Уважаемые коллеги! Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Как отмечает кандидат психологических наук Д.А.Иванов «Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений». Поэтому проблемы профессиональной компетентности учителя, педагогического мастерства, творчества, педагогической культуры являются сегодня актуальными.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств. Спасибо. Надеюсь понравится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая компетентность учителя»
Методический семинар по теме:
«Педагогическая компетентность»
Дата проведения: 9 ноября 2015 года
Место проведения: СОШ №133
Время проведения: 10.00
Участники: педагогический коллектив
Форма проведения: методический семинар, индивидуально, группавая
Эпиграф методсеминара:
«Учитель живёт до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться,в
нём умирает учитель»
К.Д.Ушинский
Цель семинара: содействовать развитию педагогической компетентности педагогов, стимулировать процесс профессионально личностного самосовершенствования.
Задачи семинара:
рассмотреть понятие «Педагогическая компетентность» учителя;
рассмотреть ключевые компетенции и их формирование;
сформировать у педагогов представления о педагогической компетентности и ее личностно-деятельностных компонентах;
способствовать осознанию педагогами необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие.
До начало методсовета необходимо разделить педагогов на 3 группы (каждый учитель должен выбрать цифру 1 – 2 – 3 – 4 наиболее близкое к нему). Затем педагоги рассаживаются по цифрам объединившись. (каждая группа на свою выбранну № цифру должны придумать стих/песню, в куплете д.б.названа эта цифра).
1. Упражнение «Доброе Утро!» (на казахском и русских языках)
2. Кіріспе сөз. Сандикпаева Индира Бауыржановна
3. Вступительное слово.
СЛАЙД
Уважаемые коллеги! Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Как отмечает кандидат психологических наук Д.А.Иванов «Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений». Учитель в совершенстве владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен «владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег». Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. «Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка».
Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. «Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
СЛАЙД
Происходящее в мире изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».
Давайте выясним, что означает слово компетентность. Это латинское слово (competentio от competo добиваюсь,соответствую, подхожу) – знания и опыт в той или иной области.
Компетентностный подход – как одно из оснований обновления образования. Под компетентностью понимают следующее: это способность действовать в ситуации неопределенности, умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности. Главное для учителя это конкурентоспособность – решение проблемы в нестандартных ситуациях, непрерывное образования.
СЛАЙД
В педагогической литературе используется много понятий для характеристики педагогической деятельности. Это «профессиональная компетентность», «педагогическое мастерство», «профессионализм». Они трактуются многими авторами в различных смыслах. Мы будем понимать качество в контексте профессионального труда педагога как совокупность объективных и субъективных предпосылок к выполнению деятельности, сам процесс деятельности и его результаты, находящиеся в различных степенях соответствия или несоответствия с нормами профессионально-педагогической деятельности. Разными авторами разработаны различные варианты и модели профессионально-значимых качеств личности.
ИГРА – «Качества»
Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала. Какими качествами, способностями он должен обладать? Я предлагаю Вам поиграть в игру «Качества».
тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
адаптированность; уровень саморегуляции;
уверенность в своих силах.
Каждому из педагогов в группе необходимо выбрать 3 качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек. Ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка. Прочитать его и отдать тому, для кого он характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качества.
Скажите, уважаемые коллеги, как присвоенные Вам качества могут помочь в вашей профессиональной деятельности?
Вывод: мы с Вами предприняли первую попытку самодиагностики и рефлексии ваших качеств.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В. М.
Результатами работы любого учителя являются:
• Знания, умения и навыки.
• Воспитанность.
• Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.
Задача этого методсеминара – не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Слайд
Под компетентностью также можно определить следующие условные критерии. И их можно разделить на три группы:
• педагогические;
• психологические;
• личностные.
Педагогическая деятельность:
Уровень обученности ЗУН.
Уровень сформированности ОУУН.
Инновационная работа.
Самообразование, исследовательская работа.
Образование, квалификация.
Самоанализ, самодиагностика.
Психолого-педагогическое общение:
Интерес, мотивация.
Сознательное обучение.
Отношение "учитель - ученик".
Учёт индивидуальных особенностей ученика.
Личность учителя:
Эмоциональность.
Выразительность речи.
Творческое начало личности.
Организаторские способности.
Чувство юмора.
Настойчивость, дисциплинированность.
СЛАЙД
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, предполагающую непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
СЛАЙД
Безусловно, первыми шагами в формировании компетентностей учителя,
по мнению специалистов, являются обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и «надпредметным умениям» (обрабатывать и систематизаровать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
СЛАЙД. Работа в группах
С всего выше сказанного хочу задать вопрос:
1. Компетентный педагог - кто это?
2. Все ли педагоги могут быть компетентными?
3. Зачем нам нужна профессиональная компетентность?
4. Или достаточно иметь определённый объём знаний в своей предметной области?
(ОТВЕТЫ КЛАСТЕРОВ УЧИТЕЛЕЙ).
Имеет высокую
степень
методической
изобретатель-ности
Владеет
профессиональ-ными
педагогическими
умениями
1.Владеет технологиями
2. Владеет активными и интерактивными методами обучения
3. Знает методику проведения нетрадиционных форм занятий
аналитическими коммуникативными
конструктивными
проективными
диагностическими
Осознанно развивает
свою индивидуальность
средствами своей
профессии
Обладает высоким
уровнем
методической
компетентности
Модель профессионального компетентного
педагога
Активно участвует
в обновлении
содержания
образования
Находится в постоянном
поиске нового,
открыт педагогическим
новациям
Открыт для постоянного
профессионального обучения,
накопления опыта
СЛАЙД
Эти и другие вопросы возникают, когда думаешь о данной теме. Профессор А.А.Крылов пишет: "... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения".
СЛАЙД
Современная педагогическая практика требует от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Психолог Замангужина Гульнара Сагандыковна
Игра: «Молодой специалист»
СЛАЙД
Каждый педагог, прежде всего, должен знать предмет. Физик знает физику, математик — математику, литератор — литературу. Но этого мало. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приёмами преподавания: методами объяснения, организации самостоятельной работы школьников. Но и этого мало. Учитель воспитывает. Ему надо овладеть методами педагогического воздействия, приёмами работы с коллективом и отдельными учениками, отлично знать психологию.
За каким же педагогом, будущее школы? Считаю, что будущее школы за компетентным педагогом.
В качестве эмоциональной разрядки предлагаю вам обратиться к исследованиям психологов личности педагогов. Условно ученые выделяют несколько образов педагогов. Может вы и сможете себя в них узнать.
Типаж 1. Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого. На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любим - за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что-либо отчебучивать и боготворят своего кумира.
Типаж 2. О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5 уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.
Типаж 3. Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить - записано, с кем поговорить – помечено, что задать – продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно.
Типаж 4. Знает детей, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте.
Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся.
Типаж 5. Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.
Типаж 6. Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4»- он, а вы, господа, должны радоваться на «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, п.ч. знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.
Типаж 7. На уроках похож, на дирижёра или певца: постоянно вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал, п.ч. это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен.
Вывод: Учиться – это выяснять, что ты уже знаешь. Совершать поступки – это демонстрировать то, что ты уже знаешь.
СЛАЙД – метод цветописи
Дорогие колеги! Мы Вам приготовили цветные лепестки. Прошу каждого педагога подойти и выбрать подходящий для себя цвет. А мы поможем Вам определить Ваш эмоциональный настрой по соответствующему цвета лепестка.
Определение психологического состояния учителя методом цветописи.
Красный – радостное настроение, выражает активность;
Жёлтый – веселое настроение, вызывает желание действовать
Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно
Черный – печальное настроение
Белый – утомление, ощущение усталости.
СЛАЙД. Вывод
Поэтому проблемы профессиональной компетентности учителя, педагогического мастерства, творчества, педагогической культуры являются сегодня актуальными.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Также мы не должны забывать, что компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Современный учитель обязан быть творческой личностью. Усвоив педагогический опыт, совещенный в специальной литературе, педагогике, глубоко осознав идеи саморазвития, самовоспитания, самообразования, учитель будет добиваться значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Но каких бы успехов ни добился учитель, нельзя останавливаться и удовлетворяться достигнутым, ибо нет предела совершенству.
ВЫВОДЫ
1. Задачи, поставленные в начале методического семинара выполнены.
2. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психо-эмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах (лекции, семинары, тренинговые занятия).
РЕШЕНИЕ
1. Методический семинар на тему Педагогическая компетентность считается удовлетворительным.
2. Продолжить работу над самообразованием педагогов.
Литература
1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в
работе с педагогическим коллективом : Учебно- методическое пособие. - М.2004. – 352с.
2. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007.– 208 с.
3. Школьный психолог. 2005, № 12
4. Школьный психолог. 2006, № 7
5. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.Мижериков, М.Н.Ермоленко.
– М.: Педагогогическое общество россии, 1999. – 288 с.
6. Сластенин, В.А. Общая педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред.
11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /
Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной
парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
13. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
Педагогические критерии успешности учителя
Первый критерий — это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не по наслышке.
Второй критерий — уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это: учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); учебно-логичекие умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.); учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)
Третий критерий — состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. “Учитель — это человек, который учится всю жизнь...” Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий — образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий — способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал); размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) — рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий— инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Условия профессионального роста:
Самообразовательная работа
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, непосредственно образовательной деятельности коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытой образовательной деятельности для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.
Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.
Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.