Просмотр содержимого документа
«Проект «Применение Кейс-технологии как элемента проблемно-ситуативного обучения в ДОУ»»
Проект «Применение Кейс-технологии как элемента проблемно-ситуативного обучения в ДОУ»
Проект направлен:
На развитие способности анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией посредством кейс технологии.
На обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Перевод работы с родителями в русло взаимодействия и сотрудничества.
Что такое кейс и как его использовать?
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Актуальность темы:
Кейс–технология– метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на образовательном воздействии путем решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к игровым имитационным активным методам. Перевод работы с родителями в русло взаимодействия и сотрудничества
В процессе освоения кейс-технологий дети:
учатся получать необходимую информацию в общении;
умеют соотносить свои устремления с интересами других;
учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
учатся отстаивать свою точку зрения;
умеют принимать помощь.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Технология кейс-фото актуальна, поскольку даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В фото – кейс входит:
Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
Задание – правильно поставленный вопрос, содержащий мотивацию для решения проблемы.
Применяя данную технологию рекомендую соблюдать следующие этапы:
- 1этап: на подготовительном этапе происходит знакомство детей с ситуацией (фотографией), фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.
- 2 этап: совместно выделяем проблему, определяем целевую установку. Воспитанники самостоятельно осознают цель поиска.
- 3 этап: активизируем внимание детей при помощи наводящих вопросов, поддерживаем эмоциональный опыт детей, координируем работу во время поисковой деятельности воспитанников.
- 4 этап: (анализ принятия решения), составляем план действий, ребята демонстрируют умение логически рассуждать.
Данная технология используется как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.
Таким образом, применение фото-кейс — технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.
Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители
Адресация проекта: Проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость:
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Использование кейса в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
Цель проекта:
Внедрение в образовательное пространство кейс-технологию, основанную на использовании активных методов организации детской деятельности (обучения) и привлечении родителей в образовательный процесс.
Задачи проекта:
Внедрить и активно использовать инновационную кейс- технологию среди участников образовательного процесса и родителей.
Развивать познавательную активность дошкольников, умение анализировать, вести дискуссию через организацию совместной деятельности взрослых и детей с помощью технологии кейс.
Использовать активные методы обучения, основанные на практической направленности, интерактивности, диалоге, на использовании знаний и опыта.
Формировать в детях навыки сотрудничества, проявления инициативы, партнёрский стиль взаимоотношений взрослых и детей.
Повышать профессиональную компетенцию педагогических кадров, овладение новыми педагогическими технологиями.
Привлечь родителей к активной педагогической деятельности в рамках реализации кейс-технологии.
Новизна проекта: уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение – альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен сам учиться, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
этап — подготовительный (сентябрь)
этап — практический, основной (октябрь – май)
этап – итоговый (май)
План реализации проекта
Этап
Содержание этапа
Ожидаемый результат
I этап
подготовительный: сентябрь
Изучение теории и практики кейс-метода, применяемого в
других областях.
Разработка механизма внедрения кейс- технологии.
Обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы для педагогов по внедрению технологии.
Проведение встреч с родительской общественностью.
Презентация технологии родителям.
Подготовка технического и методического оснащения проекта
Разработка НОД с использованием кейс - технологии
Вовлечение детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации на основе кейс – технологии.
II этап
Практический, основной: октябрь-май
Октябрь
Кейс как педагогическая технология. Знакомство родителей с предстоящей работой над кейсами.
Ноябрь
Консультация для воспитателей « Кейс- технология в работе педагога ДОУ»
Декабрь
Мастер – класс для воспитателей
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ.
Март
Открытое мероприятие: НОД «Прогулка в лес» по кейс технологии
В течение года
Привлечение родителей к поиску материалов для решения, поиск иллюстраций и наглядности для формулирования решений проигрывание ситуаций.
Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков.
Создание кейсов по темам:
Фото «Как правильно переходить улицу»
Фото «Кукла»
Фото «В гости к медвежонку»
Фото «Умывание»
Фото «Аленка потеряла куклу»
Фото «Одежда в детском шкафу»
Иллюстрация «Неопрятный ребенок»
Иллюстрация «Дети одеваются на прогулку»
Системное решение детьми и родителями проблемных "кейсов".
Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности.
Актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Развитие способности детей научиться работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс - технологии.
Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
III этап
аналитический:
май
Анализ результатов работы по внедрению технологии кейс в организацию образовательной деятельности.
Презентация на тему «Кейс- технология это интересно!»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание условий, стимулирующих работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение основе кейс технологии.
Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности.
Повышение у детей познавательной активности, развитие аналитических умений, речевых способностей.
Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы, партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.
Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс.
Использование в образовательном процессе активных методов обучения организации детской деятельности.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе Кейс технологии.
2.Создание кейсов по запланированным темам.
3. Презентация для педагогов ДОУ « Кейс - от идеи до воплощения»
Перспективы распространения Проекта:
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города, края, страны в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ на основе Кейс технологии.