Модель эффективной работы с родителями в средней школе
Модель эффективной работы с родителями в средней школе
Данная исследовательская работа - результат тридцатилетней работы классным руководителем. В работе представлены как теоретические положения, так и результаты наблюдений, приведены диаграммы, показывающие постепенный рост положительного отношения родителей к школе от класса к классу, увеличение количества родителей, принимающих участие в делах класса. Даны советы и в приложении - программа деятельности родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель эффективной работы с родителями в средней школе »
Исследовательская работана тему: « Модель эффективной работы с родителями в средней школе»
Автор:
Храмова Любовь Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №348
Актуальность
Тема актуальна, так как, во-первых, сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие и родители большую часть дня проводят на работе, перекладывая миссию воспитания на педагогов школы
Во-вторых, некоторые родители, желая добра и удачи своим детям, часто не знают, как это сделать, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу
Использование материалов исследовательской работы может быть полезно для классных руководителей
Цель исследовательской работы: выявление влияния систематической работы с родителями на повышение их интереса к жизни ребят, качества обучения и воспитания
Задачи исследовательской работы:
Проанализировать современное состояние, в котором находится семья по отношению к школе
Определить условия, необходимые для ликвидации существующего положения
Разработать рекомендации для классных руководителей среднего звена по укреплению связей между семьей и школой
Объект исследования – ученики и родители 7 «Б»
Предмет исследования – особенности системы работы с родителями 7 «б» класса
Гипотеза – правильно выстроенная система работы с родителями будет способствовать повышению интереса родителей к жизни ребят, эффективности их участия в работе класса и школы, повышению качества знаний
Методы
Наблюдение
Анкетирование
Анализ и синтез
Сравнение
Обобщение
Содержание работы
Введение
Теоретические основы системы работы с родителями:
А. С. Макаренко
В. Сухомлинский
Н. Е. Щуркова
Н. И. Дереклеева
В. И. Петрушин
Экспериментальная часть
Выводы
Приложения
Введение
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, но и воспитание, развитие личности, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно воспринимались детьми.
Только общими усилиями можно помочь раскрыться способностям, научить создавать красоту для других, любить и быть любимым.
Как привлечь родителей?
Как привлечь родителей?
Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать и в 5, и в 6, и в 9 классе?
Вот вопросы, на которые мне хотелось получить ответ, и я обратилась к трудам педагогов –новаторов.
Данное исследование – результат обобщения изученного и проверенного мною на практике работы с родителями в течение ряда лет, и выбор темы не был случайным: хотелось поделиться с коллегами накопленным материалом
Антон Семенович Макаренко
Доброго воспитать может добрый, умного – умный
Авторитет – такое нормальное взаимоотношение между родителями и детьми, когда последние, уважая своих родителей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям
(1888 - 1939)
Русский прозаик, публицист, педагог
Василий Александрович Сухомлинский
Задача родителя заключается не в том, чтобы контролировать – занимается ли учащийся дома, но прежде всего в том, чтобы помочь ему в применении экономных и рациональных методов выполнения домашнего задания
Советский педагог, заслуженный учитель УССР (1969), член-корреспондент АПН СССР
Наталья Ивановна Дереклеева - известный психолог и педагог, автор популярных книг
Надежда Егоровна Щуркова – доктор педагогических наук, профессор
Дети – очень мягкий, податливый и нежный материал.
Они немедленно реагируют на формы обращения с ними и воздействуют на них.
Их поведение – объективное и суровое зеркало, отражающее культуру взрослых.
Валентин Иванович Петрушин
Совет родителям, желающим, чтобы их дети добились успеха: « Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят из школы. Дайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.
Доктор педагогических наук, профессор; российский музыкант, психолог, педагог, музыкальный терапевт
Выводы
Одно из условий сотрудничества семьи и классного руководителя – информирование родителей об участии класса в деятельности школы
Основные формы работы классного руководителя с семьей – групповые (собрания, лекции, встречи с учителями-предметниками) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей, иногда – телефонный звонок)
Одно из важных направлений в работе классного руководителя – диагностика
Успех сотрудничества обеспечивается благодаря
единству требований школы и семьи;
педагогическому просвещению родителей;
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
умению классного руководителя видеть сложные взаимоотношения в семье
Положительное отношение родителей к работе школы:
5 класс – 20 чел - 80%
7 класс – 23 чел - 90%
Экспериментальная часть
Количество родителей , принимавших участие в делах класса и школы:
5 класс – 13 человек
7 класс – 22человека
Отслеживание успеваемости по электронному дневнику:
5 класс – 5 чел.
7 класс – 14 чел.
Качество знаний
5 класс
Отличников – 4 чел.
На «4» и «5» – 12 чел.
Качество знаний – 61%
6 класс
Отличников – 6 чел.
На «4» и «5» – 11 чел.
Качество знаний – 65,4%
Мониторинг «Я и моя семья»
Доверительные отношения между членами семьи у 18 чел.
Свободное время проводят вместе в 22 семьях
Относятся к подростку с уважением и пониманием в 22 семьях
Самое ценное качество:
доброта – 14 чел
справедливость – 8 чел
Выводы
Взаимодействие, воздействие и содействие – вот то главное, что помогает в организации работы с родителями
Выдвинутаягипотеза : выстроенная эффективная технология сотрудничества позволяет повысить уровень привлечения родителей к деятельности класса и школы – в ходе исследования подтвердилась:
увеличилось количество родителей, принимающих участие в делах школы и класса;
возросло количество родителей, подключившихся к электронному дневнику;
индивидуальное общение носит не формальный характер, это живой непринужденный разговор;
успеваемость учащихся не только сохраняется стабильной, но и качественно повышается
Система работы с родителямив среднем звене (из опыта работы)
Прежде всего – четкость в определении целей конечного результата: выпускник школы – личность, способная реализовать свой творческий потенциал, личность высоконравственная, богатая духовно
Затем – приоритетная задача каждого года:
5 класс – формирование познавательного интереса к различным областям знаний, развитие самоуправления
6 класс - создание детского коллектива
7 класс – раскрытие возможностей подростка, сделать его интересным самому себе и коллективу
8 класс – формирование чувства ответственности за школьные мероприятия
9 класс - интенсивное осмысление жизненной позиции личностного Я
Система работы с родителямив среднем звене (из опыта работы)
Заочное знакомство с семьей по личным делам (состав семьи, возраст, родственные отношения и т.д.)
Составление социального портрета класса
Запись данных о каждом ученике и его семье в личный дневник педагога
Беседа с учителем начальных классов (родительский комитет, увлечения детей)
Встреча с родительским комитетом (видение совместной работы, пожелания, рассказ о себе)
Составление примерного плана работы и распределение поручений
Система работы с родителямив среднем звене (из опыта работы)
7. Очное знакомство с классом на празднике прощания с начальной школой
8. Первое родительское собрание: рассказ о своей работе, знакомство с примерным планом работы, пожелания, успехи ребенка, анкетирование:
любимые книги, телепередачи
увлечения
отношение к домашним животным
традиции семьи
любимые занятия в выходные и праздники
9. Первое классное собрание (по тому же сценарию)
10. Индивидуальные беседы (по результатам анкет)
11. Обращение за помощью (индивидуально)
12. Родительские собрания в разной форме
Приложение №1Как готовить домашние задания
Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.
Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.
Составляй план устного ответа и проверяй себя.
Приложение №5 Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество родителей
Свой мобильный телефон
Домашний адрес и телефон
Сведения о родителях (должность и место работы, рабочий телефон)
Сведения о бабушках и дедушках (если есть), о братьях и сестрах
Состояние здоровья (особенности и хронические заболевания)
Сведения о занятиях в кружках и секциях (какие, где и в какое время посещает)
Успехи ребенка
Интересы, увлечения
Советы классному руководителю
Приложение №6Программа деятельности родителей
1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником. в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
4. Родители имеют право с разрешения администрации и в присутствии члена администрации посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ
6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Приложение №7 Программа деятельности ученика
Ученик обязан выполнять домашнее задание , своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией