kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обмен опытом "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель:

-формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

 Задачи, способствующие достижению цели:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;

  • формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

  • совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

  • стимулирование интереса к прикладному творчеству;

  • воспитание нравственных качеств личности детей.

    Осуществляя педагогическую деятельность,  применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

  • метод сравнений (для  активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

  • метод  привлечения жизненного опыта детей;

  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.

     Формы работы:

    -индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

    -коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

    -проведение тематических, конкурсных  мероприятий;

    -игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях"»



ГКОУ «ГОЛОВИНЩИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»






Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


 



Воспитатель: Дубинина Т. Н.







2014 год

Тема педагогического опыта «Творчество как особый вид деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».

Содержание образования.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности  детей: восприятие произведений искусства и собственную художественно - творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания.

Приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Нетрадиционные формы проведения занятий: сказка, путешествие, праздник, викторина, мастерская; использование видеоматериалов, презентаций; посещение музея народной культуры. Осуществляются межпредметные связи, что в целом повышает воспитательное  воздействие каждого занятия.

На групповых занятиях детям  предоставляется возможность самоопределения в видах и формах художественного творчества (изобразительный, декоративный, конструктивный), реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания и формирование толерантного отношения к иным культурам. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

 

   Главная цель:

-формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

 Задачи, способствующие достижению цели:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;

  • формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

  • совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

  • стимулирование интереса к прикладному творчеству;

  • воспитание нравственных качеств личности детей.

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

  • метод сравнений (для  активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

  • метод  привлечения жизненного опыта детей;

  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.

Формы работы:

-индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

-коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

-проведение тематических, конкурсных мероприятий;

-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.

  При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на внеклассных занятиях поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и лингвистическое мышление ребенка, проводятся выездные мероприятия. Например: Мы уже четыре года участвуем в «Ковчеге сказок» и практически всегда был успех. За инсценирование сказок: «Голубая Змейка», «Дюймовочка» - получили первые места. А сказка «Стрекоза и Муравей» получила грант-при. Сейчас готовимся к Рождественскому балу, где также будем показывать свои таланты и в сценке, и в танцах.



Стало доброй традицией проводить творческие выставки детских работ. Принимать участие в конкурсе: «Под Парусом Надежды»

Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники пластилиновой мозаики, из природного материала. Мы делали поделки семян дыни, арбуза, а также из крупы гречки, пшена, гороха, риса. Была оформлена выставка на тему: «Осенние причуды» На которой были работы из листьев, шишек, а также из кабачков, тыквы, лука, яблок.


Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к  прикладному творчеству и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, спичек. На занятиях идет обобщение наколенного детьми  умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети  возвращаются  уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод « забегания вперед» и «возвращения к пройденному»).  Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, на групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.  

  Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).

 Особый интерес у детей вызывает  рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Сказочные персонажи», «Цветы», «Птицы», «Парусники».


Одним из интереснейших видов художественной деятельности, является работа с бумагой. Дети выполняют работы  в различной технике (аппликация, папье-маше,  плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Объемная аппликация» «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой  позволяет детям  другими глазами взглянуть на  окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ  с бумагой доступны  детям всех возрастов. Они  развивают у ребят точность движения рук,  глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.

Не менее интересна  аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.  Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.


Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит работа в технике оригами. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Таким образом, занятия оригами:

- дисциплинируют;

- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

- способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

Я учу техники оригами детей с первого класса. Постоянно оформляются выставки: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные – «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенний перезвон».


 Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

  Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают  огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обмен опытом "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях"

Автор: Дубинина Татьяна Николаевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства