Талант общения – это не только владение речью. Это, прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи «Искусство быть другим»»
Урок развития речи «Искусство быть другим»
9 класс
Составлен и проведен
учителем русского языка и литературы
Кононовой Г.М.
Цели и задачи урока:
Объяснить учащимся от чего зависит способность понимать людей.
Научить выражать свое доброе отношение к людям.
Пробудить желание научиться любить людей.
Пополнить словарный запас учащихся.
Ход урока:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодатью
Ф.Тютчев
Учитель: Сегодняшний урок я назвала «Искусство быть другим».
Почему так, вы узнаете чуть позже.
1.Дискуссия.
«Как бы вы определили искусство общения? Дар общения – это, по – вашему, что?»
2.Прослушивание отрывков и беседа по вопросам
Л.Н.Толстой «Война и мир» т.1, глава 17.
В.Железняков «Чучело» глава 5.(тексты читают заранее подготовленные ученики)
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
Талант общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе.
3.Все это называется, одним словом ЭМПАТИЯ. Словарная работа (по толковому словарю)
Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Учитель: Вот об этом мы сегодня поведем разговор, узнаем, отчего же зависит способность понимать других людей и можно ли научиться сочувствию, а значит, научимся любить окружающий нас мир и людей в нем живущих.
4.Вниманию учащихся предлагается тест-задача. (Текст распечатан для каждого ученика)
Карлик жил на 20 этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а дальше шел пешком вверх по лестнице. Почему?
(Он дотягивался лишь до 10 этажа)
Поставим себя на его место и увидим мир его глазами. А мы обычно делаем наоборот – ставим кого - то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступать таким образом.
Попыпаемся вспомнить самый несчастный день в своей жизни.
Кто пришел вам на помощь, утешил?
Учитель: Человек, утешивший вас, отозвавшийся на вашу беду почувствовал как вам тяжело, то есть проявил СОЧУВСТВИЕ
5.Словарная работа (по толковому словарю)
СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.
6.Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Элегия» заранее подготовленным учеником со слов « Но не хочу, о други, умирать…»
Учитель: Вдумайтесь. У Пушкина – жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? Животные тоже могут мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдать может только человек. Потому, что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен только человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдать свою жизнь, - и все это во имя жизни!
_ Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?
7. Известный психолог Владимир Леви определил искусство общения как искусство быть другим, то есть научиться вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь, а этому научиться можно и нужно.
Попробуем.
А) - улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец
- собака своему хозяину
- кот на солнышке
- мать младенцу
Б) не сходя со стула, посидите так
- как сидит председатель экзаменационной комиссии
- пчела на цветке
- наказанный Буратино
- побитая собака
Оказывается комфортнее в случае А.
В каждом умейте видеть его достоинства, а не недостатки. Любите людей, учитесь быть радостными и счастливыми, добрыми и отзывчивыми, учитесь благодарить друг друга, учитесь быть альтруистами.
Словарная работа (по толковому словарю)
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Один из великих современных шахматистов признался: « Чтобы победить сильного соперника я должен изучить его. А чтобы изучить я должен в него влюбиться. Влюбиться в характер, стиль игры. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».
8. Аукцион «Слова благодарности».
9. Прослушивание песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплементы».
10. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Самого главного глазами не увидишь…зорко одно лишь сердце…»