Проектная технология - образовательная технология XXI века
Заместитель директора по ИТ
ГККП «Многопрофильный колледж»
акимата г. Астаны
Тусенова С.С.
Проектную технологию называют технологией XXI века. Слово проект в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед».
Афоризмом к данной технологии могут быть такие слова: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Работа над проектом предполагает несколько этапов:
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
На данном этапе происходит выбор темы проекта: определяются цели, формулируются задачи, формируются проектные группы, между членами группы распределяются обязанности. Студентам сообщаются критерии оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
Определяются источники информации, производится сбор, анализ и систематизация информации, осуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
На данном этапе проводится предзащита проекта, его доработка с учетом замечаний и предложений, определяется дата и место защиты проекта.
4. Заключительный этап
На заключительном этапе проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ выполненной работы.
При использовании проектного метода:
• Исключаются методы принуждения к учению и используются способы вовлечения студентов в общий процесс учения;
• Формируется личная ответственность за свой интеллектуальный уровень;
• Создаются условия для учета разнообразных способностей студентов;
• Используются групповые и индивидуальные формы обучения и контроля.
Проекты классифицируются по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
Ø самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Ø учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Ø приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Ø развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
Ø развивают системное мышление.
Метод проектов может стать эффективным средством обучения лишь при условии, если:
Ø в теме проекта будет сформулирована проблема и проект будет личностно значимым для студента;
Ø в ходе работы над проектом студент сможет выйти за рамки ситуативных требований, опираясь на собственный опыт;
Ø будет соблюден комплексный подход к разработке проекта;
Ø роль преподавателя будет значительной на всех этапах работы над проектом;
Ø будет создана атмосфера взаимодействия, сотворчества и доброжелательности в ходе работы над проектом.
Виды презентации проектов: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, чертёж, экскурсия, научный доклад; деловая игра; демонстрация видеофильма; экскурсия; телепередача; научная конференция; инсценировка; театрализация; игры с залом; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра; спектакль; путешествие; реклама; пресс-конференция.
Общие правила для руководителя проекта
1.Подходите к проведению этой работы творчески.
2.Не сдерживайте инициативу студентов.
3.Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите студентов действовать самостоятельно.
4.Помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучающегося то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
5.Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6.Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
7.Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать студента умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
8. В процессе работы не забывайте о воспитании.
Критерии внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только продукт, полученный в ходе проекта.
Позиция преподавателя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция преподавателя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности студентов.
Методы оценки успешности проекта
- Анкетирование
- Интервьюирование
- Тестирование
- Наблюдение
- Исследовательские работы
- Отзывы
- Экспертиза
Если задачей преподавателя является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий студента и преподавателя, а на том, каким путем был достигнут результат.
«Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.
Если студент сумеет справиться с учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Если задачей преподавателя является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения профессионального образования.
«В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».