kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание по теме «Семейное чтение или ключ к счастливому будущему»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых  информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

Задачи:

  • познакомить родителей с проблемой семейного чтения,  с результатами анкетирования по проблеме;
  • активизировать работу  родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;
  • вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых  информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

Технологическая карта родительского собрания

I этап собрания.

Цели этапа: актуализация представлений родителей о домашнем чтении,  пробуждение интереса к получению новой информации,  прогнозирование, создание своего  видения понятия «чтение».

1.Метод: «Библиотека»

Происхождение метода: авторский

Цель: распределение участников собрания по группам

Технология проведения: Модератор предлагает родителям выбрать книгу любимого им жанра или направления: детективы и  приключения, любовные, детские, исторические, публицистика - и сесть за один стол с единомышленниками. По желанию родители могут объяснить свой выбор.

2. Метод: «Древо ожиданий и опасений»

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Цель: создание условий для развития способности  прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения

Технология проведения: Модератор заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои ожидания на яблоках, опасения - на лимонах от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий и опасений может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.

Примечание:  этот метод наглядно показывает самим участникам психологический настрой на предстоящее мероприятие и позволяет всех включить в работу.

Обсуждение написанного на яблоках и лимонах (по желанию родителей)

3. Метод «Отгадай понятие»

Цели метода: определение основного понятия, первичное погружение в тему

Время проведения: 3-4 минуты

Технология проведения: Модератор  читает определение понятия поэтапно или разные определения одного и того же понятия до тех пор, пока родители не отгадают понятие

  1. Метод: «Синквейн»

Происхождение метода: заимствованный

Метод взят из книги  Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

Цель: определение понятия по плану

Технология проведения. Модератор объясняет правила написания синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)

II этап собрания.

Цели этапа:  активное восприятие информации; сопоставление нового и старого знания.

5. Метод: «Пазлы»

Происхождение метода: авторский

Цель: актуализация знаний по теме при работе с понятиями и определениями

Технология проведения: Модератор предлагает  карточки(пазлы) с понятиями и определением этих понятий. Задача обучающихся соотнести понятия с определениями, положив необходимую карточку с определением на понятие. По окончании работы необходимо перевернуть пазлы. Если работа выполнена правильно, получится фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УМЕНИЕ (по слову на каждой карточке)

Понятия: Семейное чтение, индивидуальное чтение, электронные книги(ридеры),  компьютерная  информация.

 Фраза: ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

  • это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)
  • вид учебного чтения; форма организации учебной работы, при которой учащиеся самостоятельно читают разные тексты
  • общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде
  • это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

6. Метод: «Перекрестная дискуссия»

Происхождение метода: заимствованный

Метод взят из книги  Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

Цель: критически оценивать информацию, выделяя положительные и отрицательные стороны понятия

Технология проведения: Модератор предлагает заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте. По окончании работы обсуждают получившееся.

7.  Метод: Аналитическое чтение статьи

8.Метод:  «Кольца Венна»

Цель: умение сравнивать, находить общее и различное, делать выводы

Метод взят из книги  Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

Время проведения: от 7 до 10 минут

Технология проведения: родителям  предлагается для сравнения два понятия. Их задача в  одном кольце написать индивидуальные отличительные особенности ЧТЕНИЯ, во втором кольце - индивидуальны отличительные особенности ДРУГИХ СРЕДСТВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, посередине, на стыке 2 колец - общее у предлагаемых понятий.

III этап собрания.

Цели этапа:   целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации,  выработка собственного отношения к теме собрания, определение стратегии активизации домашнего чтения.

9. Метод: Интерактивная лекция  с использованием презентации Microsoft PowerPoin

«Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»?

10. Просмотр фильма «Мотивация к чтению»

11. Составление памятки  «Как организовать семейное чтение» (по группам).

12. Метод: Древо ожиданий и опасений

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме «Семейное чтение или ключ к счастливому будущему» »


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония»

с углубленным изучением иностранных языков»







Конкурс «Читающая мама – читающая нация»

в рамках

Всемирного форума Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) 2014

Номинация «Лучший методист семейного чтения»

Авторы –разработчики:

Данильчук Т.П., библиотекарь,

Александрова И.А., педагог-модератор,

Зюзина Е.В., педагог-модератор





Великий Новгород

2014



Конспект родительского собрания

«Семейное чтение или ключ к счастливому будущему»

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

 М. Горький

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

Задачи:

  • познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;

  • активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;

  • вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.



Ход родительского собрания

I этап собрания.

-(Слайд №1) Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на нашей встрече, пройдет она в необычной интерактивной форме. Мы предлагаем вам выбрать книгу любимого жанра или направления: детективы и приключения, любовные, детские, исторические, публицистика - и сесть за один стол с единомышленниками(рассаживаются в группы в соответствии с выбранным жанром).

-Можете ли вы объяснить свой выбор? (обсуждение)

-Посмотрите на доску, у нас выросло дерево, необычное: на нем нет ни одного листочка, ни одного цветочка. Мы предлагаем оживить наше дерево. Для этого возьмите приготовленные фрукты (листочки с вырезанными яблоками и лимонами) и на яблочках напишите, что вы ожидаете от нашей встречи, а на лимонах- то, чего вы опасаетесь. И повесьте на дерево (родители выполняют работу).

- У кого есть желание поделиться своими ожиданиями и опасениями, выскажитесь(обсуждение).

- Представьте себя детьми и попытайтесь отгадать загадку. Определение будет появляться по частям. После каждой части предлагается новая подсказка. Давайте посмотрим, как быстро вы справитесь с этой задачей.( слайд №2)

  • специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов.

(слушаем варианты ответов)

  • одна из основных форм опосредованной коммуникации.

(слушаем варианты ответов)

  • не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами и реципиентами

(слушаем варианты ответов)

  • один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. 

(слушаем варианты ответов)

  • это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. ( Ответ: ЧТЕНИЕ)


- Как вы думаете, почему именно с этого понятия мы начинаем наше собрание? Какую роль чтение играет в вашей жизни? Выразите свое отношение к чтению, составляя синквейн – пятистишие, составленное по особым правилам(слайд№3):


  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)

Родители составляют синквейны в группах и представляют полученный результат.

Образец синквейна. (слайд№4):

ЧТЕНИЕ

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ

ВОЗДЕЙСТВЕТ РАСШИРЯЕТ РАЗВЛЕКАЕТ

ЭТО – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ ЖИЗНИ(кладезь знаний о мире)

РАЗВИТИЕ



II этап собрания.

-Посмотрите на синквейны и обратите внимания многогранность процесса чтения. А какие формы чтения вы знаете? (слушаем варианты ответов)

- Предлагаем вам вновь окунуться в детство и поиграть в пазлы. Вы получаете карточное поле с понятиями и карточки-пазлы с их определениями. Не переворачивая карточки, положите на каждое определение понятие, которое, по-вашему, подходит к нему. ( выполняют задание)

-Теперь переверните карточки и если работа выполнена правильно, у вас получится фраза. Прочитайте её.

(фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ)



Карточное поле(слайд№5-первое нажатие):



Семейное чтение

Индивидуальное чтение

Электронная книга

Компьютерная информация



Карточки с понятиями(слайд№5-второе нажатие):


это целенаправленный непрерывный

психолого-педагогический процесс

совместного чтения детей и родителей

с последующим обсуждением, анализом

в любых формах (устных, письменных,

игровых и др.)



вид учебного чтения; форма организации

учебной работы, при которой учащиеся

самостоятельно читают разные тексты



общее название группы узкоспециализированных

компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде




это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.



Получившаяся фраза после переворачивания пазлов:



ЧТЕНИЕ





ВОТ


ЛУЧШЕЕ


УЧЕНИЕ




- Почему эти понятия лежат в основе нашей работы?

-В современных условиях, когда много различных источников информации, какую роль чтение играет с точки зрения получения новой информации?(обсуждение)


-Мы предлагает вам заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте.

Роль чтения в жизни детей

плюсы

минусы

1.

2.

3.



По окончании работы обсуждают получившееся.(обсуждение)


- Проблема чтения волновала и писателей, у ученых, и педагогов. Прочитайте статью советского педагога, члена – корреспондента АПН СССР М.Н.Скаткина:

«Человечество вошло в XXI век, век информационных технологий, с бесчисленным множеством проблем. Одна из них – будущее книги, которую М. Горький называл «чудом из всех чудес, сотворенных человечеством». Сохранится ли это чудо или канет в лету, как канули в лету семь чудес света? Заменит ли компьютер книгу? Какова судьба книги в недалеком будущем? Почему главным сейчас становится телевизор, компьютер, интернет? Будут ли наши дети читать сегодня и завтра? Эти и многие другие вопросы возникают как у взрослых, так и у молодежи. В наше время интерес к чтению заметно снизился. Дети сейчас читают очень мало, потому что их больше интересуют компьютерные игры, интернет. Еще совсем недавно считали (а некоторые до сих пор убеждены в этом), что вовремя прочитанная книга – это огромная удача. Когда-то пытались «достать» нужную книгу, чтобы за ночь успеть прочитать. Сейчас проблемы, где купить книгу, практически не существует. Однако все больше появляется молодых людей, которые реже обращаются к книге. Но это не значит, что в ближайшем будущем люди вообще перестанут читать, что не будет потребности в таком учреждении, как библиотека. Современную жизнь мы не можем представить без компьютера, который есть практически у каждого. Его возможности безграничны. Он незаменимый помощник в нашей жизни прежде всего потому, что экономит наше время. Полезную информацию многие люди получают на сайте. В этом отношении компьютер выигрывает по сравнению с книгой: зачастую в интернете можно найти нужную информацию намного быстрее, чем в библиотеке. В то же время следует помнить и о том, что «всемирная паутина» может выдать непроверенную информацию. Поэтому к интернету всегда нужно относиться очень внимательно. Компьютер также незаменим в общении. Говорят, что жизнь – это движение, но жизнь – это и общение. Мы общаемся при встрече, мы общаемся по телефону. Но большую часть времени молодые люди, особенно подростки, общаются через интернет. С одной стороны, это хорошо – реализуется потребность в общении. Но с другой стороны – это все же виртуальное общение, не передающее эмоции собеседников. Ведь никто не проверит, улыбаешься ты или грустишь. Никто не увидит твоих глаз, выражения лица, улыбки, которая может обидеть или согреть человека. Тем не менее, этому общению присущи дружба, человечность, взаимопонимание. Хотя психологи утверждают, что он-лайн-зависимость подобна наркотической, и об этом нельзя забывать. Общаться можно и с героями любимых книг. Читая книгу, ты как бы переживаешь еще одну жизнь: вместе с любимыми героями радуешься, огорчаешься, хочешь чем-то помочь им, а порой и ждешь совета от них. У читающих людей есть любимые книги, к которым они обращаются неоднократно. Сейчас говорят о формировании новой модели чтения: интерес вызывает аудиокнига и чтение с компьютера. Суть книги остается, меняется лишь носитель. Поэтому возникает вопрос: а может, будущее за электронными книгами? Сложно ответить на этот вопрос. Скорее всего, еще долгое время будет параллельно существовать две книги – электронная и обычная. За какой книгой будущее, покажет время. Без компьютера мы не можем представить свою дальнейшую жизнь. Главное, чтобы компьютер нам помогал, а не завладел полностью нашим разумом. Мы также не можем представить будущее без книги, независимо от того, в каком варианте она существует. Без чтения жить невозможно. Это окошко в мир, это, как считал В. Гюго, «ключ к будущему».


- Действительно, сейчас можно более быстро получить знания по интересующей проблеме и в Интернете, и СМИ. Основываясь на полученной информации и собственном опыте, найдите черты сходства и различия чтения и других средств получения информации.














-В результате проведенного в начале года анкетирования мы увидели спад читательского интереса и качества чтения у младших школьников(слайд№6-10):.



Слайд №6




Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10


- Мы предлагаем вам посмотреть фильм. По окончании фильма попробуйте объяснить, зачем он был показан.(просмотр фильма«Мотивация к чтению») (слайд № 11)

-Что может быть стимулом для чтения? Что нужно делать, чтобы у ребенка появилось желание взять книгу и прочитать?


-Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему? (возродить семейное чтение)

-Мы предлагаем вам составить памятку «Как организовать семейное чтение» (работа в группах, представление работы, коллективное обсуждение) (слайд№11):


Слайд №12




III этап собрания.


- Посмотрите на наше дерево ожиданий и опасений: количество «фруктов» уменьшилось (или фрукты «созрели» (исчезли). Мы предлагаем обсудить сложившуюся ситуацию: что удалось разрешить в ходе нашей встречи, что полезного вы почерпнули, что осталось неразрешенным.

- У кого есть желание поделиться своими мыслями, выскажитесь.(обсуждение)

-В начале нашей встречи вы выбрали любимый жанр книги. Напиши обращение к детям-читателям в стиле данного жанра. (составляют обращение)

- Мы предлагаем записать обращения на видео и подарить нашим детям. (представляя обращения, записывают на видео).

-Закончить нашу встречу мы хотим словами венгерского мыслителя 19 века Д,Костолани(слайд№13):

«И если люди в чем-то ошибутся и окажутся в несчастье, то когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя… будет искать ответа в… душе своей. И не найдет ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод Мечтаний, не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с золотой действительностью. Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешевый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которая, чем больше ешь ее, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу»

-Заканчивая нашу встречу, мы надеемся на плодотворное сотрудничество всех заинтересованных членов нашего коллектива: родителей, педагогов и библиотекарей, и конечно, наших детей.






















Список используемой литературы


  1. Загашева И.О., Заир-бека С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003

  2. Корнилов С. В., Корнилова Л. Э. «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

  3. Родительское собрание по детскому чтению/ Сост. Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. —288 с.

  4. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей - М., 1980.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Родительское собрание по теме «Семейное чтение или ключ к счастливому будущему»

Автор: Александрова Ирина Александровна, Зюзина Елена Владимировна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136393

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства