Главная цель воспитательной программы – воспитание профессионально компетентной ЛИЧНОСТИ – интеллектуальной, готовой к трудовой деятельности, духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией. Данная программа составлена в помощь классным руководителям СПО для воспитания студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа воспитательной работы учебной группы Б-31 специальности
«Экономика и бухгалтерский учет»
на 2012-2016 уч. года
Преподаватель
Ульяновского строительного колледжа
Химич Юлия Сергеевна
г. Ульяновск, 2014 г.
Содержание программы воспитательной деятельности гр. Б-31
1. Концепция программы…………………………………………
4
2. Деятельность по реализации программы «Мы - будущее!». Диагностический этап………………………………………………
15
3. Основной этап……………………………………………
21
4. Обобщающий этап………………………………………
39
5. Литература………………………………………………..
42
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С.
…С первого дня своего существования
Ульяновский строительный колледж
выпустил десятки тысяч высококвалифицированных
профессионалов для строительного комплекса региона.
Среди его выпускников - заслуженные строители,
руководители крупных предприятий,
работники министерств и ведомств
Ульяновской области и России…
С.И.Морозов, губернатор Ульяновской обл.
Программа воспитательной деятельности
«Мы - будущее!»
Срок реализации программы:2012-2016 г.г.
Основные разработчики: кл. руководитель гр.Б-31 – Ю.С. Химич
Исполнители: студенты гр. Б-31
Система организации контроля за выполнением программы
Общее руководство программой осуществляет заместитель директора колледжа по воспитательной работе – Н.М. Хуторецкая
Контроль за реализацией разделов, направлений программы осуществляет администрация Ульяновского строительного колледжа
Концепция программы
Актуальность.В настоящее время актуальность воспитания молодежи не вызывает сомнений. Воспитание молодежи является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и образовательным учреждением в отдельности. Определение ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи является важным для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни. Глобальные проблемы, такие как экономические, экологические, духовно-нравственные, стремительно нарастают перед человечеством и подчеркивают возрастающую ответственность в стратегии образования. Подростки сегодня постоянно оказываются перед выбором, какие ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов, родителей и представителей общественности помочь им сделать правильный выбор. Воспитание должно базироваться на достоверных научных знаниях, развитии культурных традиций и воспитании юных граждан в духе православной нравственности. Педагогический коллектив Ульяновского строительного колледжа призван координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию комплекса социально-значимых профессионально-личностных качеств специалиста. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен обучающийся, приобрел особую значимость и актуальность. Программа воспитательной работы должна и способна охватывать основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся и студентам реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества. Все это возможно реализовать, опираясь на историю и традиции Ульяновского строительного колледжа, в том числе традиции национальные, т.к. контингент студентов – многонационален (преобладают русские, татары, чуваши и мордва, остальные народы немногочисленны, около 6,95%).
Основанием для разработки Программы стали:
Конституция РФ;
ФГОС СПО;
ФЗ «Закон об Образовании в Российской Федерации»;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Международная конвенция о правах и свободах человека;
Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
Объект программы - воспитательный процесс в Ульяновском строительном колледже.
Предмет программы - элементы и системные взаимосвязи воспитательного пространства.
Цель и задачи программы воспитания
Главная цель воспитательной программы – воспитание профессионально компетентной ЛИЧНОСТИ – интеллектуальной, готовой к трудовой деятельности, духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
воспитывать любовь к семье, национальным традициям, малой Родине, природе родного края;
воспитывать желание и стремление студентов к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
воспитывать добросовестное отношение к учебной и трудовой деятельности, повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира;
воспитывать ответственность, самостоятельность;
формировать гражданско-патриотические качества личности;
формировать культуру здоровья;
организовывать сотрудничество и взаимодействие преподавателей, студентов и родителей.
Формы реализации задач
изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования со студентами и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий с психологом
посещение занятий с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
тематические классные часы,
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры;
экскурсии, походы, занятия в музее
соревнования; викторины;
участие в общеколледжных и городских благотворительных акциях
организация занятости во второй половине дня.
Методы воспитательной работы
Метод воспитания - это совокупность научно обоснованных способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания обучаемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Система основных методов воспитания студентов включает в себя (см. рис.1.):
Методы изучения личности (метод целенаправленного наблюдения, биографический метод, метод изучения личности по документам, Метод анализа практической деятельности, метод тестирования, метод письменного (устного) опроса, метод индивидуальной (групповой) беседы)
Методы воспитательных воздействий(метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод включения в различные виды деятельности, метод поощрения, метод принуждения)
Методы корректировки поведения студентов (метод переубеждения, метод переучивания, метод критики и самокритики, метод доверия)
Рис.1. Методы воспитательной работы
Общие компетенции студента, развивающиеся данной программой:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Воспитание в каждом студенте порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую следующие направления программы (см.рис.2.).
Рис.2. Перечень основных направлений
Программа предусматривает
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения,
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
посещение театров и музеев, выставок
воспитание внешней культуры студента, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Программа развития воспитания базируется на соблюдении ряда принципов воспитания (см.рис.3.):
Основные принципы программы воспитания
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать студента как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Принцип опоры на студенческое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления студентов. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый студент ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Студенческое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества.
Стремление студента удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Деятельностный принцип.
Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни студентов, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип профессиональной направленности
отражает, своеобразное использование педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение студентами предусмотренных иноязычных компетенций, и в то же время успешно формируется интерес к данной профессии, ценностного отношения к ней, профессиональные качества личности будущего специалиста.
Принцип профессиональной мобильности
направлен на формирование компетенций, позволяет постоянно повышать своё образование и квалификацию; предусматривает способность будущего специалиста более быстро осваивать новые знания, отраслевые технологии, новые специализации. Чем выше и качественнее будет уровень образования, тем успешнее выпускники смогут осваивать на производстве новые специальности, и тем эффективнее принцип профессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства.
Рис.3. Основные принципы воспитания гр. Б-31
Этапы и сроки реализации программы:
Диагностический этап – сентябрь-октябрь 2012 г (начало 1 курса, впоследствии, начало каждого учебного года)
Основной этап – 2012-2015 уч. годы (1-3 курсы)
Обобщающий – 2015-2016 уч. год (4 курс)
При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих проблемам, возникающим в период реализации программы.
Деятельность по реализации программы
«Мы - будущее!»
1) Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение студентов, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития коллектива
Задачи:
провести психолого-педагогическое обследования студентов с целью определения хода их психологического развития, провести обследование стадии развития коллектива;
проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из студентов. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик и т.д.).
По результатам работы составляется «Психологический портрет каждого студента и коллектива в целом», обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:
выявление имеющихся ресурсов
постановка цели на предстоящий учебный год;
определяется и оценивается базовый уровень проблем студента.
Мероприятия:
Изучение документации, контент-анализ (личное дело, журнал группы, медицинская карта)
Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
Комплексная проверка здоровья студентов
Наблюдение за студентами на занятиях, во время перемен, внеклассных мероприятий;
Анкетирование и тестирование обучающихся
1. Изучение личности студентов гр. Б-11
Анкетирование учащихся:
Опросник Айзенка.
Оценка психологического состояния по Айзенку.
Методика КОС
Экспресс-методика характеристических особенностей личности.
2. Изучение коллектива:
Анкетирование
Социометрия.
Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
Уровень воспитанности и самооценки класса.
Ранжирование учебных предметов.
Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»
Принципы организации внеурочной воспитательной работы гр. Б-11:
добровольность участия студентов в соответствии с их интересами и способностями;
стематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности.
Традиции группы, которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о колледже. Он будет жить тогда, когда в его стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции группы могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения студента?
традиция, когда в конце каждого семестра у каждого студента на личной страничке «В контакте» появляются записи следующего содержания: «Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!», «Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь однокурсников и классного руководителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующем семестре. У тебя все получится!». Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.
традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как студенты уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает группу:
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю? б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему? в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
Конкретно каждому студенту предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь? б) Кому доставило радость твое присутствие в колледже на этой неделе?
традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в группе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена однокурсников, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, студенты определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и преподаватель, и студент.
традиция, когда студенты вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно, говорить о своих ошибках. б) Быть объективным к себе и другим. в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы. г) Уметь сопереживать. д) Проявлять терпение и терпимость.
традиция, когда в группе существует “Праздник добрых пожеланий”, который студенты готовят друг другу, преподавателям.
2)Основной этап:
Цель: реализация программы развития коллектива на основе психодиагностических данных; вызвать желание, стремление студентов к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Одним из элементов программы воспитательной деятельности является диагностика воспитательной работы. Контингент поступающих в ССУЗы характеризуется большим разнообразием и, в то же время, далеко не всегда высоким уровнем сформированности воспитанности. О результатах воспитания судят по изменениям, которые произошли в сознании и поведении людей.
Под эффективностью воспитательной работы (деятельности) понимается отношение достигнутых результатов в формировании у студентов высоких гражданских и профессиональных качеств к поставленной субъектами воспитания цели.
Эффективность воспитательной работы со студентами определяется:
умением применять активные формы, методы и приемы воспитания;
культурой педагогического общения с воспитуемыми;
профессиональной компетентностью в сфере педагогики и психологии личности коллектива;
Составление и систематизация методик диагностического исследования студентов может способствовать, на наш взгляд, решению ряда задач:
использование методов педагогической диагностики в реальном педагогическом процессе при изучении особенностей обучающихся и коллектива;
постановка цели деятельности на основе предварительного диагностического обследования;
нахождение педагогических средств, адекватных целям и условиям педагогической деятельности;
отслеживание результативности собственной деятельности;
рефлексия педагогической деятельности.
Определение эффективности воспитанности мы связываем с разработкой показателей ее результативности. Разработка и применение показателей - одна из важнейших научных проблем. "Для каждой науки весьма важным является вопрос о показателях, которыми можно руководствоваться при оценке происходящих педагогических процессов и явлений. Только при наличии таких показателей можно сделать вывод о предпочтительных, наилучших результатах педагогических воздействий" [2, с. 17].
Основными показателями диагностики воспитательной работы могут выступать:
Показатели
Методики изучения
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:
1. освоение обучающимися образовательной программы
2. развитость мышления
3. познавательная активность обучающихся
4.сформированность учебной деятельности.
Тест интеллектуального развития
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
Педагогическое наблюдение.
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:
1. нравственная направленность личности
2. сформированность отношений студента к Родине, обществу, семье, колледжу, себе, природе, труду.
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
Методики "Репка" ("Что во мне выросло")
Сформированность коммуникативного потенциала личности студента:
1. коммуникабельность
2.сформированность коммуникативной культуры обучающихся
2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
Сформированность коллектива
1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
2. развитость самоуправления
3.сформированность совместной деятельности
Методика "Наши отношения"
Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).
Итак, педагогическая диагностика помогает нам определить состояние объекта педагогического воздействия, выявить недостатки, выбрать пути и методы педагогического воздействия по устранению недостатков и развитию необходимых качеств личности воспитуемого.
В соответствии с показателями диагностики группы Б-31 было выделено четыре уровня развития воспитанности: низкий, средний, хороший, высокий. До реализации воспитательной программы наша группа находилась на низком уровне развития. Схематично это можно изобразить так (см.рис.4.):
Рис.4. Показатели уровней сформированности воспитанности у студентов до начала реализации программы воспитательной деятельности
Для реализации воспитательной программы каждое направление имеет свою собственную цель, в соответствии с которой в течение последних трех лет проводились нижеперечисленные мероприятия.
Цель учебного направления: создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей; развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе; прививать навыки культуры поведения, культуру речи и общения; формировать толерантное отношение к людям; воспитывать сознательное и добросовестное отношение к труду в процессе учёбы и производственной практики.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- «Чтение и память»;
Тематический классный час
Психолог (М.А. Халиуллина)
- «Умеешь ли ты учиться?»;
Тематический классный час
Психолог (М.А. Халиуллина)
-Посещение городской Ярмарки вакансий в Мемцентре;
Экскурсия
Администрация г. Ульяновска
- Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам;
- « Издательская деятельность: проблемы и перспективы»
Открытое внеурочное мероприятие, конференция
Преподаватели-предметники
- Олимпиада по бух. учету
Олимпиада
Преподаватели-предметники (О.В. Вершинина)
-Контроль успеваемости и посещаемости
Тематический классный час
Преподаватели-предметники
Цель культурно-массового направления: развивать эстетический вкус, творческие способности; формировать чувство прекрасного; воспитывать культурно просвещенного, всесторонне развитого человека; формировать общечеловеческие нормы и гуманистическую мораль (доброту, взаимопонимание, милосердие, терпимость по отношению к людям), культуру общения, интеллигентность).
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- «Как узнать себя и развить свои способности»
Тематический классный час, информирование
Психолог (М.А. Халиуллина), клуб «Общение»
- «Визитная карточка»
Смотр-конкурс
Администрация УСК
- «Красота и здоровье»
Открытый классный час, устный журнал
Фельдшер Кузнецова О.Ю.
-посещение выставок «Маньеризм», «Сказки и былины народов России», «Путешествие на восток», «Соборы России» в Рериховском центре;
Тематический вечер
Администрация Рериховского центра
-посещение спектаклей в Драмтеатре «Ужин с дураком», «Беда от нежного сердца», «Трижды три», «Чехов. С любовь», «Очень простая история», «Полмиллиона за невесту», «Сочельник на двоих»;
Тематический вечер
Сотрудники и актеры Драматического Театра
-Просмотр фильмов «Город без солнца», «Высоцкий», «Подарок с характером»
Тематический вечер
Сотрудники
к/т «Художественный»
-оформление Самой Большой Валентинки;
Смотр-конкурс
Администрация
г. Ульяновска
- посещение музея «Мелочная лавка»;
Мастер-класс
Сотрудники музея «Мелочная лавка»;
- участие в Шоу-диалоге с директором;
Конференция
Администрация УСК
-участие в Параде Студенческих Советов;
Смотр-конкурс
Администрация
г. Ульяновска
«Я люблю тебя, Россия»;
Смотр-конкурс
Администрация
г. Ульяновска
- «Надписи на Рейхстаге»;
Открытое мероприятие, конференция
Администрация УСК
- «Мистер колледж»;
Смотр-конкурс
Администрация УСК
-«Студенческая весна»;
Смотр-конкурс
«Объединение Крыма»
Тематический классный час, информирование
«Сталинградская битва»
Тематический классный час, Устный журнал
«Веснушки»
Смотр-конкурс
Администрация УСК
Участие в мероприятиях, проводимых в общежитии колледжа (собраниях, дискотеках)
Цель военно-патриотического направления: создать условия для патриотического, гражданского и духовно - нравственного воспитания студентов; организовать деятельность по изучению национальных традиций;
формировать патриотические чувства и сознание студентов на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, свой город, свой колледж; воспитывать гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; изучать героическое прошлого Родины; историю родного края.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
-«Мужество российского война»
Открытый классный час, конференция
В.Ф. Колпаков
- День славянской письменности
Тематический классный час, устный журнал
-«Эмблема (логотип )к 95-летию колледжа»
Смотр-конкурс
Администрация УСК
- «А ну-ка, парни»
Смотр-конкурс
Администрация УСК
- встреча с участниками Сталинградской битвы;
Тематический вечер-встреча
Администрация УСК, участники ВОВ
- «Поклонимся великим тем годам»;
Тематический вечер
- «70 лет Ленинскому району»;
Тематический классный час
Библиотекарь - Г.В. Федотова
- «День Рождения Гончарова»;
Беседа
Библиотекарь - Г.В. Федотова
- «Загадки Симбирской топономики»;
Информирование
«Гармония и личность» Чурбанова Е.В.
- «Народное ополчение в Симбирске»;
Устный журнал
Преподаватели-предметники (И.М. Гнатив)
- «65 лет Ульяновской области»;
Конференция
- «История древнего города»;
Информирование
Преподаватели-предметники (И.М. Гнатив)
- «Памятники Ульяновска»;
Тематический классный час
«Гармония и личность» Чурбанова Е.В.
- «Литературный Симбирск»;
Беседа
«Гармония и личность» Чурбанова Е.В.
- участие в конкурсе рисунков, посвященному Дню Защитника Отечества.
Конкурс рисунков
Администрация УСК
-участие в акции, посвященной Дню Защитника Отечества;
Акция
Администрация
г. Ульяновска
- посещение Музея Техники и Вооруженных сил СВУ;
Экскурсия
В.Ф. Колпаков
- «Мемориальные Комплексы СССР»
Лекция - беседа
«Гармония и личность» Чурбанова Е.В.
-Демонстрация, посвященная 1 Мая
Администрация
г. Ульяновска
- конкурс Татарской песни
Смотр-конкурс
Администрация
г. Ульяновска
Цель информационно-разъяснительного направления: способствовать формированию качеств личности обучающихся: интереса к специальности, мировоззрения, кругозора, адаптируемости, самостоятельности, самоопределения, ответственности, креативности, способности к саморазвитию, гибкости.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- «Десять заповедей человечности»;
Тематический вечер
Библиотекарь - Г.В. Федотова
- «180 лет со дня рождения Шишкина»;
Групповая беседа
Библиотекарь - Г.В. Федотова
-встреча с канд.биолог.наук В.А.Назаренко;
Информирование
В.А.Назаренко
- «История улиц города»;
Доклады
клуб «Красота и духовность» - Баханова Я.А.
- «Знаменитые симбиряне»;
Тематический вечер
«Гармония и личность» Чурбанова Е.В.
- «Сокровища Эрмитажа»;
Беседа
Библиотекарь - Г.В. Федотова
- Проведение совместного собрания с родителями.
Тематический вечер
Родители гр. Б-31
-участие в работе клуба «Гармония и личность»;
Информирование
Чурбанова Е.В.
-участие в работе клуба «Красота и духовность»;
Устный журнал
Я.А. Баханова
-участие в работе клуба «Краеведение»;
И.М. Гнатив
-участие в работе клуба «Общение»;
Информирование
М.А. Халиуллина
-участие в концертной программе, посвященной празднованию 95-летия Ульяновского строительного колледжа;
Тематический вечер
Администрация УСК
мероприятие в библиотеке им Ленина «ночь, весна, библиотека»
Устный журнал
Администрация УСК, г.Ульяновск
«День памяти умерших от СПИДа»
Тематический вечер
Администрация УСК, г.Ульяновск
«Помоги собрать детей из дет дома в школу»
акция
Администрация УСК, г.Ульяновск
- «Алкоголизм – враг всего живого»;
Тематический классный час
Фельдшер – О.Ю.Кузнецова
- «Начни с себя» - отказ от курения;
Акция
Фельдшер – О.Ю.Кузнецова
- «Факторы, способствующие алкоголизму и курению»;
Круглый стол
Фельдшер – О.Ю.Кузнецова
- «Профилактика вредных привычек».
Родительское собрание
Я.А. Баханова
Цель бытового направления: воспитывать целеустремленность в трудовых отношениях; положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, прививать навыки общественно-полезного труда.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- «Избери свою судьбу»
Устный журнал
клуб «Красота и духовность» - Баханова Я.А.
- Терпенье и труд все перетрут
Тематический классный час
- «Безопасность во время каникул»
Беседа
Администрация УСК
- «Эмоции, стресс, страх»;
Информирование
клуб «Общение» - М.А. Халиуллина
- «Борьба с терроризмом»;
Дискуссия
Администрация УСК
- посещение Музея городского быта
Экскурсия
Сотрудники Музея городского быта
- “Чистота спасет мир”.
Акция
Администрация УСК
- Оказание помощи пенсионерам, проживающим на закрепленной территории;
Акция
- уборка закрепленных аудиторий;
Акция
Администрация УСК
- «Я люблю город»;
Акция
Администрация УСК, города
-субботник в парке «Победа»;
Акция
Администрация УСК, города
-участие в профориентационной работе;
Акция
Администрация УСК
- участие в волонтерском движении
Акция
Администрация УСК
Цель спортивного направления: способствовать формированию ценности здорового образа жизни; проведение профилактики вредных привычек, развивать мотивацию к ЗОЖ; воспитывать гармонично развитую личность: здоровье тела, духа и разума.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- «Спорт против наркотиков»
Диспут
Преподаватели физической культуры, фельдшер колледжа
- Участие в днях здоровья.
Конкурс
Преподаватели физической культуры
- Участие в Фестивале физической подготовки;
Фестиваль - конкурс
Преподаватели физической культуры
- Создание презентации “Мы за ЗОЖ”;
Проект
Преподаватели физической культуры, фельдшер УСК
- участие в спортивных соревнованиях по волейболу;
Соревнования
Преподаватели физической культуры
- участие в спортивных соревнованиях по легкой атлетике;
Соревнования
Преподаватели физической культуры
-участие в областном осеннем молодежном легкоатлетическом кроссе, посвященном 90-летию ВЛКСМ;
Соревнования
Преподаватели физической культуры
- участие в открытом первенстве по спортивной гимнастике;
Соревнования
Преподаватели физической культуры
- Участие в спортивных соревнованиях по стрельбе
Соревнования
Преподаватели физической культуры
- «Здоровый образ жизни»
Тематический вечер
Преподаватели физической культуры
- Веревочный кросс
Соревнования
Преподаватели физической культуры, Администрация УСК, города
Цель профессионального направления: воспитывать социально-значимую целеустремленности в трудовых отношениях воспитание ответственности в деловых отношениях, привитие норм профессиональной этики.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
«Моя профессия-гордость моя!».
Тематический вечер, групповая беседа
Выпускники УСК
«Как сделать карьеру»;
Деловая игра
Администрация УСК
- «Профессия, которую мы выбрали»;
Тематический классный час
Администрация УСК
- посещение городской Ярмарки вакансий в Мемцентре;
Экскурсия
Администрация УСК, города
- участие в олимпиаде по бухгалтерскому учету
Олимпиада
Преподаватели-предметники (О.В. Вершинина)
Экскурсии на предприятии г. Ульяновска
Экскурсия
Администрация и сотрудники предприятий
Цель направления «Работа с родителями»:выработка единых требований семьи и колледжа к учащимся, поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания, наладить связь с семьей и колледжем, укрепить роль семьи в формировании жизненной позиции студентов; изучить семейные традиции; основы семейных взаимоотношений;
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, студентов и преподавателя, которая может быть организована в различных формах.
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
- Проведение родительских всеобучей
Конференция
Родители студентов гр.Б-31
- «Родительский авторитет».
Вечер вопросов и ответов
Родители студентов гр.Б-31
- «Спид-реальность или миф?».
Беседа
Родители студентов гр.Б-31
- «Формы взаимодействия руководителя и семьи»
Диспут
Родители студентов гр.Б-31
- «Совет отцов».
Круглый стол
Члены Совета Отцов
- «Моя семья».
Проект
Родители студентов гр.Б-31
- Заседания Родительского Комитета
Круглый стол
Члены Родительского Комитета
- Поздравление мам с Днем матери
Круглый стол
Мамы студентов гр.Б-31
- Поздравление отцов с Днем Отца
Круглый стол
Отцы студентов гр.Б-31
-. «Подведение итогов семестра и планирование нового семестра»
Пресс – конференция с родителями
Родители студентов гр.Б-31
- «Традиции моей русской, татарской, чувашской и мордовской семьи»
Тематическое родительское собрание
Родители студентов гр.Б-31
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по кабинету, работа с классным журналом; организация питания, ежедневное общение с родителями по телефону.
Еженедельно: проведение классных часов, планерок; контроль успеваемости; контакты с преподавателями-предметниками; индивидуальные беседа со студентами; мониторинг самоуправления группы, индивидуальная работа с родителями.
Ежемесячно:проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждого семестра : подведение итогов семестра; оформление итогов семестра в журнале; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул.
Формы воспитательной работы кл. руководителя:
Индивидуальная воспитательная работа:
Групповая воспитательная
работа:
индивидуальная беседа;
читательская конференция
дискуссия
деловая игра
информационный час
информирование
стенная печать
сатирические газеты
тренинг
групповые беседы
доклады
общие собрания студентов группы
вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины
научные, научно-практические конференции
тематические вечера
индивидуальная помощь;
индивидуальные задания и поручения;
индивидуальный контроль;
заслушивание отчетов студентов;
посещение студентов по месту их жительства;
использование средств дисциплинарного и морального воздействия.
Однако, результат моей работы, как классного руководителя с группой Б-31, проявляется не только через совместную деятельность с родителями, но и через взаимодействие с социальными службами (внутри Ульяновского строительного колледжа) (см.рис.5.), а также через сотрудничество с моими студентами вне колледжа (см.рис.6.).
Рис.5. Взаимодействие классного руководителя и студентов гр. Б-31 с социальными службами
Рис. 6.Сотрудничество студентов гр. Б-31 и классного руководителя вне колледжа
3) Обобщающий этап:
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные студентами в рамках реализации программы воспитательной работы по развитию классного коллектива.
На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:
Отслеживание достижений в развитии обучающихся по всем направлениям воспитательной программы.
Сравнительный анализ.
После реализации мероприятий по каждому направлению воспитательной программы наша группа повысила уровень развития.
Схематично это можно изобразить так:
Рис.7. Сравнительные показатели уровней сформированности воспитанности у студентов до начала и после реализации программы воспитательной деятельности
Таким образом, мы видим, что наблюдается значительный рост воспитанности студентов. Подобное изменение объясняется тем, что учебно-воспитательный процесс специальностей колледжа направлен на формирование ценностных ориентаций и профессиональных качеств будущего специалиста.
Также в период обучения растет количество студентов, ориентирующихся в своем поведении на духовные, нравственные ценности, что также не является случайностью, поскольку ориентация на духовно-нравственные ценности является основным критерием профессионализма.
Подводя итоги диагностики, необходимо также отметить, что результаты опросов позволяют педагогическому коллективу колледжа проследить динамику ценностных ориентаций воспитанников, планировать и корректировать соответствующую программу учебно-воспитательных мероприятий, создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении студентов формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива колледжа и требуют от преподавателей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности студента, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Литература:
Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 340 с.
Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю.К.Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: учебн. Пособие /О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк / Калининградский университет. Калининград, 2000. - 572с.
Гребенюк, О.С. О развивающихся возможностях учебно-воспитательного процесса [Текст] / О.С. Гребенюк. - Волгоград, 1976. - С.90-97
Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php (дата обращения 24.08.2011)
Министерство образования и науки Ульяновской области[Электронный ресурс] / URL: http://mo73.ru/– (дата обращения 20.09.2014).
Стратегия социально экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] / URL: http://www.i-regions.org/upload/strategiaulyanovsk.pdf– (дата обращения 03.10.2014).
Ульяновский строительный колледж[Электронный ресурс] / URL: http://ulsc.ru/– (дата обращения 18.09.2014).
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Среднего Профессионального Образования [Электронный ресурс] / URL: www.firo.ru – (дата обращения 23.09.2010).