Проблема тревожности и страха у младших школьников
Проблема тревожности и страха у младших школьников
Критерии определения тревожности у ребенка:
u1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности:
u1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность , проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.
Портрет тревожного ребенка.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше,постоянно проявляется в его поведении.
Портрет тревожного ребенка.
Признаки тревожности:
1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).
Негативные требования , которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Высокий уровень тревожности взрослых, окружающих ребенка
Неудовлетворённость родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье
Стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми
Тревожность окружающих взрослых.
Как помочь тревожному ребенку?
Повышение самооценки
Работа с родителями тревожного ребенка
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Снятие мышечного напряжения.
Действия воспитателя
не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.
Профилактика тревожности (рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!").
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Понятие страха
Страх— это эмоция, поднимающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или изображаемой опасности. В самом общем виде страх возникает в ответ на появление угрожающего стимула. Источник: http://reftrend.ru/146822.html
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:
опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
опросник П. Бейкер и М. Алворд,
методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса,
диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой. Источник: http://reftrend.ru/146822.html
Наиболее частые возрастные детские страхи дошкольного возраста:
Возрастные страхи
(не требующие коррекции)
громкие, неизвестные звуки
- большие или быстро движущиеся объекты
- разлука с родителями
- незнакомые люди
- засыпание и сон
- изменения в окружающей обстановке (перестановка, переезд..)
- плохая погода (гром, молния, сильный ветер..)
Факторы
приобретенных страхов ребенка:
Родительское запугивание
Недостаточно полное понимание речи
Травмирующее событие
Конфликты в семье
быть внимательным и уважительно относиться к его чувствам и эмоциям, давать столь важную для него безусловную поддержку в трудный момент
Что делать с детскими страхами?
Сопереживать его страхам.
рассказать вам о своем страхе, как можно более подробно.
можно нарисовать, подробно проговаривая и обсуждая каждую деталь рисунка, сочиняя про него историю со счастливым и добрым концом
Приемы и сказкотерапии— обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.
2 . Игры как «прятки», «жмурки», «догонялки» помогают ребенку научиться воспринимать темноту, неожиданность, погоню не только как элемент опасности, но и как игру и забаву. Очень хорошо поиграть с малышом в ролевые игры, где он будет сильным и смелым и поучит маленького зайчика или куколку, как перестать бояться чего-либо.
3. Проконсультируйтесь у специалиста ! Если же вы заметили, что страх стал для вашего малыша очень серьезной проблемой, имеются симптомы как учащенное сердцебиение, озноб, жар, потливость, паника могут быть признаками невроза или другого серьезного заболевания.