Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Вот уже 3 четверть первого класса. Все дети уже научились читать. Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)
Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. Но проходит время и ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Детское чтение" »
Тема: Детское чтение
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Вот уже 3 четверть первого класса. Все дети уже научились читать. Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)
Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. Но проходит время и ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.
Так зачем же человек должен читать?
Книга будит эмоции:
Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это - эмоции. Если нет положительных эмоций, в ход легко могут пойти отрицательные. Чтение повышает интеллект:
если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% всей доступной ему информации (из 20% возможных). Психологи заметили, что современный ребенок, подросток, взрослый человек должен читать каждый день столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Причем скорость чтения и уровень восприятия нужно постоянно повышать.
Чтение помогает в учебе:
действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую зоркость. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает много, он обладает большим объемом информации и лучше ориентируется в предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки:
ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, что какой бы вопрос у него не возник, ответ он сможет найти в книге.
Чтение побуждает к нравственным поступкам:
к сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают.
К сожалению, современные дети читают очень мало. Чем старше становится ребёнок, тем реже он берет книги.
Итак, мы видим, что проблема детского чтения стоит в настоящее время очень остро. Мы проявляем беспокойство о своих детях.
Что делать?
Попробуем разобраться в причинах неприятия книги с точки зрения современных психологов.
Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.
Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»
При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Например, В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в шестом классе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли...
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.
А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании.
И ещё одна проблема: ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!” А ребенок ? Один втягивает голову в плечи, другой - обижается, вообще отказывается читать, третий- становится равнодушным к чтению . Делаем вывод : будем терпимы к тому , что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту “простоту” ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Вопросы для дискуссии.
1) Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то они на каток, то они еще куда-нибудь.)
2) Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
(Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…».)
3) Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?
(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научаются читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствием школьным требованиям родители частенько забывает о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой и неосторожно обрывают их.)
4) Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.)
5) Важно ли читать с детьми вслух?
(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…)
6) Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.)
7) Как нужно относиться к комиксам?
(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы – гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста.)
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями.
Анкета для ученика
__________________________________________
Любишь ли ты читать?
Да
Нет
Что ты больше любишь?
Читать сам
Слушать чтение взрослых
Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?
Хвалят тебя
Ругают тебя
Читают ли в вашей семье вслух?
Да
Нет
Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Да
Нет
Есть ли у тебя дома библиотека?
Да
Нет
Анкета для родителей_________________________________________________
Любит ли читать Ваш ребенок? _______________________________________________
Что чаще всего предпочитает Ваш ребенок: слушать Ваше чтение или читать самому?______________________________________________________________
Принято ли в Вашей семье читать вслух?___________________________________
Какую последнюю книгу Вы прочитали все вместе?_________________________
Обсуждаете ли Вы прочитанное? Как?______________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Наказываете ли Вы ребенка чтением?__________________________________________
Обсуждаете ли Вы прочитанное? Как?______________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы поступаете, если ребенок не хочет читать?__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Наказываете ли Вы ребенка чтением?_____________________________________
Есть ли в Вашем доме библиотека для детей и взрослых?____________________________________________________________
Памятка для родителей (советы и рекомендации):
Ежедневно читайте вслух с ребенком не менее 10 - 15 минут в день. Можно и больше. Это может быть попеременное чтение.
Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
Если ребенок устал, то проведите физкультминутку.
Во время чтения книги начните с обложки книги, титульного листа, фамилии автора, художника, года издания. При чтении выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
Следите за тем, как читает ребенок. Чтение должно быть внимательным и вдумчивым. Если начал читать, то дочитай до конца.
Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового узнал ребенок.
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному месту из книги или выучить его наизусть. Очень хорошо, когда ребенок рассказывает о прочитанном. На первых порах можно помогать ему наводящими вопросами.
Включайте в круг детского чтения журналы и газеты для детей.
Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет небольшой, но не случайной.
Если Ваш ребенок сосем плохо читает, используйте аудиокассеты с записями произведений. Сначала ребенок будет только слушать, а потом можно попросить следить ему за чтением по книге. Это очень хороший прием. Вместо кассеты можно использовать и Ваше личное чтение.
Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете рассказать что-то интересное и необычное про авторов, посмотреть мультфильм по произведению, прочитать другие произведения этих авторов. Тогда читать будет интереснее, и восприятие обязательных литературных произведений будет позитивным. Рекомендуйте ребенку книги своего детства.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.
Помните, воспитание любви к книге проходит значительно быстрее в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению.
Помогайте ребенку вести читательский дневник.
Оформление читательского дневника
Дата
Автор, название произведения
Количество страниц
Подпись родителей
Отметка учителя
Список внеклассной литературы для 1 класса:
«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Кузьма Скоробогатый»
Л.Толстой «Липунюшка»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»
«Снегурочка»
«У страха глаза велики»
«Мороз, ветер и солнце»
«Морозко»
«Волшебное кольцо»
«Кот, петух и лиса»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной» Г.Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»