Родительское собрание
Агрессия детей: ее причины и предупреждение
Михайлин Антон Геннадьевич учитель физической культуры МАОУ СОШ №45, Калининград
"Агрессия детей: ее причины и предупреждение"
Недовольство
Раздражение
Злость
Гнев
Ненависть
Ярость
Дискуссия с использованием мозгового штурма
Словарь
- Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
- Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии
Агрессивное поведение
это наиболее распространенный способ
реагирования на срыв какой-то деятельности,
на непреодолимые трудности, ограничения
или запреты.
Факторы, влияющие на агрессивное поведение :
- Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
- Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
- Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Возможные причины:
- Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
- Неблагополучие семьи
- Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
- Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
- Недовольство собственной внешностью
Стратегии воспитания
Конкретные примеры стратегии
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка
Стиль поведения ребенка
«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка
Почему ребенок так поступает
Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим
Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения
Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно)
Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях
Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера
Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом
Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей
Жил человек, гневливый до предела. Он молод был, и вот отец его Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева, Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди По нескольку десятков каждый день, Потом всё меньше, и однажды вовсе Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое: Когда он сможет снова гнев сдержать, За каждую победу над собою — По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе Он не нашёл гвоздя ни одного, И сын сказал, довольный сам собою: - Смотри, отец, я победил его!
Гнев побеждён, и для отца важнее, Чем столб, дырявым ставший от гвоздей, И молвил он, что сказанное в гневе, — Гвоздей железных может быть острей.
И как забор уже не будет новым, Так в сердце шрамы, словно от гвоздей, От грубого презрительного слова навеки остаются у людей...
Агрессивный ребенок – какой он?
Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.
Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка - он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и людьми.