Просмотр содержимого документа
«Игра как средство развития у детей творческих способностей и эстетического вкуса»
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
Задача дополнительного образования - всем без исключения учащимся дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. Именно учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые» возможности для каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей.
Мне удалось найти данные опроса, проведенного Высшей школой экономики среди 6-ти тысяч родителей. В результате опроса удалось выяснить, что подавляющее большинство учеников в России прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов 96%, в средних и малых - 93%, в поселках - 85%. Это колоссальные цифры.
Если цель дополнительных занятий для старшеклассников – это, в первую очередь, профориентация, углубление знаний по выбранной специализации, то родители младших школьников выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на так называемое «сверхпрограммное» обучение своих детей:
-желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов;
-стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться;
-необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх.
В результате опроса родители единодушно отметили, что при правильном выборе и позитивном настрое дополнительное образование дает массу существенных преимуществ. Оно позволяет приобрести уверенность в себе и своих возможностях. Ведь каждый ребенок хочет быть лучшим, а быть лучшим в том, что интересно, проще.
Дети это понимают, и такая личная «территория успеха» позволяет им научиться не бояться неудач.
Они учатся систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников.
Контрольная работа в школе - это проверка одной или нескольких пройденных тем. Написал и забыл! Ну, или, в лучшем случае, запомнил. А на занятиях, к примеру, по изготовлению текстильной игрушки, волей неволей придется запомнить, как пришивать глазки-бусинки, потому что через одно-два занятия к этому опять придется вернуться.
Найти единомышленников, вовлечь ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами. Видя сверстников, увлеченных его любимой темой, ребенок чувствует себя окрыленным, приобретает новых друзей и становится «своим среди своих».
Приобрести привычку хорошо учиться в коллективе единомышленников. Ведь у детей, занимающихся одним видом творчества, возникает некое соревнование: сделать быстрей, лучше, красивей. Тут и возникает понимание того, что быстрей, лучше и красивей можно сделать только тогда, когда будешь хорошо учиться.
И, называя вещи своими именами, уважаемые коллеги, если на наших занятиях будет скучно, если дети про нас будут говорить: «Она злая», то они к нам не пойдут. Поэтому от всей души, уважаемые педагоги, желаю вам побольше источников радости и хорошего настроения, и, наконец, подробней остановлюсь на игре, как методе обучения и избавления от скуки на занятиях.
Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок - это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство - это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? Это жизнь во всем ее многообразии и проявлениях.
Все мы понимаем, что с детьми, приходящими в наши творческие объединения по велению сердца и души, работать гораздо проще. Такой ребенок занимается любимым делом, и как-то заинтересовывать его, пробуждать интерес к данному виду творчества не надо. Сложнее с теми детьми, которых привели родители, считающие, что именно эти занятия необходимо посещать их ребенку.
Игру можно и нужно использовать как активный метод обучения в системе современного дополнительного образования детей. Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным.
Перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача - совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечѐнно, и использовать это как отправную точку для формирования и развития глубокого познавательного интереса. Игра не должна быть игрой ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игрой ради учения, познания нового.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В игре нет как такового источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и в то же время отвлекают от монотонности повседневной жизни - в случае с детьми это общеобразовательная школа.
Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра». Например:
- Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности.
- Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
- Игра - это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон.
- Игра, как таковая, - это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.
- С образовательной точки зрения игра - это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов.
Возникновению игрового интереса способствуют многие факторы:
-удовольствие от контактов с партнерами по игре;
-удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
-необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
-если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Обобщенная классификация игр
По области деятельности:
-физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
-трудовые;
-социальные;
-психологические.
По характеру педагогического процесса:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;
-компьютерные, телевизионные, с применением ТСО;
-технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики:
-предметные;
-сюжетные;
-ролевые;
-деловые;
-имитационные игры-драматизации.
Предметные - это игры с применением предметов (мяч, скакалка).
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры - это игры, в которых отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую - либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ (модельер, стилист, имиджмейкер).
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций (Например, «Я учитель», «Мой заместитель»).
Имитационные игры. Имитируется деятельность какой - либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.).
Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Специально создаваемые или приспособленные для обучения игры называются дидактическими.
Хочу остановиться на нескольких, самых распространенных видах дидактических игр:
1.Игры-упражнения.
2.Игры-путешествия.
3.Сюжетные (ролевые) игры.
4.Игры-соревнования.
1.Игры-упражнения, которые способствуют развитию познавательных способностей воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. Педагогу такие игры помогают выявить уровень знаний детей по определенной теме программы.
2.Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Многие музеи мира и нашей страны на своих официальных сайтах проводят виртуальные экскурсии. И, изучая, например, русскую тряпичную куклу, очень интересно побродить с учащимися по виртуальным коридорам музея русского быта или какого-либо другого музея, когда там представлена экспозиция, соответствующая теме занятия.
3.Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер.
4.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуются, разделившись на команды.
Использование же дидактических игр на учебных занятиях в системе дополнительного образования помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
-развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игра имеет особое значение в жизни ребѐнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребѐнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит, прежде всего, в игре. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно связаны.
Все мы часто в своей работе используем интеллектуальные игры.
Викторина - это самая известная и доступная форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счѐт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
В тестовых викторинах дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Сюжетные викторины более интересные. Педагог придумывает игровой сюжет. Дети становятся героями этого сюжета. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер.
Для проведения промежуточной диагностики я провожу тестовую викторину «Кто хочет стать рукодельницей». По своей структуре она напоминает телевизионную игру «Кто хочет стать миллионером».
Вопросы и задания для интеллектуальных игр бывают разные:
1.Ответ в вопросе (тест на определение типа ткани).
2.Вопросы-шутки.
3.Оригинально о банальном.
4.Вопрос-подсказка.
5.Неизвестное об известном.
6.На логическое и ассоциативное мышление.
7.На удачу.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Развитие творческих способностей детей в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества - одна из первостепенных задач педагога-прикладника.
Младшие школьники, особенно первоклассники, пришедшие на занятия, не просто не умеют читать и писать, они еще не умеют слушать педагога, следить хотя бы несколько минут за демонстрацией. И если «дробить» весь процесс изготовления поделки на краткие операции, то занятие становится малоэффективным.
Многие педагоги сталкиваются и с такой проблемой, как творческая пассивность у современных детей. Нежелание придумывать, фантазировать, изобретать все чаще проявляется на занятиях. Стоит только дать самостоятельное задание, появляется боязнь неудачи, неуверенность, и дети выбирают простой путь - выполняют работу по образцу, ничего не меняя и не утруждая себя.
Вот здесь на помощь педагогу и приходит игра. Именно при помощи использования игровых технологий возможно разбудить творческое начало ребенка.
Играя, можно узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; активизировать познавательный интерес детей; способствовать формированию серьезного отношения учащихся к учебному процессу; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.
В результате использования игровых технологий на занятиях можно достичь: роста интереса и усиления мотивации к познавательной учебной деятельности; постепенного увеличения объема работы на занятии вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности; изменения в поведении детей. Учащиеся учатся управлять своим поведением - легче переносят запреты, более сдержанно выражают свой гнев, недовольство, преодолевают страх неудачи, развивают способность работать в команде, вступать в сотрудничество, выражать своим товарищам сочувствие,
взаимопомощь, а главное - приобретают устойчивое стремление к творчеству, проявлению творческой инициативы.
Ролевая (деловая) игра «Я - учитель».
С большим удовольствием школьники изображают учителя - объясняют, помогают, проверяют выполненную работу. В классе всегда выстраивается очередь на роль учителя. Да и педагогу бывает очень полезно посмотреть на себя со стороны.
Игра оказывает существенное значение на формирование основ эстетического вкуса.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.
Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы, будет вызывать у него неприятие.
Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
У нас с детьми существует свой своеобразный кодекс чести: не ссоримся, не обзываем друг друга, не произносим бранных слов, старшие помогают младшим, старшие опекают младших. Я считаю это тоже одним из важных моментов в эстетическом воспитании. И мы действительно не ссоримся, не ругаемся, старшие заботливо называют младших «ребенок»: «Так, ребенок, давай я тебе помогу». И вообще само определение «кодекс чести» им очень нравится. А на вчерашней джинсовой дискотеке я наблюдала, как они держатся рядышком, не теряют друг друга из вида, не меняют свою компанию на другую.
В кабинете под столом у нас живет Маша-неумѐха. Маша приходит в момент совершения той или иной ошибки. В тоже время ребята понимают, что списать все свои промахи на Машу очень легко, но исправлять ошибки, чтобы прогнать неумѐху, нужно будет самостоятельно. Ведь сшитая неаккуратно или с ошибками игрушка - это в первую очередь некрасиво. А некрасиво - это не эстетично. Так каждый день у нас и проходит в борьбе с Машей-неумѐхой.
Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую.
Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты. Изготавливая платье для текстильной куклы, мы руководствуемся этими же принципами. Все, как у людей: красиво, стильно, сочетаемо. Я никогда не говорю: платье кукле будешь шить вот такое. Мы раскладываем лоскутки ткани, и ребенку я предлагаю подумать, приложить один кусочек к другому, чтобы понять, как это будет смотреться вместе, приложить какие-то элементы декора, ленточки, тесьму, бусины, то есть самому побыть дизайнером одежды.
Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Мощным средством эстетического воспитания является природа.
Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. В процессе создания текстильной игрушки мы на занятиях очень часто обращаемся к краскам природы.
Здесь же вернусь к виртуальным экскурсиям. Экскурсии расширяют кругозор учащихся, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Вот поэтому учащиеся очень любят русскую тряпичную куклу, обрядовую и обереговую. Рассказ о традициях наших предков, об их вере в мистическую силу тряпичной куклы дети слушают, как сказку, а изготавливая куклу на занятиях, верят, что она принесет в их дом радость, достаток и удачу.
Декоративная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в нашем случае - и средствами обработки ткани.
Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. Хороший эстетический вкус - способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, в быту, в искусстве.
На занятиях детям я рассказываю, что эстетическая деятельность в индустриальной и технической сфере получила название «дизайн». Этот термин предполагает в первую очередь художественное проектирование, но и охватывает весь процесс промышленного производства полезной и одновременно красивой вещи. В области художественной культуры, где проявляет себя образное мышление, эстетическая деятельность достигает своей высшей формы, становится искусством. И дети понимают, что хороший вкус можно сделать и своей будущей профессией.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования эстетического вкуса через мастерство.
Основная цель эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного творчества - приобщение через творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.