kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Художественная литература развивает и формирует творческое воображение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

    Основной вид деятельности детей игра. Ребенок в игре развивается, а, следовательно, в игре складывается и развивается и воображение ребенка.

    Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское слово и творчество. Но если внимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

   Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.

    Особо хочется выделить художественную литературу, как средство развития формирования творческого воображения детей дошкольного возраста. Она является богатейшим источником развития фантазии ребёнка.  

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

     Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.

Трех летний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», т. е. берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

    Очень важно читать как можно чаще - ежедневно по 15 – 20 минут в день. При этом руководствуясь, прежде всего вкусом и пристрастиями ребенка и в тоже время, не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведения одного жанра, например, сказок. Для чтения художественной литературы целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ваш ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.

     Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

     Существует множество приемов работы с художественной литературой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.

Среди них моделирование. Использование моделей позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. Работу рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс перессказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Работу по обучению перессказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с  заместителями можно такие сказки,  как «Колобок», «Волк и козлята», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели. Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность.

Например, игры «Хорошо — плохо», «Какой — какая», «На что похожи(а)», «Что это может быть?». Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому, кто сам придумает, на что (на кого) этот кружок похож. 

В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачу с вполне определёнными условиями.

На этом этапе работы дети научились представлять предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание, представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку, хотя и с опорой на наглядную реальность. Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать про человечка, а воспитатель должен зарисовывать всё, что дети предложат. Потом после окончания изобразительной части работы, целесообразно предложить задание: придумать про мальчика любую историю.

Позже можно давать задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета изложения.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Рекомендации для оптимального развития творческих способностей ребенка:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Все эти рекомендации играют значительную роль при знакомстве дошкольников с художественной литературой.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

«Колобок»

«Репка»

«Курочка ряба»  

«Козлята и волк»

«Теремок»

«Маша и медведь»

«Волк и козлята»

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

«Снегурочка и лиса»

«Бычок – черный бочок, белые копытца»

«Лиса и заяц»;

«У страха глаза велики»

Русская народная сказка способствует:

- нравственному воспитанию ребенка;

- становлению социальных и коммуникативных навыков;

- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;\

- развитию логического и образного мышления; познанию окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Художественная литература развивает и формирует творческое воображение»»

«Художественная литература развивает и формирует творческое воображение».

      Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла слова, младенец с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «упражнения для пальчиков» под ритм пестушек, тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

     Виссарион Григорьевич Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».

     Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

   Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

    Основной вид деятельности детей игра. Ребенок в игре развивается, а, следовательно, в игре складывается и развивается и воображение ребенка.

    Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское слово и творчество. Но если внимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

   Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.

    Особо хочется выделить художественную литературу, как средство развития формирования творческого воображения детей дошкольного возраста. Она является богатейшим источником развития фантазии ребёнка.  

   Учеными доказано, что чтение художественной литературы необходимо для развития мышления маленького ребенка. Она учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь и   выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

        Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

     Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.

Трех летний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», т. е. берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.

    Очень важно читать как можно чаще - ежедневно по 15 – 20 минут в день. При этом руководствуясь, прежде всего вкусом и пристрастиями ребенка и в тоже время, не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведения одного жанра, например, сказок. Для чтения художественной литературы целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ваш ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.

     Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

     Существует множество приемов работы с художественной литературой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.

Среди них моделирование. Использование моделей позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. Работу рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс перессказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Работу по обучению перессказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с  заместителями можно такие сказки,  как «Колобок», «Волк и козлята», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели. Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность.

Например, игры «Хорошо — плохо», «Какой — какая», «На что похожи(а)», «Что это может быть?». Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому, кто сам придумает, на что (на кого) этот кружок похож. 

В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачу с вполне определёнными условиями.

На этом этапе работы дети научились представлять предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание, представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку, хотя и с опорой на наглядную реальность. Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать про человечка, а воспитатель должен зарисовывать всё, что дети предложат. Потом после окончания изобразительной части работы, целесообразно предложить задание: придумать про мальчика любую историю.

Позже можно давать задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета изложения.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Рекомендации для оптимального развития творческих способностей ребенка:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Все эти рекомендации играют значительную роль при знакомстве дошкольников с художественной литературой.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

«Колобок»

«Репка»

«Курочка ряба»  

«Козлята и волк»

«Теремок»

«Маша и медведь»

«Волк и козлята»

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

«Снегурочка и лиса»

«Бычок – черный бочок, белые копытца»

«Лиса и заяц»;

«У страха глаза велики»

Русская народная сказка способствует:

- нравственному воспитанию ребенка;

- становлению социальных и коммуникативных навыков;

- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;

- развитию логического и образного мышления; познанию окружающего мира.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Художественная литература развивает и формирует творческое воображение»

Автор: Островская Анна Сергеевна

Дата: 01.02.2024

Номер свидетельства: 645027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Технологическая карта организованной учебной деятельности по художественной литературе"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizovannoi_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_po_khudozh"
    ["file_id"] => string(6) "399283"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489246386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»"
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_kartoteka_poruchenii_po_ruchnomu_khudozhestvennomu_trudu_kak_sredstvo_raz"
    ["file_id"] => string(6) "652662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718193871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства