Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по организации работы с родителями для детей с ОВЗ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ОВЗ»
г. Егорьевск, Московская область, ул.Владимирская д.1а, тел. 3-95-50
Программа работы с родителями
Срок реализации 2016 – 2020 год
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье.»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса.
Цель Программы
- создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежатьпринципывзаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап реализации Программы – ориентировочный
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
II. Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Взаимодействие семьи и школы в процессе создании и реализации СИПР
Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
Специфические обязанности коррекционной школыпо отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
III. Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями
Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; конференции; индивидуальные и тематические консультации и другие)
Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс
( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса)
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей класса в работе совета школы;
участие родителей класса в работе родительского комитета;
участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
Формы связи школы и семьи
Индивидуальные
посещение на дому
приглашение в школу
индивидуальные консультации педагога
переписка
Групповые
родительский лекторий
тематические консультации
классные детские мероприятия
Коллективные
классные родительские собрания
общешкольные родительские собрания
дни открытых дверей
концерты
выставки учебных работ
творческие отчеты
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
повышение уровня педагогической культуры родителей;
создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Направления работы с родителями учащихся на весь период реализации программы
№
Направление работы
Сроки
Составление перспективного плана работы с родителями
август
Собрание родителей будущих первоклассников
«Особенности содержания начального общего образования в рамках ФГОС»
август
Сбор информации о семьях учащихся, их классификация
сентябрь
Изучение семьи ребенка. Составление социального паспорта класса
сентябрь
Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования.
сентябрь
Выявление и учёт семей групп социального риска.
Провести учет и обследование условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях.
сентябрь в течение года
Изучение материально – бытовых условий учеников (составление актов обследования жилищно – бытовых условий).
в течение года
Работа с родителями трудных учащихся. Посещение учебных занятий с целью повышения уровня успеваемости обучающегося.
в течение года
Индивидуальные психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей по телефону и при непосредственной беседе.
в течение года
Проведение классных родительских собраний (раз в четверть).
в течение года
Участие родителей в педагогических консилиумах по составлению индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
в течение года
Совместные занятия с детьми (экскурсии, коллективные творческие дела) на каникулах и в учебное время.
в течение года
Организация психолого-педагогического просвещения родителей (активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования).
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей
в течение года
Совместное участие в праздниках и школьных мероприятий
в течение года
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
в течение года
Содержание программы сотрудничества с семьей при разработке и реализации СИПР
Формы работы
Цель
Примерное содержание
Сроки
Индивидуальные консультации
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР
Итоги диагностики, разработка СИПР.
Подведение итогов обучения.
Обмен
информацией о ходе реализации СИПР
В начале учебного года
В конце учебного года
В течение учебного года по запросу
Занятия для родителей с детьми (мастер-классы)
Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка
Использование ИКТ в обучении ребенка, подбор материала
1 раз в месяц,
1 час
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями с последующим обсуждением
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе
По запросу родителя
Присутствие родителей при проведении занятий
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе
По запросу родителя
Домашнее визитирование
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР
В течение учебного года
Участие родителей во внеурочных мероприятиях
Повышение активности родителей ,преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы
Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п.
Согласно плану внеурочной деятельности
План работы с родителями на 2016 -2017 учебный год
№п/п
Тематика
Срок проведения
Тематические собрания
Родительское собрание «Давайте познакомимся». Выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
сентябрь
Родительское собрание «Итоги первой четверти.» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности
октябрь
Родительское собрание «Итоги первого полугодия». «Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности
декабрь
Родительское собрание «Итоги третьей четверти» .Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности
март
Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.
май
День открытых дверей
апрель
Консультации
Групповая беседа «Обмен информацией о ходе реализации СИПР»
Групповая консультация-беседа «Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте»
ноябрь
Беседы по формированию ЗОЖ, ПДД
В течение года
Индивидуальные консультации и беседы
по запросу
Праздники
Конкурс поделок «Осенний урожай»
сентябрь
Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало»
октябрь
Заседание клуба «Вера, Надежда, Любовь» (танцевальный номер)
октябрь
Праздник Осени (творческий номер)
октябрь
День учителя (танцевальный номер)
октябрь
Творческий конкурс «Открытка для мамы»
ноябрь
Конкурс поделок «Неделя математики»
ноябрь
Конкурс поделок «Зимние забавы»
декабрь
Конкурс чтецов «Здравствуй, Зимушка- зима!»
декабрь
Конкурс поделок «Неделя логопедии»
декабрь
«Мамам посвящается….» ( творческие и танцевальные номера)
декабрь
Конкурс поделок «Неделя русского языка»
январь
Конкурс поделок «Неделя музыки»
февраль
Подвижные игры «Неделя физкультуры»
февраль
Конкурс стихов «Любимая моя мама»
март
«Весенний букет» ( творческие и танцевальные номера)
март
Конкурс поделок «Весна, весна на улице…»
март
Конкурс поделок «Хочу в космос»
апрель
Конкурс рисунков «День птиц»
апрель
Конкурс рисунков ко «Дню Победы»
май
План работы с родителями на 2017 -2018 учебный год
№п/п
Тематика
Срок проведения
Тематические собрания
Родительское собрание «О задачах на новый учебный год» (утверждение плана работы на год)., знакомство с Положением «Система оценки знаний»
сентябрь
Родительское собрание «Итоги первой четверти. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Организация осеннего отдыха детей»
октябрь
Родительское собрание «Итоги первого полугодия. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Организация зимнего отдыха детей»
декабрь
Родительское собрание «Итоги третьей четверти» .Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.
март
Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.
май
День открытых дверей
апрель
Консультации
Групповая беседа «Обмен информацией о ходе реализации СИПР»
Сентябрь, декабрь, март, май
Групповая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться».