Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.
Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.
В данной работе изложены традиционные (индивидуальные и групповые) и инновационные формы и методы взаимодействия преподавателя с семьями обучающихся. Обозначены эффективность действия той или иной формы работы, значимость роли педагога и родителей в образовательном и воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования « Унечская детская школа искусств»
Доклад
Тема: « Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся»
Преподаватель высшей
категории Герасимова Е.Л.
2020 г.
Формы и методы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями обучающихся
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого педагога. В основе такого взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Главенствующую роль в воспитании ребенка в настоящее время играет
семейное воспитание. Ведь и главный фактор развития ребенка как личности, и первая школа общения ребенка все это - семья. И строится семейное
воспитание на определенных принципах, выработанных поколениями. Как следствие тип семейного воспитания влияет на мотивацию достижений
детей. Желаемый тип мотивации формируется в основном у детей в семьях без отклонений и нарушений в воспитании.
Стоит заметить, что воспитание не происходит само собой. На современном этапе развития общества наряду с другими проблемами, потеря семейных ценностей стала одной из основных государственных проблем. Не секрет,что родители вынуждены больше заниматься решением материальных проблем семьи и зачастую просто не видят как растут их дети. Именно поэтому от педагогов, классных руководителей требуется немало усилий для вовлечения родителей в воспитательный процесс, для того, чтобы максимально использовать ресурсы семейного воспитания.
Организация всевозможных мероприятий и встреч с родителями, с использованием различных нетрадиционных форм и методов - залог участия и заинтересованности родителей в воспитательном процессе.
Можно выделить традиционные и инновационные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
К индивидуальным традиционным формам относят:
Консультации с родителями. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь от родителей обучающихся. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагогов. Родители получают реальное представление об успехах и поведении ребенка, педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского воздействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на выполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение , заинтересованность, компетентность.
Открытые занятия , которые организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, требованиями педагога, достижениями обучающихся. Необходимо хотя бы один-два раза в год давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики образовательного процесса.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении, поздравления с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие в переписке – доброжелательный тон, радость общения.
К групповым традиционным формам взаимодействия относятся:
Родительские собрания - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Собрание не сводится к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного. Родительские собрания можно разделить на: общешкольные и собрание родителей учащихся отдельных классов. На общешкольных родительских собраниях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год . Более оперативной формой организационно педагогической работы с семьей является собрание родителей обучающихсяотдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями . Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год . Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Немаловажное место занимает организация таких форм сотрудничества школы и семьи, как педагогический лекторий, различные праздники и конкурсы, совместные экскурсии, поездки, походы и др. В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители обучающихся должны быть вместе со своими детьми в театрах, музеях, на экскурсиях, в походах.
Университет педагогических знаний – вооружает родителей
необходимыми знаниями, основами педагогической культуры , знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста обучающихся и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе. Программа университета составляется с учетом контингента обучающихся и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы и т.д.
К нетрадиционным (инновационным) форма сотрудничества с семьей можно отнести следующие.
Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнений по определённой проблеме. Конференция заранее планируется, готовится. К ней необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, учёных. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.Предметом обсуждения родительской конференции могут быть насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения, её результаты, и многое другое.Конференция обычно открывается вступительным словом директора учреждения или педагога дополнительного образования.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы.
Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти вход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и педагогов и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Родительские вечера уместно проводить, когда у педагога только еще идет процесс формирования коллектива родителей и воспитанников. Родительский вечер - это обмен родительским опытом, это то место, где родители могут научиться слышать других и быть услышанными сами. Родители собираются понять друг друга, поделиться опытом воспитания своего ребенка с другими родителями. Родительские вечера должны помочь более мягче и сердечнее пережить обиды и огорчения, взглянуть на наболевшие проблемы в воспитании ребёнка трезво и спокойно, они помогают преодолеть страх, неуверенность, а порой и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Знаю ли я друзей моего ребенка.
2. Традиции и праздники нашей семьи.
3. Фильмы, которые смотрим мы вместе.
4. А вдруг это первая любовь сына или дочери?
5. Наши домашние питомцы.
6. Труд в нашей семье - это?
7. Закаливание в нашей семье.
8. Профилактика вредных привычек.
9. Вопросы, которые ставят нас в тупик.
10. Любимые праздники нашего ребенка.
11.Наказание или попустительство.
12. Как всегда и везде оставаться человеком?
Поднимая подобные темы на семейных вечерах, педагог помогает родителям не только высказывать своё мнение, но и дает возможность им услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определённые выводы, чему-то научиться.
К инновационным формам взаимодействия с семьей, кроме вышеперечисленного, можно также отнести: тренинги для родителей , психологические разминки ,круглые столы, устные журналы, практикумы для родителей, вечер отдыха для родителе и детей.
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимет авторитет школы, позволит объединить воспитательные усилия родителей.
Таким образом можно утверждать, что, умело сочетая коллективные и
индивидуальные формы работы детских учреждений дополнительного образования с родителями могут быть достигнуты положительные результаты в воспитании детей.
Однако следует отметить - рассчитывать на поддержку родителей во всех
проводимых в коллективе мероприятиях можно только при условии, что при
общении с родителями детей педагог проявляет уважение и корректность,
умение сдерживать свои эмоции.
Приступая к работе с семьями своих воспитанников, педагог должен
обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться при
взаимодействии с родителями.
Правила эффективного сотрудничества педагога с родителями
воспитанников:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими
располагаете - создавайте необходимые условия для общения.
• Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в
другое время - не следует беседовать с родителями второпях или на бегу.
• Разговаривать с родителями нужно спокойным тоном, не старайтесь
наставлять и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со
стороны родителей.
• Старайтесь слушать родителей внимательно и терпеливо, давая им
возможность высказаться по всем волнующим вопросам.
• Хорошо обдумайте то, что вы от родителей услышали. Не делайте
поспешных выводов!
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других
родителей, учащихся и педагогов.
• В случае, если есть профессиональная необходимость поделиться
информацией, которую сообщили вам родители еще с кем-то, необходимо
поставить их в известность.
• Готовясь к встрече с семьей своего ученика, необходимо помнить, что
любой родитель хочет услышать, во-первых, что-то хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее и лишь в последнюю очередь -негативную
информацию.
• Каждая встреча с родителями учащихся должна заканчиваться
рекомендациями для родителей и самого ребенка.
Творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы преподавателя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
Список использованных источников:
1. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? - М., Дрофа-Плюс, 2005.