Формирование правовой культуры школьников как профилактики правонарушений и преступлений
Формирование правовой культуры школьников как профилактики правонарушений и преступлений
Одна из важных проблем настоящего времени – детская преступность. Такое развитие детской преступности является следствием падения правовой культуры школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование правовой культуры школьников как профилактики правонарушений и преступлений»
Формирование правовой культуры школьников как профилактики правонарушений и преступлений
Содержание
Введение
Глава 1. Правовая культура школьников.
Понятие и структура правовой культуры
Функции правовой культуры
Глава 2. Противоправное поведение детей.
Понятие противоправного поведения детей
Виды противоправного поведения
Мотивы противоправного поведения детей
Глава 3. Анализ особенностей правовой культуры школьников.
3.1. Методы исследования уровня правовой культуры школьников.
Глава 4.Коррекция правовой культуры школьников
4.1 Методы коррекции правовой культуры школьников в условиях школы.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время происходит увеличение числа преступлений совершаемых школьниками, дети ужесточаются. Часто в средствах массовой информации мы слышим о преступлениях совершаемых подростками, причем все чаще и чаще речь идет о девочках. Как наше общество может допускать эту вопиющую тенденцию?
Одна из важных проблем настоящего времени – детская преступность. Такое развитие детской преступности является следствием падения правовой культуры школьников.
Мы с вами знаем, что одна из характеристик зрелого общества - наличие совершенной системы правового регулирования. Для формирования такой системы необходимо добиться повышения уровня правовой культуры членов данного общества, начиная со школьной скамьи.
Школьник, совершающие преступления имеют крайне низкий уровень правовой культуры, низкий уровень нравственности; не умеют сочувствовать, сопереживать.
Вопрос формирования правовой культуры у школьников находится в данное время в процессе изучения и разработки нормативно-правовой базы. Педагогические коллективы школ, по сути, действуют наугад, пытаясь методом проб и ошибок добиться повышения уровня правовой культуры школьников, уровня ответственности учащихся за свои поступки, слова. Чаще всего подростки совершают правонарушения от вседозволенности, отсутствия контроля со стороны родителей.
Семья в процессе формирования правовой культуры школьников должна действовать совместно со школой, в одном направлении. Работа школы отдельно от семьи не принесет необходимых результатов.
Правовое воспитание подростков в школах проводится в основном в виде внеклассной и кружковой работы. Но внеклассные занятия и занятия кружка дети могут посещать по желанию. Возникает проблема, а как же привлечь в работу по правовому воспитанию детей с отклоняющимся поведением? Каким образом решить эту педагогическую задачу?
Видимо, необходимо увеличивать образовательное и воспитательное пространство для формирования правовой культуры школьников. Решение данного вопроса должно происходить на федеральном уровне, так как формирование правового сознания школьников – это прямой путь для создания правового общества.
Данная тема актуальна на настоящем этапе развития общества, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.
Направления для педагогического воздействия не выявлены, отсутствует нормативная база, что в совокупности не дает возможности добиться высоких результатов при решении проблемы детской преступности и низкой правовой культуры подростков в целом. Все эти показатели и определили выбор темы моего исследования.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов правовой культуры школьников.
Объект исследования – подростки общеобразовательной школы.
Предмет исследования – правовая культура школьников и методы ее формирования и коррекции.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ
Понятие и структура правовой культуры.
Конечно, единого определения понятия «правовая культура» нет. Это понятие многостороннее и рассматривается по совокупности признаков. В настоящее время насчитывают больше двух сотен определений. Как выбрать самое подходящее? Данное понятие особенное. Особенность его заключается в том, что оно отражает целый комплекс представлений о правах какого-либо круга людей, или общности. Соответственно, формирование правовой культуры начинается с составления сводов правил, законов, соблюдение которых призвано гарантировать свободы и права человека. При этом в ежеминутно изменяющемся мире, законы и правила должны быть достаточно мобильными, подвижными, поддающимися изменениям. Не может современное общество жить по законам, принятым в прошлых веках.
Правовая культура показывает качество правовой поддержки жизни членов общества государством, уровень правовой защищенности прав и свобод граждан. При этом знать и соблюдать законы общества должны все его члены без исключений.
Формирование правовой культуры происходит постепенно, под влиянием окружающей социальной среды. Социум определяет, какие правовые аспекты нуждаются в закреплении в правовых актах, а какие требуют доработки или отмены в целом.
Большинство правовых норм закрепляется на уровне здравого смысла у человека с детских лет. В школьном возрасте происходит корректировка правовых норм и обязанностей школьников.
В настоящее время в связи с увеличением числа подростков, совершающих противоправные действия, большую роль по формированию правосознания учащихся отводят школам. В различных формах педагоги стараются донести до школьников нормы права и морали. Часто правонарушения школьников происходят от того, что они не знают об ответственности, которую могут понести за совершенное правонарушение. Нормы культуры как поведенческой так и правовой – это понятия социальные, а значит социумом регулируемые. Данные нормы обеспечивают правильность поведения человека по отношению к окружающим.
Для того чтобы понять в чем суть рассматриваемого понятия нужно разобрать его структуру.
Что такое структура? Под структурой мы понимаем взаимосвязи всех составляющих какого-либо понятия.
В структуру правовой культуры входит три основных компонента:
Нравственные взгляды – естественно расположение этого компонента на первом месте. Нравственные взгляды, нормы формируются у человека с младенчества. Здесь огромную роль в создании правовой личности выполняют родители, именно они разъясняют ребенку самые необходимые нормы и правила поведения в обществе. Родители воспитывают в ребенке и характер отношения к закону, понятие того, что закон необходимо соблюдать независимо от личного отношения к его наполнению. Воспитание правовой личности в дошкольном возрасте можно считать успешным, если ребенок приходит в первое детское учреждение и выполняет установленные там правила.
Правовая деятельность – деятельность по укреплению законности и правопорядка. Что это значит? Конечно здесь мы говорим не только о тех людях, которые в силу профессии обязаны следить за соблюдением законности. В большей степени в этом структурном компоненте лично меня интересует тот момент, когда школьники обладающие правосознанием не могут пройти мимо совершаемого правонарушения. Когда правовая культура школьника морально обязывает его оказать помощь своим друзьям, родственникам, да и незнакомым людям. Радует то, что в средствах массовой информации часто встречаются заметки, репортажи о таких Героях: маленьких Героях с большой буквы.
Научные знания – включают в себя понимание сути и характера взаимоотношений в правовом поле. То есть каждый школьник должен понимать и что не маловажно – принимать причинно-следственные связи диктуемые правовыми нормами. Соблюдение коих и показывает уровень развития правовой культуры личности учащегося.
Выделение отдельных элементов в правовой культуре условно и часто субъективно, так как каждый человек, задумывающийся над этим вопросом, может выделить наиболее значимые для себя части, элементы.
Функции правовой культуры
Правовая культура выполняет целый ряд функций, направленных на создание условий для формирования правового государства.
Можно выделить следующие функции:
Познавательно-преобразовательная – выполнение данной функции направлено на формирование теоретического фундамента для развития правового самосознания общества в целом и каждого индивидуума в частности. Сюда входит и организационная деятельность по созданию правового общества.
Регулятивная – как следует из названия данной функции она призвана регулировать и обеспечивать устойчивое развитие системы права в обществе. К данной функции относится контроль за соответствием законов уровню развития общества: своевременная замена устаревших нормативно-правовых актов на современные, отражающие реалии жизни современников.
Коммуникативная – эта функция подразумевает установление и поддержку связей между членами правового общества. Кроме того данная функция дает возможность оценить развитие правовой культуры школьников в других странах, на других континентах, выявлять зависимость развития культуры права от уровня развития страны, уровня жизни, системы образования, семейных традиций, моральных и материальных ценностей и т.д.
Ценностно-нормативная – дает нам систему аксиологических характеристик, формирует базу ценностей, на сохранение которых и направлены правовые акты общества. Здесь формируются базовые ценности общества и человека, сохранение которых регулируют правовые акты.
Прогностическая – анализ действия правовых актов и прогнозирование необходимости принятия новых актов. В настоящее время принимаемые акты права в нашей стране, к сожалению, не всегда отражают действительные требования общества, являясь неактуальными. Что говорит о низком уровне прогнозирования в данной области.
ГЛАВА 2. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ.
Понятие противоправного поведения детей.
Агрессивное поведение детей, к сожалению, встречается уже в детском саду. Дети пускают в ход кулаки по любому поводу, из-за игрушки, слова, взгляда… Конечно, агрессивное поведение дошкольников не всегда ведет к противоправным действиям в школьном возрасте, но ее проявление заставляет задуматься. Часто агрессия у дошкольников и младших школьников есть показатель отсутствия правовой культуры родителей.
А откуда взяться культуре права у ребенка, если ею не обладают родители, то есть те люди которые первые насколько лет жизни находятся в непосредственной близости от ребенка, передают ему свои модели поведения в обществе?
Как мы уже говорили ранее: право – это определенная совокупность установленных государством и обществом правил, исполнение которых обязательно для всех граждан - членов общества.
Таким образом, мы понимаем противоправное поведение школьников, как поведение при котором они нарушают установленные правила и законы.
При этом речь идет о нарушении не только федеральных и местных административных законов, а также о нарушении правил поведения в деском саду, школе, учреждениях среднего и высшего образования.
В нашем исследовании мы будем говорить о том, какие нарушения правовых актов допускают школьники.
Виды противоправного поведения школьников.
Наиболее часто встречающимся видом противоправного поведения школьников является проявление агрессии. Мы, конечно, помним, что неприкосновенность человека прописана в Конституции нашей страны, как в документе, отражающем основные права человека. Таким образом, проявляя агрессию направленную на окружающих школьник нарушает данный пункт Конституции, посягает на основное право человека.
Чаще всего агрессия в школе направлена на более слабых одноклассников, или на школьников значительно меньших по возрасту.
Агрессивность в пределах своей возрастной группы в основном проявляется при противопоставлении себя группе детей, либо при возникновении конфликта между отдельными молодежными группами, либо в период выяснения отношений с помощью силы.
Агрессивность к младшим школьникам выражается в оскорблениях, насмешках. Старшеклассники отбирают у младших детей личные вещи и деньги.
Агрессия направляется также и против взрослых, она носит демонстрационных характер. Школьники проявляя агрессию в сторону взрослого человека пытаются «прощупать» его и определить границы дозволенного. Проявляется данный вид агрессии чаще всего в возражениях, порче имущества.
Другой вид противоправных действий – кражи. Причем кражи у подростков и девушек носят разный характер.
Юноши чаще всего не воруют вещи, а отбирают в результате драки и, поэтому не считают данное действие воровством. Это «боевые трофеи».
Девушки похищают чужие вещи, потому что родители им не дают того, что они считают необходимым для счастливой жизни в настоящий период жизни. Часто это украшения, вещи.
В последнее время участились случаи жестокого обращения как мальчиков так и девочек школьного возраста с животными. Развитие социальных сетей, в которых общаются школьники, привело к смене ориентиров у детей. Сейчас модно выкладывать в сеть видео, на котором ребенок издевается над беззащитным животным, а не свои достижения в спорте или творчестве.
Пугает то, что правонарушения носят все более и более жестокий характер: от жестокого обращения детей с животными, к дракам девочек, к унижению человеческого достоинства учащегося одноклассниками и как следствие – к суициду школьников. Также вызывает опасение тенденция грубого обращения учащихся с учителями. Да, именно так, учащиеся грубо относятся к учителям. Казалось бы, это невозможно, но нет! В части своих прав школьники очень «подкованы», они знают, что учитель может только беспомощно наблюдать за тем, то они вытворяют в течение урока не имея никаких других методов воздействия кроме слова…
Зато школьники не имеют представления о том, какие у них есть обязанность и какие виды ответственности могут быть применены к ним за противоправные действия.
Также, я отношу к противоправным действиям употребление ПАВ и алкоголя, курение. Конечно, чаще всего употребление ПАВ и алкоголя, курение и нюхание различных смесей и т.д. идет из семьи. Ребенок видя, что дома это происходит постоянно, считает такое поведение нормой и копирует его. Вторая группа детей, злоупотребляющих ПАВ – это дети очень обеспеченных родителей, которым проще откупиться от ребенка дав ему денег, чем организовать совместный досуг. Данная группа детей, внешне благополучная, находится в зоне риска, так как ребенок считает, что он может позволить себе все, что угодно.