Просмотр содержимого документа
«Доклад "Значение уроков музыки для развития личности ребенка"»
Доклад учителя музыки на родительском собрании.
Значение уроков музыки для развития личности ребенка.
Сейчас на телевидении, в прессе ведется такая дискуссия, а нужны ли вообще уроки музыки в общеобразовательной школе. Некоторые считают, что они необходимы, другие напротив. Ведь, если есть желание приобщиться к музыкальному искусству, существуют специализированные музыкальные школы. И вот сегодня мы поговорим о значении музыки в развитии личности ребенка. Хочу сразу уточнить, что по новому образовательному стандарту предмет называется «Музыка», а не урок пения.
Слайд 1. «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» В.А.Сухомлинский
В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодёжи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке идёт речь. С каждым годом популярность низкопробной музыки всё более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остаётся невостребованной.
Слайд 2 Поэтому, первая задача, которая стоит перед учителем музыки - приобщать своих воспитанников к мировой музыкальной культуре как части духовной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, откликаться на выраженные в ней чувства, мысли и настроения.
Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка.
Слайд 3 Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие задачи:
Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков.
Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы.
Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Слайд 4 На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах: физиологический, психологический, педагогический.
Слайд 5 физиологический - связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;
Слайд 6 психологический: музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений, развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.
Слайд 7 педагогический: посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Чем мы занимаемся на уроках?
Слайд 8 Урок музыки предполагает восприятие, т.е. слушание музыки, исполнение музыки - хоровое пение, движения под музыку и музыкальное творчество - игра на элементарных музыкальных инструментах. Всё это используют как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.
Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие, т.е. слушание музыки. Слушаем музыку народного творчества, знакомимся с произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства. Перед прослушиванием дети узнают о жизни и творчестве композитора, о той исторической эпохе в какой он жил и творил. После прослушивания учимся рассуждать о музыке, предполагать, о чем нам хотел рассказать композитор, как звучала музыка и т.д.; представлять и рисовать картины; делать выводы и заключения.
Диалоги со сверстниками и учителем на уроке помогают понять произведение, насладиться красотой музыки. Узнавая биографии великих композиторов, поэтов, певцов ученик вдохновляется их примером, делает выводы, мечтает. Это отлично развивает кругозор, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Иногда мы обращаемся к классической музыке, но только уже в современной обработке. Например: в 5 классе есть урок, посвященный русскому композитору Сергею Рахманинову – его произведение известный «Вокализ». Прекрасная музыка! Современная аранжировка. Детям очень нравится. Обсуждаем, что нового появилось в музыке - ударные инструменты, поэтический текст, приходим к выводу, что оно написано в стиле реп. А сколько рок музыкантов обращаются к музыке Баха, Бетховена!
Хоровое пение и движения под музыку ( дирижирование, ходьба, марширование, наклоны, хлопки и т.д. ) – это возможность для творческого самовыражения. Песня – это маленькая театральная сценка, которую нужно проиграть с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, инсценирование. Это способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти. (Всех видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
К тому же, пение благотворно воздействует на психику и поднимает настроение! Есть такой термин: вокалотерапия. Это не только настроение, это диафрагмальное дыхание, осанка, речевой аппарат и т.д.
В песне успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Игра на простейших музыкальных инструментах - это металлофоны, погремушки, ложки, колокольчики, бубен. Это тоже творческий процесс для развития слуха, ритма, памяти.
Слайд 9
Система знаний и умений: Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл);
Знания о составе симфонического оркестра;
Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра;
Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.);
Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.
Зачем все-таки нужны уроки музыки в общеобразовательной школе?
Очевидно, лишними познания в музыке для ребенка не будут. Это развивает эстетический вкус, творческие способности, способствует формированию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, интуиции.
Психологи утверждают даже, что в младших классах курс музыки способствует улучшению коммуникативных качеств ребенка, его способности к взаимодействию с другими детьми, что очень полезно в ходе обучения.
Музыка развивает воображение, это полезно маленьким детям, способность что-то представить, визуализировать. Музыка передает не только чувства, иногда она создает целый воображаемый мир и дети способны это понимать иногда значительно глубже, чем взрослые (пример «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского - услышать пение птичек, пастуший рожок, петушка и т.д.) .
Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.
Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами, т.е. обладает релаксирующим действием. Это хороший способ расслабиться и отдохнуть от учебы, отвлечься от трудных предметов.
Я советую на уроках при слушании закрыть глаза, полежать на парте. Единственное условие: замереть и не двигаться.
Итак: основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у детей интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить музыкальное искусство, наслаждаться им, испытывать потребность в общении.
Необходимо, чтобы родители интересовались с какими новыми произведениями, композиторами он познакомился, пересказал вам то, что узнал на уроке. Это дополнительно активизирует развитие ребенка и поможет укрепить отношения с родителями.
5б класс писал свои рассуждения на тему: «Нужны ли уроки музыки в общеобразовательной школе». Из 18 человек – 15 согласны и считают, что уроки музыки очень важны и нужны, 3 человека написали против.
Какие они приводят доводы: что музыку надо понимать, что она отражение нашей жизни, музыка приносит успокоение, ребенок должен развиваться во всех направлениях, узнают много нового из жизни великих музыкантов, исторические факты и т.д.
Зачитать 3-4 высказывания.
Слайд 10 Перед началом Нобелевского концерта известный музыкант, скрипач, искусствовед, драматург, поэт Михаил Казиник произносит следующие слова: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления».