Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Я расту"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова»
г. Кудымкара
ПРОГРАММА
воспитательной работы «Я расту»
Составитель: Никитина И.В.
классный руководитель 6 «г» класса
Кудымкар,2017
Согласовано:
зам. директора по воспитательной работе
МОБУ «СОШ №1» г.Кудымкара
___________________ (Е.В.Шмотова)
Утверждена:
приказом директора МОБУ «СОШ №1»
№ 195-ОД от 01.09.2017
Содержание
Программа воспитательной работы:
Раздел 1. «Пояснительная записка»;
Раздел 2. «Содержание воспитательной деятельности»;
Раздел 3. «Индивидуальная работа с учащимися»;
Раздел 4. «Профилактическая работа»;
Раздел 5. «Механизм реализации программы «Я расту».
Приложения:
Характеристика класса;
Социальный паспорт класса;
Лист здоровья;
Самоуправление в классе;
Занятость учащихся в дополнительном образовании;
Календарное планирование воспитательной работы на учебный год;
Работа с родителями;
Программа воспитания « Я расту»
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе.
Фрэнсис Бэкон
Раздел I
Пояснительная записка
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: Обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы: Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 8 основных направлений:
Гражданско – патриотическое: «Я и моя Родина».
Ученье: «Я и мир знаний».
Физкультурно – оздоровительное: «Я и моё здоровье».
Художественно – эстетическое: «Я и красота вокруг»
Трудовое и экологическое: «Я и моя планета».
Духовно- нравственное: «Я и окружающие люди»
7. Семья: «Я и моя семья»
8. Класс: « Я и мой класс»
Условия успешной реализации программы:
Поддержка идеи программы учащимися, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитатьЛичность:
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей, можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории
учащихся
Воспитательный
Образовательный
Практический
Младший возраст
Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным
Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
Средний возраст
Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.
Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
Старший возраст
Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей
Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.
Конверт достижений «Я расту» в коллективе
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки. По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в коллективе:
Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
Помочь человеку быть творцом.
Формировать активную гражданскую позицию личности.
Воспитывать любовь к людям.
Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставить себя унижению.
Воспитывать трудолюбивую личность.
Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
Образовательный результат – приобретенные ребенком знаний и умений;
Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Раздел II
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
Направление «Гражданско-патриотическое»
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своей малой родины.
Формы:
Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города.
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение встреч с участниками войны;
Организация и проведение экскурсий по городу, краю;
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Направление «Ученье»
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы:
Воспитание потребности учиться.
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Реализация индивидуальных задатков и способностей.
Участие в предметных неделях, школьных и городских олимпиадах, конкурсах.
Направление «Физкультурно-оздоровительное»
Цель:развитие нравственно и физически здоровой личности
Задачи:
Создать условия для физического развития учащихся.
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Формы:
Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
Организация и проведение походов, поездок.
Организация и проведение экскурсий.
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Направление «Художественно-эстетическое»
Цель: развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности.
Задачи:
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Сбор материалов и выпуск классных газет.
Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
Организация и проведение выставок работ школьников.
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам района, края.
Посещение музеев, выставок.
Направление «Трудовое и экологическое»
Цель: формирование потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развитие организаторских способностей, содействовие формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Задачи:
Воспитывать потребности трудиться.
Воспитывать ответственность за выполненную работу.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Формы:
Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
Организация и проведение семейных вечеров.
Организация и проведение походов, поездок;
Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
Организация и проведение трудовой практики.
Направление «Духовно- нравственное»
Цель: привитие навыка осмысления общечеловеческих ценностей, осознания личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Формирование и развитие классных традиций.
Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация и проведение классных праздников.
Организация посещения концертов, театров.
Направление « Семья»
Цель: социализация детей, осознание себя будущими родителями, укрепление взаимосвязи в семье, формирование положительное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
Воспитывать человека, освоившего культуру семейных отношений.
Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
Формирование традиций класса.
Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
Организация и проведение семейных праздников.
Организация взаимного творчества детей и родителей.
Направление « Мой класс»
Цель: социализация детей в социальной группе, укрепление взаимосвязи в классе, формирование положительное отношение к классным ценностям.
Задачи:
1. Воспитывать человека, освоившего правила, требования, культуру класса.
2. Стараться хранить сформировавшиеся традиции формировать новые традиции класса.
Формы:
Организация и проведение классных вечеров.
Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
Формирование традиций класса.
Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
Организация и проведение классных праздников.
Раздел III
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах;
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль социального педагога;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
Раздел IV
Профилактическая работа
Работа с родителями.Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания:
знакомство с семьей в естественной, неформальной обстановке;
особенности семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей;
сочинения учащихся о семье;
конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
родительские собрания;
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
регулярная проверка дневников.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом:
помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
с учреждениями дополнительного образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
родительские собрания;
заседания родительского комитета;
четкие и лаконичные записи в дневниках;
записки – извещения.
Работа с педагогами, работающими в классе:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
проведение малых педагогических советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V
Механизм реализации программы «Я расту»
"Я расту" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива.
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи.
Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшее семечко"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
Развитие навыков взаимодействия.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
Формирование ценностных представлений и отношений.
Организация досуговой деятельности.
6-й класс – «Росток»
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
Коллективное планирование.
Развитие чувства коллективизма.
Поощрение инициативы.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Содействие личностному развитию учащихся.
Формирование навыка коллективного анализа.
Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс – «Соцветие»
Развитие самоуправления учащихся.
Коллективное планирование, коллективный анализ.
Содействие личностному развитию учащихся.
Организация социально значимой деятельности.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Бутон»
Формирование потребности в творческой деятельности.
Самоуправление учащихся.
Коллективный анализ, коллективное планирование.
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие навыка социального проектирования.
Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Цветочки»
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
Самоуправление учащихся.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.