Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ»
Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
Наша школа в течении нескольких лет ведёт работу в соответствии с требованиями трудового воспитания и обучения («Профессиональная ориентация школьников с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях сельской школы-интерната»), в связи с этим в 2009 году на базе нашей школы создана республиканская экспериментальная площадка по теме «Создание УМК (учебно-методических комплексов) и разработка технологии реализации декоративно-прикладных видов творчества в рамках республиканской экспериментальной площадки». В ходе работы в детском коллективе трудовое обучение и воспитание детей с ОВЗ обеспечивает коррекционно-развивающее влияние на учащихся, которое способствует формированию положительных личностных качеств и профессиональных умений, а это на данный момент самая актуальная проблема в трудовом воспитании личности.
Следует подчеркнуть, что по мере развития детей коррекционной школы общий физический статус с возрастом улучшается; проявление типических и индивидуальных отклонений в физическом состоянии и развитии детей- олигофренов поддаётся коррекции и частичной компенсации. На общий физический статус детей с ОВЗ положительно влияет труд.
Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.
Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Цели и задачи трудового воспитания.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности.
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.
Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.
Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр иобсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии» (столяр-плотник, обувщик, швея и другие); тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках и факультативах.
Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности .
Трудовое воспитание детей с ОВЗ в процессе хозяйственно-бытового труда
В трудовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
У воспитанников коррекционной школы, которые постоянно участвуют в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, подшефному, родителям) способствует формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при обучении детей с ОВЗ тем или иным умениям.
Хозяйственно-бытовой труд детей с ОВЗ через практические занятия включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в спальных комнатах, коридорах; во время дежурства по столовой воспитанники развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма пищи . Ребята принимают участие в трудовых десантах (н-р, операция «Чистый двор», «Тепло»), развивают навыки самообслуживания во время бытовых часов: посещение прачечной, «Час утюга и иголки». Также в нормы самообслуживания входят санитарно-гигиенические навыки, которые вырабатываются уже в начальных классах и доводятся до автоматизма также через практические занятия.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.
Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья.
Виды общественно полезного труда:
Самообслуживание (практические занятия):
- дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе и столовой;
- уход за растениями в комнатах, коридорах;
- работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)
2. Работа для школы:
- участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;
- выполнение работ для школьной библиотеки ( «Книжкина больница», переплетение книг и журналов);
- мелкий ремонт школьной мебели.
3. Участие в производительном труде:
- сельскохозяйственные работы по учебному плану;
- факультативные занятия.
4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и воспитательному плану):
- охрана зелёных насаждений, уход за ними;
- изготовление скворечников и кормушек для птиц;
- помощь в благоустройстве дворов, парков;
- выращивание рассады овощей и цветов;
- посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
5. Сбор сырья:
- сбор макулатуры;
- сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.
Вывод: только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.
Диагностика уровня сформированности трудовой культуры и степени профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната
Определить эффективность деятельности , в том числе и воспитательной, можно по её результатам.
В данном случае, по тем изменениям, которые постепенно происходят в трудовом развитии и профессиональном самоопределении подростка. Узнать о качестве трудового воспитания, уровне сформированности трудовой культуры воспитанников помогут разные способы. Это может быть наблюдение за организованностью, трудолюбием, коллективизмом подростков во время выполнения тех или иных работ, трудовых работ; анализ тестов, на которые отвечали воспитанники; анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений; анализ продуктов совместной трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаю рассмотреть несколько способов диагностики уровня сформированности трудовой культуры и степени профессионального самоопределения у воспитанников 9 «а» класса (выпускников 2012 г.)
1). «Диагностика трудовых качеств воспитанников 9 «а» класса. Данные этой диагностики свидетельствуют о том, что средний балл уровня сформированности трудовых качеств у воспитанников данного класса составил 3,4 балл. Если рассмотреть каждый показатель, то можно сделать вывод о том, что воспитанники 9 «а» по разному относятся к труду. Это в дальнейшем может повлиять на работоспособность воспитанников на производстве.
2).Одной из задач при организации трудовой деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является формирование и развитие навыков самообслуживания и санитарно- гигиенические навыки. Анализируя данные графика уровня воспитанности за 7,8 и 9 классы по параметру «самообслуживание» и «санитарно-гигиенические навыки» можно отметит динамику роста. Большинство воспитанников всегда соблюдают санитарно-гигиенические правила и хорошо владеют навыками самообслуживания. В среднем же рост по параметру «санитарно-гигиенические навыки» за три года составил 0,6 балла, а по параметру «самообслуживание»- 0,5 балла.
3). В работе по трудовому воспитанию большое значение в коррекционной школе придаётся ручному труду. Поэтому для выявления у воспитанников знаний в области рукоделия можно предложить следующие тесты: «Инструменты и приспособления» и «Виды рукоделия».
По данным тестов можно с уверенностью сказать, что большинство воспитанников ориентируются в выборе инструментов и приспособлений, а также разбираются в видах рукоделия.
4). Занимаясь изучением вопроса о трудовом воспитании детей с ОВЗ и их профессиональном самоопределении, можно провести тестирование по выявлению мотивов выбора профессии.
При расшифровке теста выяснилось, что 2 (16,6%) человека привлекает престиж профессии, желание занять положение в обществе. Желание заработать большие деньги, не подкреплённое практическими возможностями- такой мотив выбора профессии у 1 (8,3%) человека. Выбрали для себя профессию с желанием работать творчески, приносить пользу людям 4 (33,3%)человека.
Также, в ходе расшифровки теста выяснилось, что у 5 воспитанников, что составляет 41,6% коллектива детей, выбор профессии ещё чётко не определён или не соответствует психофизиологическим возможностям воспитанника коррекционной школы.
Заключение
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.
Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Обобщая сказанное , считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.