В презентации представлен материал, отражающий функции, варианты, типы диагностики, приведены примеры методов диагностики при планировании воспитательной работы, а также приведены примеры оформления и использования результатов диагностики в работе классного руководителя. В данной презентации использованы фотографии из опыта моей работы работы.
Просмотр содержимого презентации
«Диагностика»
Автор презентации: Прогалкина Н.Е.
Понятие диагностики
Диагностика
от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
Функции диагностики :
- 1) Контрольно-корректировочная – это получение данных и корректировка процесса воспитания
- 2) Прогностическая – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
- 3) Воспитывающая – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
Типы диагностики
- Начальная ( используется для всестороннего изучения учеников.)
- Корректирующая (текущая)
- Обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика
- Связана с планированием и управлением классным коллективом.
- Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Варианты начальной диагностики:
а) Когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся
б) Когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом
в) Когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
Корректирующая (текущая) диагностика
- Проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива
- Ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе.
- Оценивается правильность ранее принятых решений.
- Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы.
Обобщающая диагностика
- Проводится в конце каждого учебного года
- Даёт основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Содержание диагностики
- Данные об ученике и его семье
- Данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
- Мотивационная сфера
- Направленность личности (интересы, отношения, ценности)
- Поведение, поступки учащихся
- Изучение класса в целом, как группа, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение и др.
Методы диагностики при планировании воспитательной работы
- Метод опроса
- Метод наблюдения
- Метод беседы
- Метод анкетирования
- Метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации
- Метод социометрического выбора
- Методика для изучения интересов школьников
- Методика определения общественной активности учащихся
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
- «Учитель, ученик, коллектив»
- «Нравственная самооценка»
- Методика «Самоанализ личности»
- Методика «Я – лидер» и др.
- Контроль ведения дневников – еженедельно
- Ведение листов успешности – четыре раза в год (в конце четверти)
! – «отлично»
+ - «хорошо»
? – «нестабильно»
- «тенденция к ухудшению»
После просмотра этих листов родители знают, с каким учителем им необходимо пообщаться и на какие предметы необходимо обратить особое внимание.
Список класса
Успеваемость
Динамика
Работа на уроке
Поведение на уроке
Подготовка Д/З
Особые заметки
Оформление и использование результатов
- Результатом диагностики могут быть
как характеристики отдельных учащихся, так и всего класса
- В конце года можно заполнить диагностическую карту класса
Порядок заполнения карты
- Ф.И.О.
- Дата рождения
- Состояние здоровья
(для регулирования нагрузок)
(данные использовать для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи)
Порядок заполнения карты
(данные использовать при индивидуальной работе, для формирования положительной самооценки)
(данные использовать при организации досуга, для развития интересов)
Порядок заполнения карты
(нужно знать для развития интереса к учёбе, способностей)
- Общая культура
- Поручение
- Сведения о занятости во внеурочное время
Диагностическая карта
Поможет обнаружить:
- Проблемы и поставить задачи
- Связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения
Выявит:
- Показатели воспитанности по отдельным параметрам
Спасибо за внимание!
Ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/
http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1547