kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема тревожности и страха у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии определения тревожности у ребенка:

u1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

u1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема тревожности и страха у младших школьников»

Проблема  тревожности и страхов

Проблема тревожности и страхов

  • Что такое?
  • Что с этим делать?
  • Рекомендации родителям
Понятия

Понятия

  • Тревога  – это отрицательная  эмоция , выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
  • Тревожность  — индивидуальная психологическая особенность , проявляющаяся в склонности человека часто  переживать  сильную  тревогу  по относительно малым поводам.
  • Тревожное расстройство  – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.
Портрет тревожного ребенка.   Критерии определения тревожности у ребенка: 1. Постоянное беспокойство.  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).  4. Раздражительность.  5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Портрет тревожного ребенка.

Критерии определения тревожности у ребенка:

  • 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Портрет тревожного ребенка. Признаки тревожности:

Портрет тревожного ребенка.

Признаки тревожности:

  • 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.
Причины тревожности: Противоречивые  требования , предъявляемые родителями, школой (детским садом). Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Негативные требования , которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Высокий уровень тревожности взрослых, окружающих ребенка Неудовлетворённость родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье Стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми Тревожность окружающих взрослых.

Причины тревожности:

  • Противоречивые требования , предъявляемые родителями, школой (детским садом).
  • Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).
  • Негативные требования , которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
  • Высокий уровень тревожности взрослых, окружающих ребенка
  • Неудовлетворённость родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
  • Авторитарный стиль родительского воспитания в семье
  • Стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми

Тревожность окружающих взрослых.

Как помочь тревожному ребенку? Повышение самооценки Работа с родителями тревожного ребенка Обучение детей умению управлять своим поведением . Снятие мышечного напряжения.

Как помочь тревожному ребенку?

Повышение самооценки

Работа с родителями тревожного ребенка

Обучение детей умению управлять своим поведением .

Снятие мышечного напряжения.

Действия воспитателя

Действия воспитателя

  • не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера; 
  • не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.); 
  • хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
  • не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники); 
  • использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им; 
  • закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку; 
  • попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.
Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

  • 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!").
  • 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

  • 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  • 2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • 3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • 4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • 5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • 6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • 7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • 8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • 9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • 10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • 11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Понятие страха Страх — это эмоция, поднимающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или изображаемой опасности. В самом общем виде страх возникает в ответ на появление угрожающего стимула.  Источник: http://reftrend.ru/146822.html Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:  навязчивые страхи,  бредовые страхи,   сверхценны е страхи.

Понятие страха

Страх — это эмоция, поднимающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или изображаемой опасности. В самом общем виде страх возникает в ответ на появление угрожающего стимула.  Источник: http://reftrend.ru/146822.html

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

навязчивые страхи,  бредовые страхи,   сверхценны е страхи.

Ранняя диагностика страхов

Ранняя диагностика страхов

  • М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»,
  • методика А.И. Захарова «Мои страхи»,
  • опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  • опросник П. Бейкер и М. Алворд,
  • методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса,
  • диагностики эмоционального состояния  «Силуэт человека» Л. Лебедевой. Источник: http://reftrend.ru/146822.html
Наиболее частые возрастные детские страхи дошкольного возраста: Возрастные страхи  (не требующие коррекции)  громкие, неизвестные звуки - большие или быстро движущиеся объекты - разлука с родителями - незнакомые люди - засыпание и сон - изменения в окружающей обстановке (перестановка, переезд..) - плохая погода (гром, молния, сильный ветер..) Факторы приобретенных страхов ребенка:  Родительское запугивание Недостаточно полное понимание речи Травмирующее событие Конфликты в семье  быть внимательным и уважительно относиться к его чувствам и эмоциям, давать столь важную для него безусловную поддержку в трудный момент

Наиболее частые возрастные детские страхи дошкольного возраста:

Возрастные страхи

(не требующие коррекции)

  • громкие, неизвестные звуки
  • - большие или быстро движущиеся объекты
  • - разлука с родителями
  • - незнакомые люди
  • - засыпание и сон
  • - изменения в окружающей обстановке (перестановка, переезд..)
  • - плохая погода (гром, молния, сильный ветер..)

Факторы

приобретенных страхов ребенка:

  • Родительское запугивание
  • Недостаточно полное понимание речи
  • Травмирующее событие
  • Конфликты в семье

быть внимательным и уважительно относиться к его чувствам и эмоциям, давать столь важную для него безусловную поддержку в трудный момент

Что делать с детскими страхами? Сопереживать его страхам. рассказать вам о своем страхе, как можно более подробно. можно нарисовать, подробно проговаривая и обсуждая каждую деталь рисунка, сочиняя про него историю со счастливым и добрым концом Приемы и сказкотерапии— обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку. 2 . Игры как «прятки», «жмурки», «догонялки» помогают ребенку научиться воспринимать темноту, неожиданность, погоню не только как элемент опасности, но и как игру и забаву. Очень хорошо поиграть с малышом в ролевые игры, где он будет сильным и смелым и поучит маленького зайчика или куколку, как перестать бояться чего-либо. 3. Проконсультируйтесь у специалиста ! Если же вы заметили, что страх стал для вашего малыша очень серьезной проблемой, имеются симптомы как учащенное сердцебиение, озноб, жар, потливость, паника могут быть признаками невроза или другого серьезного заболевания.

Что делать с детскими страхами?

  • Сопереживать его страхам.
  • рассказать вам о своем страхе, как можно более подробно.
  • можно нарисовать, подробно проговаривая и обсуждая каждую деталь рисунка, сочиняя про него историю со счастливым и добрым концом
  • Приемы и сказкотерапии— обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.

2 . Игры как «прятки», «жмурки», «догонялки» помогают ребенку научиться воспринимать темноту, неожиданность, погоню не только как элемент опасности, но и как игру и забаву. Очень хорошо поиграть с малышом в ролевые игры, где он будет сильным и смелым и поучит маленького зайчика или куколку, как перестать бояться чего-либо.

3. Проконсультируйтесь у специалиста ! Если же вы заметили, что страх стал для вашего малыша очень серьезной проблемой, имеются симптомы как учащенное сердцебиение, озноб, жар, потливость, паника могут быть признаками невроза или другого серьезного заболевания.

Читаем вместе

Читаем вместе

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблема тревожности и страха у младших школьников

Автор: Пономарева Татьяна Вениаминовна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Статья "Проблема тревожности у младших подростков""
    ["seo_title"] => string(54) "stat-ia-probliema-trievozhnosti-u-mladshikh-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "318758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460651828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Деятельность классного руководителя  в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(114) "dieiatiel-nost-klassnogho-rukovoditielia-v-napravlienii-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "251775"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447290501"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "АРТ – терапия, как технология развития творческих способностей школьника в результате самостоятельной   деятельности "
    ["seo_title"] => string(130) "art-tierapiia-kak-tiekhnologhiia-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nika-v-riezul-tatie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166092"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422899827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства