kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление педагога-психолога на родительском собрании на тему " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление педагога - психолога на родительском собрании для родителей учащихся 1-4 классов. Тема очень актуальная, т.к. поведение многих учеников  отличается повышенной агрессивностью. В выступлении раскрыты понятия агрессии и агрессивности, причины ее возникновения у детей и даны рекомендации по работе с агрессивными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на родительском собрании на тему " Агрессия детей: её причины и предупреждение"»

«Агрессия детей: ее причины и предупреждение» Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии. Участники: родители учащихся 1-4 классов. ХОД СОБРАНИ

«Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применение своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется как бегством

от собственной душевной боли… (Э.Фромм)

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшний разговор будет посвящен агрессии. Это не случайно, потому что в последнее время отмечается тенденция к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, неусидчивые, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Основная часть.


Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».

  • «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).

  • «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.

Для чего вообще людям агрессия?

  • Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)

  • Способ самоутверждения

  • Защитное поведение

  • Грубое, жестокое поведение родителей

  • Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему

  • Взаимоотношения со сверстниками

  • Отношения в семье

  • Противоположные требования

  • Непоследовательность родителей

  • Особенности биологического развития

  • СМИ

  • Компьютерные игры


Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители – наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких – либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, после появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Это выглядит таким образом:

Недовольство – раздражение – злость – гнев – ненависть - ярость

Негативные чувства – это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Причины появления агрессии у детей могут быть разными. Но огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. 

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Как же выявить агрессивного ребенка? Существуют определенные критерии агрессивности. 

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой

  2. Часто спорит, ругается с взрослыми

  3. Часто отказывается выполнять правила

  4. Часто специально раздражает людей

  5. Часто винит других в своих ошибках

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо

  7. Часто завистлив, мстителен

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас вам необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку. (Психолог проводит анкету «Признаки агрессивности»).

Как можно помочь агрессивным детям?

Существует три основных этапа в работе над агрессией.

  1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

  2. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

  3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

1. Работа с гневом.

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы вы отметили на листочках, как каждый из вас выражает свою злость (психолог раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: «Как Вы выражаете свою злость?») Напишите, как минимум три способа (ответы записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные).

Способы выражения (выплескивания) злости 

  1. Громко спеть любимую песню

  2. Пометать дротики в мишень

  3. Попрыгать на одной ноге

  4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

  5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

  6. Пускать мыльные пузыри

  7. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

  8. Пробежать по коридору школы, детского сада

  9. Полить цветы

  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски

  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

  12. Погоняться за кошкой (собакой).

  13. Пробежать несколько кругов вокруг дома

  14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

  15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

  16. Постирать белье

  17. Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

  18. Сломать несколько ненужных игрушек

  19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»

  20. Стучать карандашом по парте

  21. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

  22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

  23. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

  24. Помыть посуду

  25. Принять прохладный душ

Послу В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.



Приложение.

Памятка для родителей.

  1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала.

  2. Постараться быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.

  3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.

  4. Учиться слушать и слышать своего ребёнка.

  5. Уметь принимать его таким, какой он есть.

  6. Чаще включать в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.


Как предупредить детскую агрессивность.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия

  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний

  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий

  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка

  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе

  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо

  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями

  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тишина Галина Александровна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства