Воспитательная система «Радужное детство» призвана систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной и внеклассной работе. Название программы не случайное, а обоснованное. Радуга –как символ многогранного, неординарного сияния детской души равно так же, как растущий ребенок - гражданин-патриот, который изменяется и совершенствуется год от года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27 х. Западного
муниципального образования Ленинградский район
Авторская программа
воспитания младших школьников
«Радужное детство»
Составитель программы:
учитель начальных классов,
классный руководитель
МБОУ ООШ №27х. Западного Ленинградского района
Краснодарского края
Иванченко Наталья Владимировна
.
Пояснительная записка
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Сегодня, когда современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, возникает много проблем, которые болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения.
Анкетирование, тестирование учащихся, анализ детских рассказов и рисунков показал, что у некоторой части детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Начальное звено образования имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности ребенка порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих ступенях обучения.
«Упустить младший возраст, - писал В.А.Сухомлинский, - значит, упустить все».
Проведенная работа по изучению семей учащихся показала – современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.
А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).
Наблюдения показали, что учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную работу в классе, сделав в ней акцент на гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитательная программа «Радужное детство» призвана систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной и внеклассной работе. Название программы не случайное, а обоснованное. Радуга –как символ многогранного, неординарного сияния детской души равно так же, как растущий ребенок - гражданин-патриот, который изменяется и совершенствуется год от года.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
утверждать в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
демонстрировать детям значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Продолжительность реализации (внедрения) программы - 4 года
Участники программы - ученики 1-4 классов.
Частота мероприятий -2 раза в месяц.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”;
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16) и другие нормативно-правовые документы.
Работа по программе начата с 1 сентября 2010 г.
Срок окончания программы - май 2014 г.
Программа включает в себя следующие направления:
Направление
Прогнозируемый результат
Историко-краеведческое и
гражданско-патриотическое
осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,
формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Увлечение краеведением основано на поисково-исследовательской деятельности.
поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу.
Экскурсионно-туристическое
воспитание потребности в изучении истории родного края, села, региона.
Физкультурно-оздоровительное
воспитание у детей бережного отношения к собственному здоровью, развитие морально волевых качеств, выносливости, дисциплинированности.
Экологическое
воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, а также охрана и изучении природы родного края.
Трудовое
воспитание выступает как составная часть патриотического и ориентировано на привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, выполнение принятых в обществе трудовых норм.
Литературно-музыкальное
привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучении произведений и творчества местных поэтов и писателей, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания. (Инсценированное проведение народных праздников, развлекательно-познавательных игр).
Семейное
утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений;
соединение воспитательного потенциала семьи школы, изучение родословной, истории семьи;
активное участие родителей в жизни класса, школы;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Характеристика используемых воспитательных методик, технологий
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
экскурсии;
детская благотворительность;
организация выставок творческих работ детей;
Формы работы с родителями:
родительские собрания;
анкетирование и тестирование родителей;
проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы);
наглядные средства: информационный стенд для родителей, литература;
Характеристика необходимых ресурсов для реализации программы.
База: школа, школьный стадион, библиотеки, СДК, районный музей музей.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер;
мультимедийный проектор;
музкальный центр;
телевизор.
К концу 4 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
«Земляки – герои станицы Ленинградской - Уманской.
Классный час
Февраль
Кл. руководитель.
12.
Литературно-музыкальное
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты».
Инсценированный классный час
Март
Кл. руководитель.
13.
Семейное
«Милым, нежным и любимым…»
КТД
Праздник для мам, бабушек
Март
Кл. руководитель, мальчики.
14.
Экскурсионно-туристическое
«Ратные и трудовые подвиги моих земляков»
Экскурсия в школьный музей
Апрель
Учитель истории, кл. руководитель.
15.
Физкультурно-оздоровитель
ное
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Спортивные соревнования на природе
Апрель
Кл. руководитель, учитель физкультуры.
16.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Ими гордится наша станица»
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Шуваловым А. А.
Май
Кл. руководитель.
17.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Вечный огонь»
Выставка творческих работ учащихся
Май
Кл. руководитель.
18.
Экологическое
«Посади дерево»
Экологическая акция
Май
Кл. руководитель.
Второй год
№ п/п
Направления
Наименование мероприятия
Форма проведения
Сроки
Ответственные
1.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
Урок гражданственности и патриотизма
Сентябрь
Кл. руководитель, родители
2.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«История моей школы.» (Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
Якубин Н.А
Поисковая работа
Сентябрь
Кл. руководитель.
3.
Семейное
«Бабушка рядышком с дедушкой»
КТД
Октябрь
Кл. руководитель.
4.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«История моей школы.»
Поисковая работа
Октябрь
Кл. руководитель.
5.
Экскурсионно-туристическое
«Красота родного края»
Заочная экскурсия
Ноябрь
Кл. руководитель.
6.
Семейное
«Загляните в мамины глаза»
КТД
Ноябрь
Кл. руководитель.
7.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«История герба и флага России»
Познавательная беседа
Декабрь
Кл. руководитель.
8.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Посылка в детский дом»
Акция ко Дню инвалида
Декабрь
Кл. руководитель.
9.
Семейное
«Ордена моего прадедушки»
Поисковая работа
Январь
Кл. руководитель.
10.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Именем героя»
Классный час,
посвященный
воинам –
интернацио-налистам
ст. Успенской
Февраль
Кл. руководитель, учитель ОБЖ.
11.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«С праздником, солдат!»
Поздравления на дому ветерана Великой Отечественной войны Сафонова П. Н.
Февраль
Кл. руководитель.
12.
Семейное
«А ну-ка, бабушки!»
КТД
Март
Кл. руководитель, родители.
13.
Экологическое
«Мы дети твои, Земля»
Экологический праздник
Март
Кл. руководитель.
14.
Экологическое
«Птицы – наши друзья»
Эко – викторина
Апрель
Кл. руководитель.
15.
Физкультурно-оздоровительное
«Наше здоровье»
КВН
Апрель
Кл. руководитель.
16.
Экологическое
«Любовь ко всему живому начинается с любви к домашним животным»
Выставка фотографий
Апрель
Кл. руководитель, учащиеся.
17.
Экскурсионно-туристическое
«Подвигу народа жить века»
Экскурсия на мемориал
Май
Кл. руководитель, родители.
18.
Трудовое
«Я – хозяин своей школы»
Акция по благоустройству и озеленению школьной территории
Май
Кл. руководитель.
19.
Семейное
«Моя семья – моя радость»
Конкурс творческих работ
Май
Кл. руководитель, учащиеся.
Третий год
№ п/п
Направления
Наименование мероприятия
Форма поведения
Сроки
Ответственные
1.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
Урок гражданственности и патриотизма
Сентябрь
Кл. руководитель, родители.
2.
Семейное
«О родных и близких людях с любовью . . . »
Час сердечного общения
Сентябрь
Кл. руководитель, родители.
3.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«История школы в лицах и воспоминаниях»
Почему я хочу, чтобы школа носила имя Рогова
Поисковая работа
Октябрь
Кл. руководитель.
4.
Трудовое
«Пусть нашего труда частица родной станице пригодится»
Акция по благоустройству парка им. И. Щербакова
Октябрь
Кл. руководитель.
5.
Экологическое
«Любите все, что Родиной зовем»
Классный час
Ноябрь
Кл. руководитель.
6.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Государственные символы России»
Викторина
Декабрь
Кл. руководитель.
7.
Семейное
«Моя семья в истории России»
КТД
Январь
Кл. руководитель, родители.
8.
Экскурсионно-туристическое
«Листая прошлого страницы…»
Экскурсия в районный музей
Февраль
Кл. руководитель, родители.
9.
Экскурсионно-туристическое
«Под сенью храма»
Экскурсия в Свято – Успенский храм
Март
Кл. руководитель.
10.
Физкультурно-оздоровительное
«Мальчишки и девчонки, а также их родители»
Спортивный семейный праздник
Апрель
Кл. руководитель, тренер ДЮСШ.
11.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Ветеран живет рядом»
Акция
Май
Кл. руководитель.
12.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«История моей школы»
Творческий отчет
Май
Кл. руководитель, учащиеся.
Четвёртый год
№ п/п
Направления
Наименование мероприятия
Форма поведения
Сроки
Ответственные
1.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
Олимпийский старт Кубани
Сентябрь
Кл. руководитель, родители.
2.
Семейное
«О родных и близких людях с любовью . . . »
Час сердечного общения
Сентябрь
Кл. руководитель, родители.
3.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Кем и чем славен мой хутор»
Поисковая работа
Октябрь
Кл. руководитель.
4.
Трудовое
«Пусть нашего труда частица родной станице пригодится»
Акция по благоустройству парка
Октябрь
Кл. руководитель.
5.
Экологическое
«Синичкин день мастерим и вешаем кормушки»
Классный час
Ноябрь
Кл. руководитель.
6.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Государственные символы России»
Викторина
Декабрь
Кл. руководитель.
7.
Семейное
«Моя семья в истории России»
КТД
Январь
Кл. руководитель, родители.
8.
Экскурсионно-туристическое
«Листая прошлого страницы…»
Экскурсия в районный музей
Февраль
Кл. руководитель, родители.
9.
Экскурсионно-туристическое
«Под сенью храма»
Экскурсия в Свято – Успенский храм
Март
Кл. руководитель.
10.
Физкультурно-оздоровительное
«Мальчишки и девчонки, а также их родители»
Спортивный семейный праздник
Апрель
Кл. руководитель, тренер ДЮСШ.
11.
Историко-краеведческое
и гражданско-патриотическое
«Ветеран живет рядом»
Акция
Май
Кл. руководитель.
12.
Литературно-музыкальное
«Всё обо всём на свете»
Творческий отчет
Май
Кл. руководитель, учащиеся.
Информационное обеспечение программы
1. Литература
1.1. Литература для педагога
Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
Дереклеева Н. И.. Справочник классного руководителя (1-4 классы) – М.: «ВАКО», 2005.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов– на–Дону: изд. «Учитель», 2006.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Уч. пособие-словарь // Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. - М.: Собеседник, 2005.)
Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ Школьные технологии, 2005.
1.2. Литература для учащихся
Родная Кубань. Страницы истории/Под ред. В. Н. Ратушняка.- Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003.
Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
2. Видео- и аудиопродукция (компакт-диски, видео- и аудиокассеты)
2.1.DVD-диски «Кубань казачья», «Прогулки по Екатеринодару»