Из опыта профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
Из опыта профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе, которую проводит педагог-психолог. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя профессионально-трудового обучения, воспитатели, классные руководители, школьный библиотекарь.
Общая цель системы профориентационной работы в школе - помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Из опыта профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
заместитель директора Потницева Е.А.
Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе, которую проводит педагог-психолог. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя профессионально-трудового обучения, воспитатели, классные руководители, школьный библиотекарь.
Общая цель системы профориентационной работы в школе - помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации.
Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:
профессиональное просвещение;
предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;
социально-профессиональная адаптация обучающихся;
профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В работе по направлениям определяется круг форм и методов профориентационной работы. Работа в школе строится так, чтобы обучающийся готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.
В кабинете педагога-психолога на специальном стенде «Профориентация школьников» обучающиеся могут ознакомиться с информацией о выборе профессии. Кроме того, в каждом кабинете трудового обучения имеются уголки по профориентации. В библиотеке работает выставка книг, журналов по профориентации «Мир профессий», как для педагогов, так и для школьников.
В школе разработана Программа по формированию профессионального самоопределения обучающихся школы с ограниченными возможностями здоровья «Дороги, которые мы выбираем». Данная Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов, занятия проводятся воспитателями во вторую половину дня и направлены на обеспечение адекватного профессионального самоопределения школьников, социально-трудовую адаптацию и интеграцию в общество детей с ОВЗ.
Профориентационную работу с обучающимися старших классов проводит педагог-психолог, работа строится на основе программы «Ищу работу». Цель данной работы: формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Реализация данной цели осуществляется через занятия, в содержание которых входит: профессиональная диагностика с использованием диагностических методик; решение проблемно-поисковых задач; работа с документами, заполнение анкет, составление заявлений; анализа вариантов поиска работы; составление обращений к специалистам службы занятости, сберегательного банка, отдела кадров предприятия по трудоустройству и др. В содержании занятий так же включена работа по развитию мотивации самопознания, осознанию своих индивидуальных особенностей и их соотнесению с требованиями, предъявляемыми профессиям.
Проводится профессиональное просвещение учащихся, а именно: вооружение учащихся определённой совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора; воспитание положительного отношения учащихся к различным видам профессиональной общественной деятельности.
Целенаправленная профориентационая работа ведется учителями профессионально-трудового обучения: в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся экскурсии на предприятия и общественные места города с целью знакомства, уточнения и расширения знаний учащихся о различных специальностях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.
В школе функционируют творческие объединения «Сделай сам», «Стальные узоры», где воспитанники закрепляют трудовые навыки, полученные на уроках, развивают фантазию, творчество. Их поделки интересны по содержанию, богаты фантазией, творчеством, выполнены аккуратно и имеют практическую направленность. Работы наших воспитанников выставляются на городских и областных выставках народно-прикладного искусства и получают высокую оценку.
Все это способствует, самореализации обучающихся, следовательно, решает задачу профориентации обучающихся с ОВЗ их профессиональное самоопределение и социализацию.