kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные формы работы с семьями обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача  образовательного учреждения - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники". Придумать новые эффективные формы не такое уж легкое дело.

Cтарые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Aормы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы. B словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызыdtn у dfc затруднений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы работы с семьями обучающихся »

Инновационные формы работы с семьями обучающихся

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса. Легко это сделать? Нет. К большому сожалению, приходится констатировать, что связи между семьей и образовательным учреждением не так прочны, как хотелось.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». 

Каждый классный руководитель должен чётко сформулироватьцель, задачи и направления взаимодействия с родителями.

Моя  цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа». Успешное достижение поставленной цели вплотную зависит от правильно выбранных форм общения с родителями. Поэтому учителя находятся в постоянном поиске новых форм общения с родителями.



Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Существуют различные формы работы с родителями по данным направлениям, но я остановлюсь на инновационных


Инновационные



Родительские вечера






Родительские тренинги



Родительские ринги

практикумы;
ролевые игры;
родительские чтения;
творческие мастерские:
социально-педагогические проекты
Интернет - консультации





















Сущность формы, тематика

Назначение

Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив; обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Тематика: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?»



Позволяет родителям не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять лучшее на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей



Родительские вечера

Родительские тренинги

Активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

По результату тренинга проводится собеседование с классным руководителем и даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге

Позволяют изменить взаимоотношения родителей с собственным ребенком, сделать их более открытыми и доверительными, приобрести новые знания и умения в воспитании



 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Тематическая консультация. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. Родители должны получать квалифицированный совет. При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

Посещение семьи. Считается традиционным мероприятием. Новационным оно может стать при условии активизации родителей при непосредственном их участии в данном процессе: взаимопосещений, родительских «десантов» и др.

Диагностика

Диагностика

Использование тестов для изучения родителями особенностей своей личности. Требования: (каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции)

Позволяет получить информацию для раздумий, рассуждений переживаний; побудить к самоанализу



Творческая мастерская - форма работы, позволяющая создать условия для совместного творчества детей и родителей

Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

На родительских собраниях, всю информацию можно представить в виде   электронной презентации, в ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдается распечатка этого материала. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам. Могу с уверенностью сказать, что с использованием ИКТ процент посещения родительских собраний увеличился.

Микрогруповая работа с родителями. Приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации. Собирается только часть родителей . Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей. Такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, то есть собирать родителей из разных классов параллели.

Школьная образовательная сеть «Дневник.ру».

Электронный дневник» - один из вариантов работы с родителями, который обеспечивает родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

Что предлагает система «Электронный дневник» родителям?

  • Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок.

  • Дает возможность получать точную, достоверную и наиболее свежую информацию о мероприятиях, которые намечаются в школе.

  • Можно ознакомиться с новостной лентой, узнать расписание, а также – уточнить домашнее задание. Для этого достаточно воспользоваться СМС запросом или же подключиться к сети Интернет.

  • Электронный дневник учащегося позволяет его родителям просмотреть полученные оценки. Более того, родители могут настроить функции дневника и совместить их с мобильным телефоном. Используя СМС запрос, каждый родитель сможет получать полные сведения о достижениях и успеваемости своего ребенка.

  • Электронные дневники в школе обладают еще одним немаловажным преимуществом – с их помощью родители могут контролировать посещаемость своего чада.

  • Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.

Большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Существует такая форма сотрудничества с родителями, как общение по Skype, которое позволяет:

- Оперативно взаимодействовать с родителями.

- Работать с родителями в удобное для них время и в удобном месте.

- Включить родителей в деятельность.

- Проводить работу с родителями часто болеющих детей

- - Рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени

Использование новой формы подведения итогов года - Ассамблея достижений, которая проводится как расширенное заседание родительского комитета школы. На этой встрече отчитывается администрация школы, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача школы - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники". Придумать новые эффективные формы не такое уж легкое дело.

Но ведь старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные

Микрогруповая работа с родителями. Приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации. Собирается только часть родителей . Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей. Такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, то есть собирать родителей из разных классов параллели.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные формы работы с семьями обучающихся

Автор: Когденко Елена Петровна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" "
    ["seo_title"] => string(132) "piedaghoghichieskii-proiekt-innovatsionnyie-formy-vzaimodieistviia-s-siem-ioi-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "183933"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425977725"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся."
    ["seo_title"] => string(80) "formy_i_metody_vzaimodeistviia_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniia_s_semiami_ob"
    ["file_id"] => string(6) "542252"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583828095"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Можно ли ,через использование групповой работы, повысить активность учащихся» "
    ["seo_title"] => string(84) "mozhno-li-chieriez-ispol-zovaniie-ghruppovoi-raboty-povysit-aktivnost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "170513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423565513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства