Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ »
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
МБОУ «СОШ»
с. Койгородок
Педагог-психолог
Тарасова Н. В.
Характеристики
Что оценивается?
Традиционный экзамен
Когда можно узнать результаты экзамена?
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях.
Единый государственный экзамен
Что влияет на оценку?
На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней
Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать.
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление
Через более длительное время
Возможность исправить собственную ошибку
Оценка максимально объективна.
На устном экзамене во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы.
Кто оценивает?
Знакомые ученику люди.
Практически отсутствует
Незнакомые эксперты.
Характеристики
Традиционный экзамен
Содержание экзамена
Единый государственный экзамен
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)
Как происходит фиксация результатов?
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике.
Стратегия деятельности во время экзамена
Результаты выполнения задания необходимо перенести на бланк регистрации ответов.
Унифицированная
Индивидуальная
Психологические трудности ЕГЭ
Познавательные
Личностные
Процессуальные
Познавательные трудности:
Причины познавательных трудностей :
Недостаточный объем знаний
Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета
Необходимые психические функции
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий
Личностные трудности
Виды личностных трудностей:
Повышенный уровень тревоги
«Мифология» (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ)
Неадекватная самооценка
Причины личностных трудностей
Недостаток информации о процедуре
Отсутствие возможности получить поддержку взрослых
Процессуальные трудности
Причины трудностей:
Виды трудностей:
недостаточное знакомство с процедурой экзамена
отсутствие четкой стратегии деятельности.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов.
Трудности, связанные с ролью взрослого.
Трудности, связанные с критериями оценки.
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ
Познавательный компонент (как результат обучения в школе):
- Высокая мобильность, переключаемость.
- Высокий уровень организации деятельности.
- Высокая и устойчивая работоспособность.
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
- Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
- Сформированность внутреннего плана действий
Личностный компонент:
- Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ
- Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности
- Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность
Процессуальный компонент:
- Знакомство с процедурой
- Навык работы с тестовыми материалами
- Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми
Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ будет эффективным, если в нем будут задействованы все субъекты учебного процесса: - учащиеся, - родители, - педагоги
Задачи психологической работы с учащимися :
Формирование необходимых
психических функций
с помощью психогимнастических
игр и упражнений
Познавательные
трудности
Снижение уровня тревоги
до оптимального, формирование адекватных установок
Личностные трудности
Помощь в выработке
индивидуальной
стратегии деятельности
и овладении особенностями
процедуры ЕГЭ
Процессуальные
трудности
Формы работы психолога с детьми:
Групповые занятия – практикумы
Игры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале)
Индивидуальные консультации
Формулировка рекомендаций
Возможное содержание групповых занятий:
Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ
Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена
Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)
Разработка индивидуальной стратегии подготовки:
Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки)
Выделение «места наименьшего сопротивления»
Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов
Направления работы с родителями:
Повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена
Снижение родительской тревоги
Формы работы с родителями
Фронтальные: тематические родительские собрания,
практикумы
Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)
Направления работы с педагогами:
Обсуждение и коррекция нереалистических установок.
Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель - эксперт).
Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников.
Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.