Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бесконфликтная школьная среда»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
Выступление
на районном семинаре классных руководителей
на тему:
«Бесконфликтная школьная среда. Как этого достичь?»
Коваленко Людмила Александровна
Классный руководитель МБОУ Грушевской ООШ
2016г
Разгневан - потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади (великий персидский писатель и мыслитель)
Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.
Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках нашей школы. Поэтому изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. Не случайно в школе уже не обойтись без помощи психолога, который может грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.
Но не всегда учитель и классный руководитель может обратиться к психологу. В связи с этим мне бы хотелось осветить проблему педагогических конфликтов и постараться глубже в ней разобраться с целью устранения роста нежелательных конфликтов в образовательной сфере.
Традиционно в нашей школе проходят школьные линейки каждый понедельник, на них дежурный класс дает отчет за прошедшую неделю. На линейке обсуждаются различные вопросы, насущные проблемы. На одной из последних линеек до школьников было доведено, что перед входом в школу был снят флаг с древком, который нашли в соседнем со школой жилом доме. Говорилось об аморальности этого поступка. И предложено ученикам, совершившим это, сознаться добровольно. В каждом классе обсуждался этот поступок. Итог проделанной работы: дети сознались, была проведена беседа с родителями, а школьники получили наказание в виде работы на пришкольном участке.
Обратимся к словарю и рассмотрим термины, которые необходимы для понимания проблемы «конфликтная ситуация».
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ.
Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности.
Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.
1.Ситуации деятельности могут возникать по поводу учебной и внеучебной деятельности в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание или критика со стороны учителя.
В моем классе самая распространенная конфликтная ситуация «уборка классного помещения». Это связано с подвозом учащихся, занятиями в кружках и секциях ( приходим к приемлемому решению), а вот когда ребенку было лень убрать класс, тогда применяется другой подход: производит уборку самостоятельно несколько дней под присмотром ученика, ответственного за уборку в классе.
2. Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни в семье, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.
В этом учебном году являюсь классным руководителем 6 класса.
В 5 классе в течение 1 и 2 четвертей мне приходилось разбираться с конфликтами между мальчиком и четырьмя девочками, который, по их словам, обижал многих в классе. Мальчик проживает в неполной семье, мать постоянно занята на работе, дома общение минимальное, остальные мальчики класса держались от него обособленно.
А девочки-заводилы, лидеры класса, ему с ними было интересно, а они никак не хотели его воспринимать как друга. Задирая их, он обращал на себя внимание. Эта ситуация обсуждалась с родителями, детьми, были найдены точки соприкосновения, девочки не стали отказываться от его помощи в подготовке к классным и школьным мероприятиям, в свою очередь подтягивали его по предметам. В этом году этой проблемы не существует.
3.Ситуации отношений возникают в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам.
В этом учебном году в класс пришла новая ученица, приехавшая из Дагестана. На девочку косились, никто не хотел с ней сидеть. А девочка общительная, в обиду себя не давала. Стали её дразнить «гастарбайтершей». На классном часу я показала карту России, нашли город Махачкала, нашли на карте район, в котором ранее она проживала. Я объяснила детям, что она такая же гражданка России, как и они. Девочка постепенно сошлась с детьми, и теперь конфликтов нет
Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации уже изначально заложена в его должностных функциях классного руководителя.
Но, чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдёт прямое столкновение оппонентов. Обратимся к школьной практике: «Hа уроке учитель несколько pаз сделала замечания ученику, котоpый не занимался. Hа замечания он не pеагиpовал, пpодолжал мешать дpугим. Как вы думаете - это конфликт? Он пpоизошёл или ещё нет? Это ещё не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (важная учебная работа). Но раз ученик её не выполняет, то учитель по своему праву настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастёт в конфликт.
Рассмотрим два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.
Претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся;
К педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);
- отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);
- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);
- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);
- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)
Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)
Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:
1.Благополучные, но гиперопекаемые дети.
2.Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.
3. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.
Бесконфликтная школьная среда. Как этого достичь?
1. Предъявлять единые требования к учащимся всеми членами педагогического коллектива.
2. Организовать работу с родителями по ликвидации педагогической безграмотности в вопросе конфликтов и их разрешений.
3. Наладить более тесное сотрудничество с родителями по воспитанию детей через совместные внеурочные мероприятия.
4. Усилить взаимосвязь в работе педагога и психолога по профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик.
5. В целях предотвращения конфликтов усилить исполнительскую дисциплину учителей школы.
6. Применять для профилактики и разрешения конфликтов среди учащихся: психологические тренинги, ролевые игры, игровые приёмы и современные педагогические технологии.
Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это профессиональная обязанность учителя.
Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.
Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности.
По моему мнению, чем больше дети общаются, проводят время в совместной деятельности, тем меньше конфликтов в классе.
Ежегодно в школе проводится конкурс «Ученик года», в прошлом учебном году из класса участвовало % человек, в этом году 7. Готовимся к конкурсу в течение года, но особенно суматошные дни в конце апреля: оформляются портфолио, зачетная книжка, пишутся пожелания.
Слышу реплику на перемене: «Зачем ты желаешь ему победы в конкурсе, когда сама участвуешь?» В этой реплике и поступке раскрываются характеры детей. Дети стали более открытыми, сопереживают друг другу, стараются помочь.
Дети в классе активные, стараются участвовать в различных мероприятиях. Однажды на уроке русского языка ученики писали изложение о собаке Балто. Которая спасла жителей городка от дифтерита. Даша говорит о том, что эта история потрясла её, и захотелось узнать о других собаках, которым тоже поставлены памятники. Так мы решили участвовать в научно-практической конференции. Для подготовки времени было 10 дней, я ее отговаривала, говорила о том, что мы не успеем, но тут в разговор вмешались ученики класса, сказав, что помогут Даше. Одни проводили анкетирование и обрабатывали вместе с ней анкеты, другие искали в интернете интересные памятники, предлагая написать о них. Так появилась работа. В школе работа заняла первое место, на районной конференции – третье место.
Следует помнить: конфликты легче предупредить, чем разрешить.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».