kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление: "Искусство быть учителем".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терещенко Ольга Николаевна - учитель физической культуры сш№7 им. Ю.А.Гагарина, категория-высшая.

Искусство быть учителем.

Учитель  для  школы – то  же  самое,

что  Солнце для  вселенной.

Последняя  заржавеет  в мёртвом  оцепенении,

если  оно не  сумеет  вдохнуть  в  неё 

жизнь  и  движение.

А.  Дистервег

            Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. О том, каким должен быть учитель, рассуждают не только в педагогическом вузе и школе. Об этом говорят на предприятиях и в научных учреждениях, на колхозных полях и животноводческих фермах, в столовых и очередях, - словом, везде, где бывают мамы и папы, бабушки и дедушки наших учеников. Говорят с восхищением и разочарованием, с восторгом и обидой, с горечью сожаления и радостным удивлением, ведь родители воспринимают учителя не только умом, но и сердцем. В этом состоит специфическая особенность его работы: его постоянно оценивают окружающие. И оценки эти не всегда однозначные.

         Да и сами учителя относятся к своей работе по-разному. Одни, придя в школу, забывают о всех личных заботах, неприятностях и с удовольствием окунаются в атмосферу школьной жизни. Про таких говорят, что они живут школой, общением с учениками, что они увлечены делом. Для них дружеская расположенность к учащимся, отношение взаимопонимания, сотрудничества с ними – естественное состояние.

         У других отношения с детьми складываются трудно, путём преодоления многочисленных конфликтов, поиска верного, но не всегда найденного решения. Радость от общения с детьми порой сменяется глубоким разочарованием в выбранной профессии. Появляются мысли: не бросить ли работу, не поискать ли другую сферу деятельности? Но вот приходит удача. И возвращается вдохновение, желание сделать что-то значительное. Вновь приятно и радостно видеть лица детей, серьёзные и озорные, восторженные и скептические. Они ведь никогда не бывают равнодушными, эти детские лица. Даже под маской безразличия скрывается легкоранимая душа подростка, жажда защитить обострённое чувство собственного достоинства.

         Школа не может быть просто местом службы. Здесь происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и личности учителя. Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно, наблюдают за его деятельностью, оценивают, требуют… Они заставляют учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей и их родителей, коллег, анализировать собственные поступки, сравнивать результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы с теми, которые испытывают другие. Вряд ли кто при этом захочет стать лучше, профессиональнее. Молодой учитель начинает «созидать» себя. У него появляются творческое стремление к самопознанию, к совершенствованию, интерес к опыту других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление: "Искусство быть учителем". »

Искусство быть учителем.

Учитель для школы – то же самое,

что Солнце для вселенной.

Последняя заржавеет в мёртвом оцепенении,

если оно не сумеет вдохнуть в неё

жизнь и движение.

А. Дистервег

Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. О том, каким должен быть учитель, рассуждают не только в педагогическом вузе и школе. Об этом говорят на предприятиях и в научных учреждениях, на колхозных полях и животноводческих фермах, в столовых и очередях, - словом, везде, где бывают мамы и папы, бабушки и дедушки наших учеников. Говорят с восхищением и разочарованием, с восторгом и обидой, с горечью сожаления и радостным удивлением, ведь родители воспринимают учителя не только умом, но и сердцем. В этом состоит специфическая особенность его работы: его постоянно оценивают окружающие. И оценки эти не всегда однозначные.

Да и сами учителя относятся к своей работе по-разному. Одни, придя в школу, забывают о всех личных заботах, неприятностях и с удовольствием окунаются в атмосферу школьной жизни. Про таких говорят, что они живут школой, общением с учениками, что они увлечены делом. Для них дружеская расположенность к учащимся, отношение взаимопонимания, сотрудничества с ними – естественное состояние.

У других отношения с детьми складываются трудно, путём преодоления многочисленных конфликтов, поиска верного, но не всегда найденного решения. Радость от общения с детьми порой сменяется глубоким разочарованием в выбранной профессии. Появляются мысли: не бросить ли работу, не поискать ли другую сферу деятельности? Но вот приходит удача. И возвращается вдохновение, желание сделать что-то значительное. Вновь приятно и радостно видеть лица детей, серьёзные и озорные, восторженные и скептические. Они ведь никогда не бывают равнодушными, эти детские лица. Даже под маской безразличия скрывается легкоранимая душа подростка, жажда защитить обострённое чувство собственного достоинства.

Школа не может быть просто местом службы. Здесь происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и личности учителя. Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно, наблюдают за его деятельностью, оценивают, требуют… Они заставляют учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей и их родителей, коллег, анализировать собственные поступки, сравнивать результаты труда, сопоставлять свои педагогические проблемы с теми, которые испытывают другие. Вряд ли кто при этом захочет стать лучше, профессиональнее. Молодой учитель начинает «созидать» себя. У него появляются творческое стремление к самопознанию, к совершенствованию, интерес к опыту других.

Возникает множество вопросов. Смогу ли я достичь профессиональных вершин? Или это удел избранных? Можно ли вообще научиться профессии учителя? Овладеть её мастерством? Или для этого нужен особый талант?

Как говорил ещё в прошлом веке немецкий педагог-демократ А. Дистервег, «воспитателем и учителем надо родиться».

Однако одних природных задатков недостаточно, чтобы быть учителем-мастером. Любовь к детям не заменит профессионального мастерства. Необходим ещё и целый ряд других качеств, и прежде всего тех, которые учитель стремится сформировать и развить у ребёнка. Поэтому в первую очередь он должен развивать эти прекрасные качества в самом себе. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным», - писал А. Дистервег.

Учитель должен понимать ту ответственность, которую возложила на него профессия, всё время помнить о том, какое влияние окажут на детей его слова и поступки. Дети крайне восприимчивы к фальши. Расхождение слов учителя сего делами, поступками оказывает разрушающее действие на душу ребёнка. Если учитель требует, чтобы ребята были дисциплинированными, то и сам он должен показать им в этом образец. Если педагог занимается нравственным воспитанием детей, он должен иметь возвышенную душу. Только тогда он сможет других направлять по правильному пути, пробудить в них стремление к истине и добру, добиться высшего развития задатков и сил воспитанников.

Учитель должен быть прежде всего личностью, служить примером для учеников. Только уважаемый ими учитель способен оказывать на них огромное влияние. Стремление заслужить уважение учащихся, стать для них личностью, достойной подражания, накладывает отпечаток на весь образ жизни учителя, незаметно формирует его характер, заставляет работать над собой.

Юность вообще склонна к идеализации. Учитель же постоянно находится в поле зрения учащихся. Любимому учителю начинают подражать, копировать манеру его поведения, жесты, мимику. Об этом следует помнить и следить за своим поведением.

Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. И всё же существуют такие черты характера, присутствие которых обязательно для овладения педагогической профессией, педагогической культурой. Это доброжелательность и уважение к окружающим, искренность, терпимость, тактичность и чуткость. Учитель не может состояться, если он не обладает любовью к детям, у него нет профессионального интереса, оптимизма, стремления к самосовершенствованию, интеллигентности.

На результаты обучения и воспитания значительно влияют взаимоотношения учителя с детьми. В. А. Сухомлинский писал: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися».

Общение может, например, строиться на основе увлечённости совместной деятельностью. Учитель влюблённый в своё дело, не может не увлечь своей деятельностью и учащихся. К такому учителю тянутся дети, заражаясь его энергией и преданностью любимому предмету. Отношение к ученику как к заинтересованному лицу, как к партнёру по творчеству делает творческий поиск учителя явлением двусторонним, когда результаты творчества зависят от обеих сторон: как от учителя, так и от ученика, влияют на развитие личности того и другого.

Некоторые учителя строят взаимоотношения с детьми на основе дружеского расположения, избирая по отношению к ним позицию старшего товарища, друга, более опытного и знающего, чем они, готового помочь в трудную минуту. Такой способ общения благоприятен для ребёнка, целесообразен в условиях демократичной школы, гуманизации отношений. Однако дружеское расположение ни в коем случае не должно перерасти в панибратские отношения с учащимися.

Наблюдения показывают, что если учитель не умеет увлечь учащихся своим предметом или другой совместной деятельностью, если у него не ладится с дисциплиной в классе, если нет навыков в организации деятельности учащихся на уроке, он очень часто прибегает к такому «испытанному» средству, как общение-устрашение. Это самый лёгкий (но не самый эффективный!) путь к управлению деятельностью учащихся, к которому чаще всего приходят начинающие учителя. Общение-устрашение может дать временные быстрые результаты. Учитель добивается послушания, дисциплины, выполнения определённых его требований, но теряет при этом самое дорогое – любовь детей, их увлечённость предметом, доверие.

Стремление же завоевать авторитет и любовь детей, чрезмерное старание учителя быть хорошим приводят иногда к общению-заигрыванию. Оно противоречит требованиям педагогической этики и не может быть основой для возникновения истинного авторитета, создаёт лишь одну его видимость.

Прежде всего учитель должен владеть искусством общения. Только в этом случае он может научиться общению с детьми, выбрать его правильный стиль. Если же учитель не владеет этим искусством, все нравственные категории превращаются для него в абстрактные понятия. Недаром говорят: легче любить всё человечество, чем одного конкретного человека. Перефразируя это высказывание, мы можем утверждать, что то же самое происходит и с любовью к детям: легче любить всех детей сразу, чем одного конкретного ученика.

Какими же умениями должен обладать учитель, чтобы овладеть искусством педагогического общения?

Прежде всего необходимо уметь слушать ребёнка, вести с ним диалог на основе взаимного уважения. В процессе общения в центре внимания учителя должны быть не собственные заботы, связанные с педагогическими целями и задачами, а интересы и желания ребёнка. Эффективность педагогического общения зависит от информированности учителя о характере, свойствах личности, индивидуальных особенностях ребёнка, от его умения верно оценивать поступки школьников, анализировать их поведение, по внешнему поведению детей правильно разгадывать их внутреннее состояние. Ведь часто за резкостью слов скрывается не желание нагрубить учителю, а стремление защитить собственное достоинство в глазах одноклассников , выразить свою обиду на то или иное действие учителя или несправедливое высказывание.

Учитель, стремящийся к правильному педагогическому общению с учащимися, должен научиться видеть свои недостатки, отрицательно сказывающиеся на взаимоотношениях с детьми, и честно признавать ошибки. Полезно ставить себя на место ученика и с этой позиции анализировать свою деятельность.

Важно также иметь в виду, что мнение о ребёнке и отношение к нему может быть ошибочным. Если сложилось отрицательное представление об ученике, нужно постараться проявить заинтересованность в его личности, попытаться найти какие-то неизвестные стороны его жизни, характера, индивидуальные особенности, что-то привлекательное или хотя бы достойное удивления. И тогда отношения к ребёнку невольно изменится.

Надо постоянно воспитывать и развивать в себе такие способности и умения, как выслушивать ребёнка до конца, не перебивая и не торопясь высказывать собственную точку зрения: быстро изменять тему беседы, если она не представляет интереса для учащегося; преодолевать чувство раздражения, если действия ребёнка не соответствуют вашему настроению и планам; быстро улавливать настроение ребёнка, делать общение с учителем приятным для него; анализировать результаты общения.

Все эти способности можно сформировать, научившись всматриваться в другого человека, сопереживать с ним, радоваться его успеху.

Учитель физической культуры имеет большие, чем другие педагоги, возможности для контактов с детьми, для воздействия на развитие их личности. И этими возможностями надо умело пользоваться.

На уроках педагога-мастера царит доброжелательная, естественная атмосфера, общение с подростками доверительное, уважительное. К слову учителя ребята прислушиваются, считаются с его мнением. Если во время игры возникает недоразумение между членами команд, решающее слово за учителем. Ему доверяют, верят, что он в любом конфликте поведёт себя справедливо и найдёт объективное решение возникшей ситуации.

Обычно, каков учитель на уроке, таков он и вне урока. С учителем физической культуры учащиеся встречаются не только в стенах школы, но и на различных соревнованиях, в туристских походах, на экскурсиях, в лагерях труда и отдыха. И дети видят перед собой не просто учителя, а в первую очередь человека. Поэтому, хочет этого учитель или нет, он всё равно для ребят воспитатель. Он воспитывает их своим отношением к жизни, своей искренностью, пониманием обсуждаемых проблем, высказанным впечатлением о том, что увидел, что пережил сам, своими советами, рекомендациями, своим примером, отношением к делу. Равнодушного, формального, грубого, небрежного отношения к себе ребята не прощают.

Не прощают они и такому учителю, который проявлением своих пороков разрушил то обаяние, какое имел в глазах учеников. Непроизвольно они начинают мстить ему за разрушенный идеал, за грубо и жестоко растоптанный чистый образ человека, которому они подражали, с которого брали пример. Дети максималистки воспринимают поведение учителя, не вписывающееся в установленные нравственные рамки. Они чувствуют себя при этом обманутым в своих чувствах, надеждах.

А когда рушится авторитет учителя, рушится и его воспитательная сила. Учительская профессия не позволяет поступать бездумно. Всегда нужно думать о том, как воспримут твой поступок ученики, уметь посмотреть на себя их глазами и стараться не разрушить тот имидж, который уже сложился под влиянием совместного общения, деятельности.

Роль учителя исключительно ответственна. И она накладывает отпечаток на его личность, незаметно формирует его характер, заставляет работать над собой. Не только он воспитывает детей, но и дети воспитывают учителя. Ведь воспитание – процесс двусторонний, где влиянию подвержены обе воздействующие стороны. Поэтому наиболее естественными взаимоотношениями в школе являются отношения сотрудничества между педагогами и детьми, отказ от авторитаризма, мелкой опеки или вседозволенности. Взаимное уважение и взаимная требовательность, товарищеские отношения между учителями и учащимися – обязательное условие успешного воспитания. Учитель должен уметь управлять воспитательным процессом. Его место – во главе коллектива учащихся, но не над ним, а вместе с ним. Когда учитель живет с учащимися одной жизнью, общими заботами, едиными духовными интересами, и он и дети духовно обогащают друг друга в процессе совместной учебной и внеклассной деятельности. Продуктом такой совместной деятельности и воспитания является выработанная сообща жизненная позиция, которая отражает все стороны школьной (да и не только школьной) жизни: отношение к моральным ценностям, к труду, в том числе и к учебному, друг к другу, к окружающим и т. д.

Трудно ли осуществлять на практике изложенные выше принципы? Да, трудно, если они расходятся с жизненными принципами учителя, если они существенно отличаются от его взглядов и убеждений, если в личной жизни, жизни за пределами школы, он привык жить по-другому.

Ведь ребята остро чувствуют разницу между делами по обязанности и по велению души. Учитель постоянно проходит испытание на прочность: на честность, порядочность, доброту, милосердие, гуманность… Хорошим учителем, воспитателем нельзя стать, не будучи хорошим человеком.

Учитель, умеющий общаться с детьми, располагать их к себе, всегда вызывает внимание и у взрослых людей. Так же как и дети, они тянутся к хорошему человеку, с которым приятно пообщаться, выложить ему свои проблемы, открыть душу. Хороший учитель не проходит мимо чужой беды, он всегда протягивает людям руку помощи. Такого учителя узнают на улице даже незнакомые ему люди.

Школа накладывает свой особый, присущий только ей отпечаток на личность человека. Возможно, это печать детства, милого и далекого для тех, кто далек от школы и близкого, понятного тем, кто не расстается с ней до глубокой старости. Учитель, переступив порог школы, попадает в ту особую атмосферу детства, с его законами и принципами, не адаптировавшись в которой, не пропустив заботы, горести и радости школьного коллектива через собственное сердце, он оказывается чужим в этой жизни, непонятым и не признанным «за своего». Такому учителю трудно работать, у него постоянно возникают конфликты и с ребятами, и с коллегами.

И если человек выбрал учительскую профессию, как говорится, навсегда, он должен при помощи самоанализа своих достоинств и недостатков, стереотипов поведения вести поиск гармоничного сосуществования с самим собой и с окружающими. Сознательная работа над собой – это отказ от вредных привычек, от непривлекательной мане6ры поведения, манеры говорить и общаться, избавление от привычки раздражаться по пустякам, от ворчливого и назидательного тона и от многого другого, мешающего жить и работать.

Возможно ли изменить себя, свой характер, если учитель уже не зеленый юнец, если он уже в зрелом возрасте, когда установились черты характера, привычки поведения, манеры? Нужно ли это?

Непременно нужно. Человек может совершенствоваться всю свою жизнь, самообразование и самосовершенствование человека заканчивается только с его смертью. Нет предела и границ в движении вперед, как не может быть остановок в самой жизни.




Терещенко О. Н.

Учитель физкультуры

СШ №7 им. Ю. А. Гагарина

Акмолинская обл., г. Степногорск


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выступление: "Искусство быть учителем".

Автор: Терещенко Ольга Николаевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "С любовью к Вам, Учитель!"
    ["seo_title"] => string(24) "s_liuboviu_k_vam_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "480379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539276325"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Я Вам хочу сказать, Учитель.!"
    ["seo_title"] => string(28) "ia_vam_khochu_skazat_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "480376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539275615"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) ""Русский авангард" "
    ["seo_title"] => string(17) "russkii-avanghard"
    ["file_id"] => string(6) "221026"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434996921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Европейское искусство классического танца. Балет»"
    ["seo_title"] => string(55) "ievropieiskoie-iskusstvo-klassichieskogho-tantsa-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "281294"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453487801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства