Учитель: Бажина Галина Геннадьевна
Красноярск, МАОУ Гимназия № 11 им. А.Н Кулакова.
Урок-презентация: Плотность вещества
(урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой. 7 класс)
Технологическая карта урока
Предмет Физика. класс 7 класс № урока № 17/8
Тема урока: Плотность вещества
Цель урока:
Образовательная:
Подготовить учащихся, знающих следующие суждения:
1.Плотность - физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
2.Обозначение плотности: .
3.Обозначение единицы плотности в СИ: .
4. За единицу плотности в СИ принята такая плотность, при которой в единице объема содержится единица массы вещества.
5.Плотность – скалярная положительная величина.
Развивающая:
Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:
1.Распознавать и воспроизводить обозначение плотности, наименование единицы плотности.
2.Находить значение плотности тела в конкретной ситуации на основе уравнения связи или таблицы плотностей.
Воспитательная:
Подготовить учащихся убедившихся в том, что научные знания:
а) Расширяют общеобразовательный кругозор.
б) Способствуют формированию научной картины мира, критического мышления, инициативы, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе.
Задачи урока:
1.Составить вместе с учащимися программу достижений цели (план для описания физической величины плотности и нахождения значения плотности в заданных ситуациях).
2.Обеспечить условия для самостоятельного приобретения учащимися новых знаний и умений решать задачи на их основе.
3.Обеспечить условие для развития у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.
Концепция урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала, с использованием ИКТ.
Средства обучения:
1.Раздаточный материал: карточки-предписания для самостоятельной работы, тест.
2.Компьютер, видеопроектор, экран.
3.Презентация к уроку.
№/п Учебные эпизоды (этапы урока) № слайда
1 УЭ-1 Организация урока
Учитель: Раздает карточки-предписания для самостоятельной работы.
Ученики: Готовят учебные принадлежности, тетради.
Мотивация и целеполагание Слайды № 2
Анализ текстового материала.
Учитель: Предлагает учащимся прочесть три мини-рассказа: «Репортаж с рынка», «Провоз багажа», «Хитрый вопрос».
и найти ответы на вопросы к этим рассказам.
Ученики: Читают мини-рассказы, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, устанавливают в результате обсуждения новую физическую величину – плотность вещества.
Слайд №3 – 4
Учитель:Помогает учащимся сформулировать цель урока и составить программу достижения цели – план по описанию физической величины – плотность вещества.
Ученики: Перечисляют основные этапы при изучении физической величины – плотность вещества:
а) Определение плотности;
б) Обозначение плотности;
в) Уравнение плотности;
г) Единицы плотности в СИ;
д) Физический смысл плотности.
2 УЭ-2 Восприятие новой информации. Слайд №5-7
Работа с планом изучения физической величины.
Работа с учебником А.В. Перышкин. 7 класс. 2013 г. §22-23, стр.61-62,65.
Учитель: Предлагает учащимся описать плотность, используя учебник и карточку-предписание с обобщенным планом изучения физической величины.
Ученики: Работают с учебником.
Письменно отвечают на вопросы карточки - предписания, составляют краткий конспект по плану:
а) Определение плотности;
б) Обозначение плотности;
в) Уравнение плотности;
г) Единица плотности в СИ;
д) Физический смысл плотности.
Проверка первичного восприятия новой информации.
Работа с презентацией.
Учитель: Предлагает учащимся проверить конспект, его правильность и глубину выполнения с помощью презентации.
Ученики: Проверяют конспект, вносят изменения и дополнения. Слайд №8
Самостоятельное изучение нового материала.
Работа с презентацией.
Учитель: Предлагает учащимся построить график зависимости массы вещества от его объема по полученным значениям
и предлагает учащимся убедиться, что график прямая линия.
Предлагает учащимся по графику определить плотность вещества.
Ученики: Строят график в тетради, записывают ответы на вопросы.
Взаимопроверка первичного восприятия новой информации.
Учитель: Предлагает учащимся организовать взаимопроверку ответов на вопросы.
Ученики: Производят взаимопроверку ответов, используя ключ, обсуждают ответы с соседом по парте.Слайд №9
Изучение нового материала.
Работа с презентацией.
Учитель: Предлагает учащимся рассмотреть методы измерения плотности вещества в жидком и твердом состоянии
Ученики; Слушают, смотрят, записывают, отвечают на вопросы.
3-4 УЭ-3 и УЭ – 4
Первичное закрепление и осмысление нового материала. Слайд №10-11
Усвоение алгоритма оформления задач по физике.
Учитель: Предлагает учащимся рассмотреть образец оформления задачи на вычисление плотности.
Ученики: Слушают, смотрят, записывают, участвуют в обсуждении алгоритма оформления задачи.
Самостоятельное применение алгоритма оформления задач по физике.
Учитель: Предлагает учащимся, используя карточку-предписание, решить задачи по образцу.
Ученики: Используя карточку-предписание, оформляют решение задач на вычисление плотности, массы и объема по образцу.
Взаимопроверка первичного осмысления нового материала.
Учитель: Предлагает учащимся организовать взаимопроверку выполненной работы.
Ученики: Проверяют работы друг друга, используя ключ, обсуждают результаты работы с соседом по парте.
5 УЭ-5
Самоконтроль с целью самооценки Проверка уровня усвоения нового материала, работая с раздаточным материалом.
Возможна работа в электронном виде.
Учитель: Предлагает учащимся выполнить тест с целью самоконтроля и самооценки по соответствующим критериям.
Ученики: Выполняют тест, проверяют свою работу и оценивают по соответствующим критериям.
6 УЭ-6 Итоги урока и домашнее задание Слайд № 15-16
Подведение итогов урока. Сообщение объема домашнего задания.
Учитель: Предлагает учащимся сформулировать краткие итоги урока: что мы узнали.
Предлагает учащимся выполнить творческое домашнее задание.
Ученики: Формулируют и записывают краткие итоги урока и домашнее задание.
7. Примечание Слайды №12-14
Дополнительный материал для учащихся, увлеченных физикой. Предлагает сильным учащимся, используя ЭОР, решить самостоятельно задачи повышенной сложности, выполнить домашние экспериментальные задания. Разгадать кроссворд, анаграммы и криптограммы.
Рекомендации
Данный электронный образовательный ресурс может быть использован учащимися в качестве:
Помощника (вместо учителя):
а) для самостоятельного изучения нового материала;
б) для закрепления изученного материала;
в) для решения сюжетных задач различной степени сложности;
г) для контроля знаний. Репетитора:
а) для повторного разбора материала, пройденного на уроке;
б) для изучения нового (дополнительного) материала;
в) для проведения творческой исследовательской работы.