.

У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия» Послушайте отрывок из него. (Учитель читает стихотворение со слов « Но не хочу, о други, умирать» и до конца.)

Вдумайтесь: Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он эти два слова ставит рядом? (Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни!)

- Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.

Правило 1-е: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.


Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т. е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение « Аквариум глазами его хозяина, рыбок, хозяйского кота».

Еще одно упражнение- игра – этюд « Чужая роль»:

  1. улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу;

  2. не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.

Правило 2-е: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

Один из великих современных шахматистов признался: « Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить, А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т. е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

Научиться любить людей трудно, но возможно. Я расскажу, какой способ предлагает В. Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? ( Поступком, жестом, мимикой, словом.)

« Давайте говорить друг другу комплименты,» - сказал Б. Окуджава.

- Попробуем провести игру «Кто знает больше формул благодарности? извинения?»

Ну, а теперь способ, предложенный В. Леви: попробуйте войти в роль альтруиста. Поживите чуть- чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания - более того, действуйте незаметно, чтобы никто не догадался. Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.

Домашнее задание: «Альтруист на день»- сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом

У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – «Маленький принц «Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте ее, если до сих пор не читали. И подумайте, как автору удалось донести до читателей мысль о том, что « самого главного глазами не увидишь», что « зорко одно лишь сердце». Запомните это, пожалуйста.

А сейчас – ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь сегодняшний урок. Слушайте:

«Мы учимся в 7 классе. Класс шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. Не все, но большинство наших мальчишек. И если на уроках русского языка, географии, математики у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского языка у нас настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна старается отдать нам свои знания, пытается сделать интересными свои уроки. Но, к сожалению, у нее больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые. Другим классам Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из – за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала.

Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки английского языка - не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их «геройства». Мы говорили ребятам: «Разве это героизм - обижать слабого? Это подлость!» Они лишь головы отворачивают или передразнивают говорящего. Немногие понимают, что наша учительница – человек сильной воли. Другая на ее месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по- прежнему учит нас, по-прежнему вкладывает в свое дело всю душу. А безобразия повторяются тоже по- прежнему. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?»

Вот такая ситуация. Напишите дома свой ответ этим ребятам.

В заключение урока учитель произносит еще несколько слов, завершая тему урока.

-Л. Н. Толстой сказал: « Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие».

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Нам не дано предугадать.

Как наше слово отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

- так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев.

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Искусство быть другим

Автор: Елена Михайловна Бирюкова

Дата: 31.01.2025

Номер свидетельства: 664503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Выступление: "Искусство быть учителем". "
    ["seo_title"] => string(39) "vystuplieniie-iskusstvo-byt-uchitieliem"
    ["file_id"] => string(6) "120935"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413825464"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок развития речи «Искусство быть другим»"
    ["seo_title"] => string(43) "urok_razvitiia_riechi_iskusstvo_byt_drughim"
    ["file_id"] => string(6) "423865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499537484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по теме "В.Осеева "Добрая хозяюшка". Портрет –жанр изобразительного искусства""
    ["seo_title"] => string(166) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-i-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-v-osieieva-dobraia-khoziaiushka-portriet-zhanr-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "254289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447742220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Художник в театре" (по программе Б.М. Неменского)"
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiia-k-uroku-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-po-tiemie-khudozhnik-v-tieatrie-po-proghrammie-b-m-niemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "263225"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449504020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по изобразительному искусству "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu"
    ["file_id"] => string(6) "109298"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404314249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства