Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся
Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся
В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. А для этого нужен высоконравственный, творчески активный педагог. Педагогическая компетентность учителя - это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся»
Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи. Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере»? Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. А для этого нужен высоконравственный, творчески активный педагог. Педагогическая компетентность учителя - это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности. Таким образом, непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность учителя. Чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 26. лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России, а в данный момент третий год обучение веду по развивающей системе Л.В. Занкова. Начав работать по системе Л.В.Занкова, я на опыте своей деятельности увидела, какую значимость в системе обучающего образования имеют развивающие стратегии обучения. Ведь именно начальное образование является основой, базой всей учебной деятельности школьника, а затем и студента. Именно начальное образование формирует и развивает познавательные и учебные мотивы, способствующие развитию умения принимать, сохранять и реализовывать учебный процесс и его результаты. У учеников – занковцев хорошо развита потребность в самореализации, исследовательской деятельности, продуктивность и работоспособность. Работая со своим классом по системе Л.В.Занкова, я отметила, что школьники органично воспринимают развивающую методику. С удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, оптимистично и с энтузиазмом выполняют творческие задания. Показательно, что дети с большим удовольствием занимаются самостоятельно поисковой деятельностью, чем выполняют традиционные, рутинные задания. В них просыпается здоровое чувство конкуренции, желание выполнить свою работу на самом высоком (для их возраста) уровне. Даже те школьники, уровень знаний которых в начале обучения был средним, так же с удовольствием втянулись в творческий процесс. Это дало им возможность повысить самооценку, поднять собственный статус в глазах своих одноклассников, улучшить результаты успеваемости. Главной целью исследовательского обучения я вижу формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Я считаю, что нужно органично и сбалансировано сочетать как репродуктивные методы обучения, так и продуктивные (исследовательские). Не целесообразно добиваться от ребёнка, чтобы он всё открывал сам. Нет необходимости заново открывать всё наработанное обществом, но вместе с тем, необходимо умело подталкивать и направлять школьников к развитию своих, заложенных природой способностей, открывать в себе новые возможности, поднимать свои знания и умения на более высокий уровень. А это возможно лишь в том случае, если школьник работает творчески («поисково»). Вырабатывая в себе эти навыки и закрепляя их, школьник постепенно выходит на уровень конкурентоспособности в её лучших проявлениях, т.е. формируется умение мобилизовать своё мышление, применять накопленные знания, успешно преодолевать испытания (конкурсы, олимпиады, марафоны и т. д.). Мыслить нестандартно. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу – заложить основы исследовательских умений и навыков исследовательского поведения учащихся, вывести их на уровень конкурентоспособной личности. Исследование – это творчество в чистом виде. А следовательно, путь воспитания высоко творческой личности. Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно соответствий природе ребёнка и современным задачам обучения. Это путь к знанию через собственный поиск. Его основными составляющими являются: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения (сделанные на их основе). Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребёнка в сторону повышения степени самостоятельности и конкурентоспособности, более высокого уровня самоорганизации творчества. Так со своим классом я провела ряд работ, где учащиеся смогли наиболее полно проявить свои навыки и умения юных исследователей. Это работа по выявлению и воссозданию своей родословной «Мое генеалогическое древо». Работа по воспитанию гражданского и патриотического чувства учащихся «Моя малая родина». Также некоторые дети приняли участие в конкурсе проектов «Я – исследователь» в разных номинациях и продемонстрировали свои исследовательские, творческие и конкурентоспособные навыки. Проект «Что в имени тебе моём» занял первое место. Проделанная работа дала возможность поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их на достижение более творческих результатов, выявить в детях творческое начало, увеличить долю самостоятельной поисковой работы учащихся, научить их мыслить не по шаблону. Все это дает возможность формировать личность ребенка, способную успешно и эмоционально устойчиво участвовать в конкурсах. Мониторинг обучения по вариативным системам и учебным предметам показывает, что у учеников–занковцев развита самостоятельность, потребность в самореализации, высоки учебно–познавательные интересы, потребность проверить свои знания и умения на конкурсном уровне. Это обеспечивает им стабильные знания и успехи в предметных олимпиадах. Учащиеся моего класса приняли активное участие в олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Эрудит», «Слон», «Старт», «Золотое руно», «ЧИП» и показали достаточно высокие результаты. Как я отмечала выше, обучение детей по развивающей системе Л.В.Занкова, использование методики исследовательского обучения А.И.Савенкова дало возможность каждому учащемуся активно проявить себя как конкурентоспособную, высокоорганизованную, нестандартно мыслящую личность. Также я работаю с учащимися над развитием у них навыков и умений создания, разработки и защиты их собственных проектов. Мы ориентируемся не просто на поиск нового задания, а на решение реальной, вставшей перед ними проблемы. Это процесс творческий. Очень важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых исследований, требует ясного формирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез в соответствии с четким планом и т.д. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские поиски более строгими, подчиненными определенной задаче. Они полезны в плане развития мышления младшего школьника, в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. Моментом завершения детской учебно–исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Важно не просто рассказать о выполненной работе, а, как всякое настоящее исследование, защитить. Естественно защита проходит «публично», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей, оценивающей комиссии. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей степени - от преданности профессии, стремления к познанию нового, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации обучения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни. В этом современное предназначение учителя. Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. У современного учителя должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.