Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)
говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Задачи:
- познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;
- вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)
говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Технологическая карта родительского собрания
I этап собрания.
Цели этапа: актуализация представлений родителей о домашнем чтении, пробуждение интереса к получению новой информации, прогнозирование, создание своего видения понятия «чтение».
1.Метод: «Библиотека»
Происхождение метода: авторский
Цель: распределение участников собрания по группам
Технология проведения: Модератор предлагает родителям выбрать книгу любимого им жанра или направления: детективы и приключения, любовные, детские, исторические, публицистика - и сесть за один стол с единомышленниками. По желанию родители могут объяснить свой выбор.
2. Метод: «Древо ожиданий и опасений»
Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12
Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения
Технология проведения: Модератор заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои ожидания на яблоках, опасения - на лимонах от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий и опасений может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.
Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.
Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам психологический настрой на предстоящее мероприятие и позволяет всех включить в работу.
Обсуждение написанного на яблоках и лимонах (по желанию родителей)
3. Метод «Отгадай понятие»
Цели метода: определение основного понятия, первичное погружение в тему
Время проведения: 3-4 минуты
Технология проведения: Модератор читает определение понятия поэтапно или разные определения одного и того же понятия до тех пор, пока родители не отгадают понятие
- Метод: «Синквейн»
Происхождение метода: заимствованный
Метод взят из книги Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.
Цель: определение понятия по плану
Технология проведения. Модератор объясняет правила написания синквейна:
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)
II этап собрания.
Цели этапа: активное восприятие информации; сопоставление нового и старого знания.
5. Метод: «Пазлы»
Происхождение метода: авторский
Цель: актуализация знаний по теме при работе с понятиями и определениями
Технология проведения: Модератор предлагает карточки(пазлы) с понятиями и определением этих понятий. Задача обучающихся соотнести понятия с определениями, положив необходимую карточку с определением на понятие. По окончании работы необходимо перевернуть пазлы. Если работа выполнена правильно, получится фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УМЕНИЕ (по слову на каждой карточке)
Понятия: Семейное чтение, индивидуальное чтение, электронные книги(ридеры), компьютерная информация.
Фраза: ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ
- это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)
- вид учебного чтения; форма организации учебной работы, при которой учащиеся самостоятельно читают разные тексты
- общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде
- это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.
6. Метод: «Перекрестная дискуссия»
Происхождение метода: заимствованный
Метод взят из книги Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.
Цель: критически оценивать информацию, выделяя положительные и отрицательные стороны понятия
Технология проведения: Модератор предлагает заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте. По окончании работы обсуждают получившееся.
7. Метод: Аналитическое чтение статьи
8.Метод: «Кольца Венна»
Цель: умение сравнивать, находить общее и различное, делать выводы
Метод взят из книги Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.
Время проведения: от 7 до 10 минут
Технология проведения: родителям предлагается для сравнения два понятия. Их задача в одном кольце написать индивидуальные отличительные особенности ЧТЕНИЯ, во втором кольце - индивидуальны отличительные особенности ДРУГИХ СРЕДСТВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, посередине, на стыке 2 колец - общее у предлагаемых понятий.
III этап собрания.
Цели этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к теме собрания, определение стратегии активизации домашнего чтения.
9. Метод: Интерактивная лекция с использованием презентации Microsoft PowerPoin
«Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»?
10. Просмотр фильма «Мотивация к чтению»
11. Составление памятки «Как организовать семейное чтение» (по группам).
12. Метод: Древо ожиданий и опасений