kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО

В работе рассматривается проблема преодоления неуспеваемости студентов.

В начале работы представлен психологический портрет неуспевающих и отстающих студентов.

Далее рассматривается ряд типологий неуспевающих, работа с ними (педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие), причины неуспеваемости (уважительные, неуважительные), меры предупреждения неуспеваемости.

В конце работы предлагаются программы деятельности по устранению неуспеваемости для: студентов, классного руководителя, родителей, психолога, администрации колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО »

Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО


Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных преподавателей или педагогических коллективов некоторых общеобразовательных коллективов она решается успешно. В связи с этим возникает два вопроса:

  1. Почему одни преподаватели и педагогические коллективы успешно справляются с данной проблемой?

  2. Что мешает другим преподавателям решать ее столь же успешно?


Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требует использования двух терминов:

  • «неуспеваемость»

  • «отставание»


Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студента, с реально достигнутыми им уровнем умственного развития и его потенциальными возможностями.

Причины неуспеваемости


Внешние

Внутренние

Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы

  • Отсутствие мотивации

  • Слабое развитие волевой организации

  • Слабое здоровье студентов

  • Низкое развитие интеллекта

Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

Отрицательное влияние - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)


Неуспеваемость – это общемировая проблема. Однако на Западе она началась раньше, и дела с успеваемостью там обстоят еще хуже. По статистическим данным на 2004 г. в России насчитывалось 15-24% учащихся со сниженным вниманием и гиперактивных учащихся (от общего числа учащихся). В Западной Европе 25-34%, а в Америке до 42% учащихся.

Например, в США многие неуспевающие учащиеся по показаниям врачей для усиления внимания употребляют специальные таблетки. В Армии США 17% новобранцев с трудом читают. Армейский устав там представлен в виде комиксов.

Психофизиологии считают, что часть названных проблем можно преодолеть с помощью педагогических технологий.



Портрет неуспевающих и отстающих студентов


Исследования показывают, что у иногородних студентов изначально высокая самодисциплина в школе может значительно снижаться при переезде в общежитие в другом городе. Это связывается уменьшением влияния родительского контроля и невысоким преподавательским контролем посещения занятий, текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.


Изучались индивидуально-психологические особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. Эта группа лиц выступала в качестве экспериментальной. Контрольная группа включала в себя студентов, которые продолжают обучение. Изучение их психологических особенностей осуществлялось аналогично исследованию экспериментальной группы.

Для исследования выраженности психологических свойств у различных групп использовался 16-факторный личностный опросник Кэттелла.

По результатам исследования были выявлены индивидуально-психологические характеристики отчисленных студентов, студентов из группы риска, а также адаптированных студентов.

ПО данным 16-факторного личностного опросника Кэттелла были выявлены следующие статистически значимые различия.

  1. По фактору «общительность – отчужденность» (фактор А) студенты группы риска демонстрируют большую общительность, яркость эмоциональных проявлений, они больше направлены на межличностные отношения по сравнению с группой адаптированных студентов.

  2. По фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» (фактор С) отчисленные студенты и студенты группы риска отличаются от адаптированных студентов более низкими баллами, что свидетельствует о том, что им не хватает эмоциональной устойчивости, они часто чувствуют себя более беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Адаптированные же студенты в целом хорошо приспособлены, реалистичны в отношении и жизни, самокритичны, хорошо осознают требования действительности, редко поддаются случайным колебаниям настроения.

  3. По фактору «доминантность – конфомность» (фактор Е) студенты группы риска демонстрируют более высокий уровень доминантности по сравнению с адаптированными студентами. Им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность. Адаптированные студенты больше руководствуются мнением окружающих, легко подчиняются авторитетам, склонны к чувству вины, скромны, послушны. Таким образом, оппозиционность, выявленная в группе риска, является мешающим фактором.

  4. По фактору «беспечность – озабоченность» (фактор F) средние показатели в группе отчисленных значительно выше, чем показатели в группе адаптированных студентов. Это может свидетельствовать о то, что отчисленные живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Студенты с такими характеристиками с трудом могут удержаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.

  5. По фактору «высокая совестливость – недобросовестность» (фактор G) для группы отчисленных характерны более низкие баллы, чем для группы адаптированных студентов. Это говорит о том, что отчисленные могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные, недобросовестные и эгоистичные. Они не прилагают усилий к выполнению общественных требований и культурных норм. Такие люди склонны к непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Эти особенности также ограничивают возможности адаптации к образовательному процессу, препятствует добросовестности, последовательности, постоянству в подготовке к занятиям.

  6. По фактору «контроль желаний – импульсивность» (фактор Q3) для отчисленных студентов и студентов группы риска характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел. Адаптированные студенты, в свою очередь, хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, сдержаны, обладают развитым чувством ответственности. Они хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнять, умеют контролировать свои эмоции и поведение.


Не достигали уровня статистической значимости различия между отчисленными и адаптированными студентами, а также студентами группы риска по уровню интеллекта (который измерялся как с помощью теста Равенна, так и по фактору В «высокий – низкий интеллект» 16-факторного личностного опросника Кэттела), по уровню тревожности (методика Тейлор), уровню нервно-психической напряженности (методика ОНПН), мотивация избегания неудачи (методика Элерс). Эти данные говорят о том, что интеллект, тревожность, нервно-психическая устойчивость и направленность мотивации, скорее всего, не выступают значимыми личностными детерминантами отчисляемости.

По совокупным данным личностных тестов можно составить психологический портрет отчисленного или потенциально готового к отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как невысокая способность к эмоциональной регуляции поведения, что в сочетании с повышенной импульсивностью, беспечностью обуславливает трудности адаптации к среде, которая предъявляет повышенные требования к волевой регуляции поведения, способности отгораживать свои импульсы, подчинять поведение ближайшим и долговременным целям, критично относиться к себе. Повышенная оппозиционность, доминантность, тенденция к самоутверждению, отсутствие чувства ответственности за неудачи в обучении и привели к отчислению.

Студентам группы риска присущи такие особенности, как слабая мотивированность, непостоянство, пониженная добросовестность. Они могут легко бросить начатое дело, отказаться от обязательств, непостоянны в подготовке к занятиям. Для них характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Снисходительность к своим промахам, несклонность обвинять себя в неудачах затрудняют формирование устойчивой учебной мотивации и целенаправленности в достижении образовательных целей.



Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования

Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Чтобы успешно работать с такими студентами, необходимо знать существующий ряд типологий неуспевающих.

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам


1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может



Работа с неуспевающими студентами

Для успешной работы с неуспевающими необходимо следующее:


1Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.


2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.


3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставания в учебе (дополнительные занятия).


4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.


Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

  • Индивидуальный подход к студенту

  • Специальная система домашних заданий

  • Усиление работы с родителями

  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работу с неуспевающими студентами следует начать с опроса:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,

  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.

  3. Неудовлетворительная работа администрации.

  4. Высокие цены в столовой.

  5. Плохое здоровье.

  6. Нежелание учиться вообще.

  7. Распространение наркотиков.

  8. Отсутствие условий для проведения досуга.

  9. Возможные подработки во внеурочное время.

  10. Престижно ли учиться в нашем колледже.

  11. Другие проблемы.


Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Для решения данной проблемы предлагаются следующие программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.


1. Программа деятельности классного руководителя


1.1 Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к преподавателям, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • недостаточная работа на занятии

  • необъективность выставления оценки на занятии

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

1.2 В случае, если слабая успеваемость является следствием пропусков уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропусков (уважительная, неуважительная)


Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя - предметника или классного руководителя.

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением колледжа).

Все остальные причины считаются неуважительными.


2 Программа деятельности студента.

2.1 Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

2.2 Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

2.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.


3 Программа деятельности родителей.

3.1 Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением.

3.2 Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.

3.3 Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .

3.4 Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.

3.5 Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа.

3.6 В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.


4 Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением.

4.1. Социальный педагог и заведующий отделением обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.

4.2. При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.

4.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентами, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно – воспитательной комиссии студент ставится на внутриколледжский контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.

4.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.4.6.


5 Программа деятельности психолога.

5.1 В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог колледжа разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.

5.2 О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.

5.3 Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.


6 Программа деятельности администрации колледжа.

6.1 Администрация колледжа организует работу учебно – воспитательной комиссии.

6.2 Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.

6.3 Администрация колледжа составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

6.4 Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.


7 Контроль за соблюдением данного Положения.

7.1 Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, преподаватели-предметники, родители.

7.2 Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заведующий учебной частью.

Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента, преподаватели и классные руководители заполняют следующую памятку.


Памятка для преподавателей, работающих с неуспевающими и слабоуспевающими студентами

№ гр.

Фамилия, имя студента

Группа

По каким дисциплинам не успевает

Причины, которые привели к плохой успеваемости


Средства (учебные, воспитательные, дополнительные занятия), используемые в работе со студентом

Наблюдаемые изменения, результаты работы













Для того, чтобы сохранить контингент студентов необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО

Автор: Крылова Любовь Николаевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158937

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства