Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО
Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО
Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО
В работе рассматривается проблема преодоления неуспеваемости студентов.
В начале работы представлен психологический портрет неуспевающих и отстающих студентов.
Далее рассматривается ряд типологий неуспевающих, работа с ними (педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие), причины неуспеваемости (уважительные, неуважительные), меры предупреждения неуспеваемости.
В конце работы предлагаются программы деятельности по устранению неуспеваемости для: студентов, классного руководителя, родителей, психолога, администрации колледжа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО »
Работа классного руководителя с неуспевающими студентами в системе СПО
Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных преподавателей или педагогических коллективов некоторых общеобразовательных коллективов она решается успешно. В связи с этим возникает два вопроса:
Почему одни преподаватели и педагогические коллективы успешно справляются с данной проблемой?
Что мешает другим преподавателям решать ее столь же успешно?
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требует использования двух терминов:
«неуспеваемость»
«отставание»
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студента, с реально достигнутыми им уровнем умственного развития и его потенциальными возможностями.
Причины неуспеваемости
Внешние
Внутренние
Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы
Отсутствие мотивации
Слабое развитие волевой организации
Слабое здоровье студентов
Низкое развитие интеллекта
Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).
Отрицательное влияние - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)
Неуспеваемость – это общемировая проблема. Однако на Западе она началась раньше, и дела с успеваемостью там обстоят еще хуже. По статистическим данным на 2004 г. в России насчитывалось 15-24% учащихся со сниженным вниманием и гиперактивных учащихся (от общего числа учащихся). В Западной Европе 25-34%, а в Америке до 42% учащихся.
Например, в США многие неуспевающие учащиеся по показаниям врачей для усиления внимания употребляют специальные таблетки. В Армии США 17% новобранцев с трудом читают. Армейский устав там представлен в виде комиксов.
Психофизиологии считают, что часть названных проблем можно преодолеть с помощью педагогических технологий.
Портрет неуспевающих и отстающих студентов
Исследования показывают, что у иногородних студентов изначально высокая самодисциплина в школе может значительно снижаться при переезде в общежитие в другом городе. Это связывается уменьшением влияния родительского контроля и невысоким преподавательским контролем посещения занятий, текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.
Изучались индивидуально-психологические особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. Эта группа лиц выступала в качестве экспериментальной. Контрольная группа включала в себя студентов, которые продолжают обучение. Изучение их психологических особенностей осуществлялось аналогично исследованию экспериментальной группы.
Для исследования выраженности психологических свойств у различных групп использовался 16-факторный личностный опросник Кэттелла.
По результатам исследования были выявлены индивидуально-психологические характеристики отчисленных студентов, студентов из группы риска, а также адаптированных студентов.
ПО данным 16-факторного личностного опросника Кэттелла были выявлены следующие статистически значимые различия.
По фактору «общительность – отчужденность» (фактор А) студенты группы риска демонстрируют большую общительность, яркость эмоциональных проявлений, они больше направлены на межличностные отношения по сравнению с группой адаптированных студентов.
По фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» (фактор С) отчисленные студенты и студенты группы риска отличаются от адаптированных студентов более низкими баллами, что свидетельствует о том, что им не хватает эмоциональной устойчивости, они часто чувствуют себя более беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Адаптированные же студенты в целом хорошо приспособлены, реалистичны в отношении и жизни, самокритичны, хорошо осознают требования действительности, редко поддаются случайным колебаниям настроения.
По фактору «доминантность – конфомность» (фактор Е) студенты группы риска демонстрируют более высокий уровень доминантности по сравнению с адаптированными студентами. Им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность. Адаптированные студенты больше руководствуются мнением окружающих, легко подчиняются авторитетам, склонны к чувству вины, скромны, послушны. Таким образом, оппозиционность, выявленная в группе риска, является мешающим фактором.
По фактору «беспечность – озабоченность» (фактор F) средние показатели в группе отчисленных значительно выше, чем показатели в группе адаптированных студентов. Это может свидетельствовать о то, что отчисленные живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Студенты с такими характеристиками с трудом могут удержаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.
По фактору «высокая совестливость – недобросовестность» (фактор G) для группы отчисленных характерны более низкие баллы, чем для группы адаптированных студентов. Это говорит о том, что отчисленные могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные, недобросовестные и эгоистичные. Они не прилагают усилий к выполнению общественных требований и культурных норм. Такие люди склонны к непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Эти особенности также ограничивают возможности адаптации к образовательному процессу, препятствует добросовестности, последовательности, постоянству в подготовке к занятиям.
По фактору «контроль желаний – импульсивность» (фактор Q3) для отчисленных студентов и студентов группы риска характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел. Адаптированные студенты, в свою очередь, хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, сдержаны, обладают развитым чувством ответственности. Они хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнять, умеют контролировать свои эмоции и поведение.
Не достигали уровня статистической значимости различия между отчисленными и адаптированными студентами, а также студентами группы риска по уровню интеллекта (который измерялся как с помощью теста Равенна, так и по фактору В «высокий – низкий интеллект» 16-факторного личностного опросника Кэттела), по уровню тревожности (методика Тейлор), уровню нервно-психической напряженности (методика ОНПН), мотивация избегания неудачи (методика Элерс). Эти данные говорят о том, что интеллект, тревожность, нервно-психическая устойчивость и направленность мотивации, скорее всего, не выступают значимыми личностными детерминантами отчисляемости.
По совокупным данным личностных тестов можно составить психологический портрет отчисленного или потенциально готового к отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как невысокая способность к эмоциональной регуляции поведения, что в сочетании с повышенной импульсивностью, беспечностью обуславливает трудности адаптации к среде, которая предъявляет повышенные требования к волевой регуляции поведения, способности отгораживать свои импульсы, подчинять поведение ближайшим и долговременным целям, критично относиться к себе. Повышенная оппозиционность, доминантность, тенденция к самоутверждению, отсутствие чувства ответственности за неудачи в обучении и привели к отчислению.
Студентам группы риска присущи такие особенности, как слабая мотивированность, непостоянство, пониженная добросовестность. Они могут легко бросить начатое дело, отказаться от обязательств, непостоянны в подготовке к занятиям. Для них характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Снисходительность к своим промахам, несклонность обвинять себя в неудачах затрудняют формирование устойчивой учебной мотивации и целенаправленности в достижении образовательных целей.
Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования
Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.
Чтобы успешно работать с такими студентами, необходимо знать существующий ряд типологий неуспевающих.
Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики
Помощь неуспевающим студентам
1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),
сочетается с положительным отношением к учению
Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению
Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация- будет продуктивность учебной деятельности
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению
Студентам третьей группы поможет позитивная психология.
У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может
Работа с неуспевающими студентами
Для успешной работы с неуспевающими необходимо следующее:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
2.Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3.Педагогическая терапия – меры по устранению отставания в учебе (дополнительные занятия).
4.Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
Меры предупреждения неуспеваемости студента
Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
Индивидуальный подход к студенту
Специальная система домашних заданий
Усиление работы с родителями
Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.
Работу с неуспевающими студентами следует начать с опроса:
Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?
Неудовлетворение организацией учебного процесса,
Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
Неудовлетворительная работа администрации.
Высокие цены в столовой.
Плохое здоровье.
Нежелание учиться вообще.
Распространение наркотиков.
Отсутствие условий для проведения досуга.
Возможные подработки во внеурочное время.
Престижно ли учиться в нашем колледже.
Другие проблемы.
Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.
Для решения данной проблемы предлагаются следующие программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.
1. Программа деятельности классного руководителя
1.1 Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к преподавателям, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:
пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на занятии
необъективность выставления оценки на занятии
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
1.2 В случае, если слабая успеваемость является следствием пропусков уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропусков (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя - предметника или классного руководителя.
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением колледжа).
Все остальные причины считаются неуважительными.
2 Программа деятельности студента.
2.1 Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.
2.2 Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
2.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.
3 Программа деятельности родителей.
3.1 Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением.
3.2 Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.
3.3 Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .
3.4 Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.
3.5 Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа.
3.6 В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
4 Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением.
4.1. Социальный педагог и заведующий отделением обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.
4.2. При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.
4.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентами, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно – воспитательной комиссии студент ставится на внутриколледжский контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.
4.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.4.6.
5 Программа деятельности психолога.
5.1 В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог колледжа разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.
5.2 О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.
5.3 Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.
6 Программа деятельности администрации колледжа.
6.1 Администрация колледжа организует работу учебно – воспитательной комиссии.
6.2 Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.
6.3 Администрация колледжа составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
6.4 Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
7 Контроль за соблюдением данного Положения.
7.1 Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, преподаватели-предметники, родители.
7.2 Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заведующий учебной частью.
Для того, чтобы в любой момент можно было ознакомиться с причинами неуспеваемости того или иного студента, преподаватели и классные руководители заполняют следующую памятку.
Памятка для преподавателей, работающих с неуспевающими и слабоуспевающими студентами
№ гр.
Фамилия, имя студента
Группа
По каким дисциплинам не успевает
Причины, которые привели к плохой успеваемости
Средства (учебные, воспитательные, дополнительные занятия), используемые в работе со студентом
Наблюдаемые изменения, результаты работы
Для того, чтобы сохранить контингент студентов необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.