Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Я работаю средней школе в классе СКОУ 8вида. За время моей работы (19лет) наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся в классах коррекции (около 5 лет назад наполняемость была 6-8 человек, а сейчас 12 человек в среднем звене). Семья оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности.
Появление в семье ребёнка с ОВ в умственном развитии значительно осложняет жизнь семьи, родители испытывают стресс, зачастую не знают, как правильно организовать общение, учебный и воспитательный процессы. Поэтому большую роль в учебно-воспитательном процессе мы уделяем оказанию помощи родителям.
Необходимо научить родителей воспринимать своего ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями.
В наших классах – комплектах обычно есть 2 категории родителей:
1 – родители, дети которых только начинают обучение по программе СКОУ 8 вида.
2 – родители, дети которых уже учатся по этой программе не первый год.
К основным проблемам семей, имеющих детей с ОВЗ, можно отнести:
* медицинские проблемы
* проблемы в воспитании, обучении (педагогические)
* психологические проблемы
* материальные проблемы
Мне хотелось бы остановиться на том, какую поддержку оказывает родителям наша школа.
Помощь при решении медицинских проблем
Для 1 категории родителей
- информация о болезни ребёнка, особенностях его развития;
После знакомства с медкартой ребёнка предлагаю родителям
-заполнить анкету по здоровью, в которой указываются сопутствующие заболевания, хронические заболевания, наличие аллергических реакций, и т.п.
Для родителей 2 категории
речь идёт уже о медицинской реабилитации:
- здоровьесберегающий режим во всех видах деятельности в домашних условиях
- при необходимости обучение родителей каким либо медицинским навыкам, назначениям (участие мед.работника)
Далее провожу
- беседу о значении здоровьесберегающего режима вне школы.
- во время наблюдения ребёнка при необходимости помогаю в организации дополнительных консультаций узких специалистов (психиатр, окулист…)
Помощь в воспитании, обучении (педагогические проблемы)
Для 1 категории родителей
- информируем о видах коррекции, о работе специалистов: дефектологов, логопедов, психологов
Для 2 категории родителей
- обучение родителей коррекционно- развивающ ему взаимодействию с ребёнком (тренинги «Общение с ребёнком», «Покажи мне свою любовь»…)
- оказываем помощь в организации консультаций этих специалистов,
- способствуем формированию интереса родите- лей к личностному развитию ребёнка (ознакомле- ние с его результатами в учебной, общественной деятельности, личными достижениями, привлека- ем родителей к внеклассным мероприятиям)
- знакомим с программой СКОУ 8 вида, особенностями и возможностями восприятия ребёнком нового учебного материала
- изучаем родительские запросы и ищем пути их реализации
- обязательно информируем о виде документа по окончанию школы, о возможностях получения специального образования.
- составляем совместный план работы с проблемными семьями
- оказываем помощь в профессиональной ориентации:
(совместное участие «Родитель+Ребёнок» в в тематических классных часах «Профессии наших родителей», «Я б в рабочие пошёл» и др
- обеспечиваем справочниками учебных заведений Пермского края, которые принимают выпускников 7 и 8 вида СКОУ
Оказание психологической поддержки семьям
Для 1 категории родителей
- обеспечиваем памятками («Советы родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии»), работаем по каждому пункт
Для 2 категории родителей
при более полном изучении семьи (анкеты «Семья глазами ребёнка», «Взаимопонимание с ребёнком»…), изучении её микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, взаимодействия Р+Р
-консультирование психологами, мед.работником по изменению климата в семье
- первоначальное изучение семьи (материальное положение, соц.статус..)
- поддерживаем постоянную связь
«школа» - «семья» - «специалист»
Материальная и социальная поддержка семей
- обеспечение бесплатными обедами,
- выделение денег на одежду, канцтовары
- социальная поддержка (информируем о льготах для многодетных семей, для семей с детьми – инвалидами..)
Трудности чаще всего возникают при оказании психологической поддержки, т.к. обычно присутствует либо отстранённость родителей к ребёнку с нарушением развития, либо максимальная самоотдача, что встречается гораздо реже.
А работать с семьёй необходимо, необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, каков он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, т.к. именно в семье ребёнок в состоянии включится в полноценную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии »
МБОУ Вознесенская СОШ
учитель классов СКОУ 8 вида
Чуракова С.К.
Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Я работаю средней школе в классе СКОУ 8вида. За время моей работы (19лет) наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся в классах коррекции (около 5 лет назад наполняемость была 6-8 человек, а сейчас 12 человек в среднем звене). Семья оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности.
Появление в семье ребёнка с ОВ в умственном развитии значительно осложняет жизнь семьи, родители испытывают стресс, зачастую не знают, как правильно организовать общение, учебный и воспитательный процессы. Поэтому большую роль в учебно-воспитательном процессе мы уделяем оказанию помощи родителям.
Необходимо научить родителей воспринимать своего ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями.
В наших классах – комплектах обычно есть 2 категории родителей:
1 – родители, дети которых только начинают обучение по программе СКОУ 8 вида.
2 – родители, дети которых уже учатся по этой программе не первый год.
К основным проблемам семей, имеющих детей с ОВЗ, можно отнести:
* медицинские проблемы
* проблемы в воспитании, обучении (педагогические)
* психологические проблемы
* материальные проблемы
Мне хотелось бы остановиться на том, какую поддержку оказывает родителям наша школа. Для удобства в сравнении решила составить таблицу:
Помощь при решении медицинских проблем
Для 1 категории родителей
- информация о болезни ребёнка, особенностях его развития;
После знакомства с медкартой ребёнка предлагаю родителям
-заполнить анкету по здоровью, в которой указываются сопутствующие заболевания, хронические заболевания, наличие аллергических реакций, и т.п.
Для родителей 2 категории
речь идёт уже о медицинской реабилитации:
- здоровьесберегающий режим во всех видах деятельности в домашних условиях
- при необходимости обучение родителей каким либо медицинским навыкам, назначениям (участие мед.работника)
Далее провожу
- беседу о значении здоровьесберегающего режима вне школы.
- во время наблюдения ребёнка при необходимости помогаю в организации дополнительных консультаций узких специалистов (психиатр, окулист…)
Помощь в воспитании, обучении (педагогические проблемы)
Для 1 категории родителей
- информируем о видах коррекции, о работе специалистов: дефектологов, логопедов, психологов
Для 2 категории родителей
- обучение родителей коррекционно- развивающ ему взаимодействию с ребёнком (тренинги «Общение с ребёнком», «Покажи мне свою любовь»…)
- оказываем помощь в организации консультаций этих специалистов,
- способствуем формированию интереса родите- лей к личностному развитию ребёнка (ознакомле- ние с его результатами в учебной, общественной деятельности, личными достижениями, привлека- ем родителей к внеклассным мероприятиям)
- знакомим с программой СКОУ 8 вида, особенностями и возможностями восприятия ребёнком нового учебного материала
- изучаем родительские запросы и ищем пути их реализации
- обязательно информируем о виде документа по окончанию школы, о возможностях получения специального образования.
- составляем совместный план работы с проблемными семьями
- оказываем помощь в профессиональной ориентации:
(совместное участие «Родитель+Ребёнок» в в тематических классных часах «Профессии наших родителей», «Я б в рабочие пошёл» и др
- обеспечиваем справочниками учебных заведений Пермского края, которые принимают выпускников 7 и 8 вида СКОУ
Оказание психологической поддержки семьям
Для 1 категории родителей
- обеспечиваем памятками («Советы родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии»), работаем по каждому пункту
Для 2 категории родителей
при более полном изучении семьи (анкеты «Семья глазами ребёнка», «Взаимопонимание с ребёнком»…), изучении её микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, взаимодействия Р+Р
-консультирование психологами, мед.работником по изменению климата в семье
- первоначальное изучение семьи (материальное положение, соц.статус..)
- поддерживаем постоянную связь
«школа» - «семья» - «специалист»
Материальная и социальная поддержка семей
- обеспечение бесплатными обедами,
- выделение денег на одежду, канцтовары
- социальная поддержка (информируем о льготах для многодетных семей, для семей с детьми – инвалидами..)
Трудности чаще всего возникают при оказании психологической поддержки, т.к. обычно присутствует либо отстранённость родителей к ребёнку с нарушением развития, либо максимальная самоотдача, что встречается гораздо реже.
А работать с семьёй необходимо, необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, каков он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, т.к. именно в семье ребёнок в состоянии включится в полноценную жизнь.