Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в жизни школы»
Роль родителя в жизни школы
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены:
в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
“ Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Закон Российской Федерации “Об образовании”
Задача учителя
– помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)
Участие родителей в жизни класса
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении школой
Психолого-педагогическое просвещение родителей
родительские университеты;
конференции;
индивидуальные и тематические консультации;
родительские собрания;
тренинги
Родительские университеты
Направлены на вооружение родителей основами педагогической и психологической культуры.
Занятия проводят специалисты.
Формы занятий разнообразны .
Тренинги – возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения
Находятся в ведении школьного психолога.
Возможны только на добровольной основе.
Позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
творчество детей и родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
родительское общественное патрулирование;
шефская помощь
Участие в управлении школой
участие родителей класса в работе совета школы;
участие родителей класса в работе родительского комитета общественного контроля;
участие родителей класса в работе общественного совета содействия семье и школе
Опрос населения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, – родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (в дальнейшем – родители; 74% ответов в этой группе).
17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей – 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей – 8%).