Просмотр содержимого документа
«Презентация "Самооценка"»
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕЛИЧНОСТИ»
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА
Характерные черты низкой самооценки
К чему могут привести
потерянный человек;
пассивны, внушаемы и менее популярны;
чрезмерно чувствительны к критике;
застенчивы;
нерешительны, зависимы, необъективны;
часто страдают от одиночества
Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА
+
-
чувствует себя важным и нужным
доверяет самому себе
Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.
склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода;
проявляет подозрительность, агрессию;
может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА
согласованность своего наличного и идеального «Я».
удовлетворенность собой
принятие себя
положительное отношение к себе
чувство собственного достоинства
отсутствие адекватной самооценки - симптом психоза.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У ПОДРОСТКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 – 7ЛЕТ)
представления о себе
представления о природе
представления об окружающем мире
РЕБЕНОК УЧИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
помогает
ребенок
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Сюжетно-ролевая игра
войти в жизнь взрослых, действовать как взрослый
понимает социальные роли и их связывающие отношения; соотносит свою позицию и позицию взрослого
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С6-7ДО9-10ЛЕТ)
ребенок получает общественную оценку;
авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники;
очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком;
самооценка формируется под влиянием оценок учителя
ОТРОЧЕСТВО (с11до15лет )
становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
формируется абстрактное, теоретическое мышление;
период отчуждения от взрослых;
важный фактор - общение со сверстниками;
повышение значимости Я – концепции;
подросток сравнивает себя с другими
10-12 ЛЕТ
11-14 ЛЕТ
познавательная активность, любознательность
развития самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции», чувства «Я»
ВНЕШНОСТЬ – ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В САМОСОЗНАНИИ
застенчивость
ПРОБЛЕМЫ10КЛАССА
социально-психологическая адаптация к новому коллективу
установка на продление моратория детства
ПРОБЛЕМЫ11КЛАССА
выбора будущей профессии
проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам
ЦЕЛИ
хорошо окончить школу
поступить в ВУЗ
СДВИГИ В ОБЛАСТИ
САМООЦЕНКИ,
ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
Изучение самооценки у старшеклассников
Изучение «портфолио» старшеклассников
Изучение типа семейного воспитания
Каким образом можно повысить самооценку ребенка?
«Помогите».
1. Поговорите с ребенком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.
Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.
2. Вторая задача - помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.
3. Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.
4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же, можно надеяться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Признайтесь себе в своих сильных и слабых
сторонах и соответственно сформулируйте свои цели!
Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха.
Не позволяйте себе предаваться им!
3. Ищите причины своего поведения в физических,
социальных, экономических и
политических аспектах нынешней ситуации,
а не в недостаткахсобственной личности!
4. Никогда не говорите о себе плохо;
особенно избегайте приписывать себе
отрицательные черты — «глупый»,
«уродливый», «неспособный», «невезучий»,
«неисправимый»!
Уважаемые родители, и в этом нелегком деле вам отводится ведущая роль. Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат не замедлит сказаться.