Программа воспитательной работы "Я и мир вокруг нас" разработа для организации воспитатльной работы с классом и реализуется по 5 направлениям. Главная цель программы, создавать условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе. Участниками программы являются родители, обучающиеся, педагоги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Я и мир вокруг" »
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Хотимль-Кузменковская средняя общеобразовательная школа
Хотынецкого района
Орловской области
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
Протокол № 1
от «___» августа 2015 г
«Согласовано»
Педагог-организатор
__________/Андросова О.в../
ФИО
«___» ___________2015 г
«Утверждаю»
Директор МБОУ- Хотимль –Кузменковской средней общеобразовательной школы
__________/Р.В.Быкова/
Приказ №______
от «___» ____________2015 г
Программа
воспитательной работы
«Я и мир вокруг»
Возрастной контингент: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
2015-2019 учебный год
Разработала:
Бурлакова М.В.
Д.Хотимль-Кузменково
2015 год
Содержание:
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи Программы 4
3. Принципы реализации Программы 5
4. Этапы реализации программы. 6
5.Направления работы. 8
6. Формы работы 18
7.Воспитательные технологии и методы 18
8.Ресурсы 19
9. Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе. 20
10. Самоуправление 21
11.Функции классного руководителя 21
12. Ожидаемые результаты 22
13. Критерии эффективности воспитательной системы класса 23
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С.
1. Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. В настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития. Воспитание есть педагогическая деятельность по целенаправленному введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка, его высокого физического, социального и духовного развития. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной
деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа не противоречит основным идеям и принципам воспитательной программы школы и разработана с учетом новых условий жизнедеятельности современного ребенка, при соблюдении прав ребенка. Программа основана на наиболее эффективных подходах к организации воспитания и социализации учащихся; направлена на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей;
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми;
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
формирование и развитие классного коллектива;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование у обучающихся нравственного смысла и духовных ориентиров;
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
3. Принципы реализации Программы
Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории воспитания:
принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;
деятельностностного подхода.Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей;
принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности;
возрастного принципа, который предполагаетзнание половозрастных особенностей детей;
коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;
воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;
принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
Участники программы:
учащиеся класса;
педагоги;
родители;
общественность.
4. Этапы реализации программы.
Продолжительность реализации программы: 2015- 2019 учебный год.
Программа является среднесрочной, рассчитанной на четыре года.
Первый этап.
Подготовительный.
Сентябрь – декабрь 2015 года
На подготовительном этапе решаются организационные задачи. Изучение коллектива учащихся, установление взаимоотношений с родителями, через индивидуальные беседы, родительские собрания, анкетирование изучение запросов родителей по отношению к классному детскому коллективу, об активности родителей в жизни класса, о совместном планировании, прогнозировании взаимоотношений и деятельности коллектива на период обучения в начальной школе.
Основной этап.
Организационно – творческий.
Январь 2016 г. – март 2019 года
В основном этапе программы решаются поставленные программой цели и задачи.
Воспитательная работа направлена на создание благоприятных условий для духовно – нравственного воспитания и самореализации младших школьников. Деятельность будет определяться принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности и творческой активности.
Заключительный этап.
Аналитический.
Апрель – май 2019 г.
На данном этапе проводится анализ и оценка эффективности реализации программы.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Реализация Программы осуществляется:
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки.
5.Направления работы.
I. Направление «Я, семья и друзья»
Это направление воспитательной программы ориентировано на совместную работу родителей, классного руководителя и социального педагога по различным вопросам воспитания, социализации и образования младших школьников. создание условий для формирования и развития личности обучающихся в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Цель деятельности классного руководителя:
воспитывать у детей ценить родных и близких, дорожить дружбой;
организация и совместное проведение досуга детей;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель
Задачи:
- учить уважительному отношению к старшим членам семьи;
- изучение качеств ребенка. Раскрытие в нем лучших свойств;
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций.
План
воспитательных мероприятий по направлению
«Я, семья и друзья»
1класс
2класс
3класс
4класс
Беседы, классные часы
1. «Моя семья»
2. «Правила общения в семье, школе»
3. «Я – помощник своей семье»;
4. «Уважай старость»;
5. Международный день семьи.
6. «Путешествие в Спасибоград»
1. «Мама, папа, я – дружная семья»;
2. «История происхождения моего имени (моего рода)»;
3. «Семейная реликвия» - член семьи-долгожитель, игрушка-долгожитель, самая старая фотография, её история.
4. «Самые дорогие слова: Родина, мир, труд!»
1. Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;
3. «Воспетое народом материнство»;
3. «Зачем человеку семья» час размышлений;
4. « Человек среди людей»
5. «Мальчики и девочки»
6 «Дружить или смеяться?»
1. «Что такое честь фамилии»;
2. «Я – будущая надежда семьи»;
3. «Будь справедливым в словах и поступках» ;
4. «Мой дом наведу порядок в нём»
5. «На чем основано взаимопонимание»
6.»Красота внешняя и внутренняя»
Конкурсы
1. «Данила – мастер» (работа с природным материалом);
2. Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка».
1.«Конкурс карт» с указанием, где живут твои родственники;
2. «Твоя родословная».
1. Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;
«Самый – самый»;
«Маленькая хозяюшка».
1. Конкурс чтецов на заданную тему;
2. Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа».
Праздники, КТД
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества.
Семейный праздник «Моя мама и мой папа» ;
Праздник «Тайна имени».
«Масленица»;
«Что за день 8 Марта».
«Дом, в котором мы живём»;
II. Направление «Я и моя малая Родина»
Это направление воспитательной программы направлено на раскрытие общечеловеческого фактора: человек всегда думает о свое Родине, испытывает гордость за место где он родился, изучает её историю, народную культуру.
Цель деятельности классного руководителя:
научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям;
воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом;
воспитание достойного гражданина своей страны.
Задачи:
- знакомство с деятельностью областной пионерской организации «Орлята»;
- формирование мотивации к вступлению в пионеры;
- социализация младшего школьника путем приобщения к народной культуре и традициям;
- развитие умение принимать активное участие в проводимых праздниках и относиться к ним, как к особому состоянию природы и человека;
-развитие чувства ответственности за свою деятельность и поступки, самостоятельность в принятии решений.
План
воспитательных мероприятий по направлению
«Я и моя малая Родина»:
1 класс
2 класс
3класс
4класс
Беседы
1. «Красота природы моей местности»;
2.«День района»;
3. «Судьба России моя судьба»
4.Поход в школьный историко-краеведческий музей
5. День космонавтики.
1. «Мир вокруг нас»
2. «Чем и кем славен мой поселок и село?»
3.Национальный парк «Орловское Полесье-жемчужина России»;
4.«Не нарушайте тишину»
5. «Слава солдатская сила богатырская».
1. «Орел- город первого салюта»
2. Интересные факты из газет и журналов о моей малой Родине;
3. Гимн, герб, флаг нашей Родины и города.
4. «Памяти бывших будьте достойны»
5. «Сердитые странички»
1. «мое село в годы ВОВ»
2.Информационный час «Чем живёт моя планета Земля?»;
3.«День Конституции Р.Ф. – что за праздник?».
4.О заботливом отношении к людям»
5. «Стремиться к цели или ждать чуда»
Конкурсы
Конкурс поделок из природного материала;
Конкурс загадок «Вопросы мудрой совы».
Конкурс рисунков «Моя Родина – Россия»;
Экскурсия в районный краеведческий музей.
Конкурс рисунков «Улицы моего села»;
Конкурс рисунков «На что имеем право».
Конкурс сочинений «Судьба России – моя судьба»;
Конкурс чтецов орловских поэтов.
Праздники, КТД
9 Мая – День Победы.
«Россия – родина моя».
Литературно-музыкальный праздник «Родина любимая моя».
«Приглашаем Почемучек».
III. Направление «Я и моё здоровье»
Это направление воспитательной программы направлено на оказание помощи ребенку в осознанном выборе здорового и безопасного образа жизни, содействие его адаптации в жизни и обществе.
Цель деятельности классного руководителя:
развитие духовных и физических возможностей личности;
формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью;
- формирование знаний, умений и навыков по организации досуга, способствовать укреплению здоровья;
- освоение и развитие навыков безопасной жизнедеятельности, адекватных действий в нестандартных ситуациях;
- формирование интереса ребенка к здоровому образу жизни;
- осознание ценности здоровья как непременного условия достижения успеха в жизни;
- формирование активной гражданской позиции по отношению к своей стране.
План
воспитательных мероприятий по направлению
«Я и моё здоровье»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Беседы, классные часы.
1.«Правила личной гигиены»;
2. «Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»;
3.«Телевизор в жизни ребёнка»;
4. Операция «Внимание дети!»;
5. «Овощи, ягоды, фрукты-полезные продукты»
1.«Режим дня школьника»;
2. «Кожа человека и её здоровье»;
3.Беседа фельдшера ФАП «Как оставаться здоровым»;
4. Игра «Красный, жёлтый, зелёный»;
5.Операция «Внимание дети!»;
1. «Чистота залог здоровья»;
2.Беседа фельдшера ФАП «Уроки Мойдодыра»;
3.Операция «Внимание дети!»
4. «Учусь оценивать себя»
5. «Мой характер»
1.«Путь к доброму здоровью»
2.«Анри Дюнан – основатель Красного Креста»;
3.«Спички это не игрушки»;
4.Операция «Внимание дети!»;
5. «радоваться жизни или жаловаться на судьбу»
Конкурсы
Загадки от Мойдодыра;
Конкурс рисунков «Осторожно огонь!».
Конкурс рисунков «Моё здоровье»;
Конкурс рисунков по П.Д.Д.
Мини-проекты о лекарственных растениях;
Конкурс рисунков «Вредные привычки».
Конкурс рисунков «Чистота – залог здоровья»;
Конкурс рисунков по П.Д.Д.
Праздники, КТД
«Восемь докторов».
«На приём к врачу» игра, посвящённая Всемирному дню здоровья.
«Правила дорожные знать каждому положено» внеклассное мероприятие по П.Д.Д.
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
IV. Направление «Я и мой мир знаний»
Это направление воспитательной программы направлено на развитие и формирование способности жить в коллективе, соблюдение правил и норм поведения в обществе.
Цель деятельности классного руководителя:
выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Задачи:
- формирование чуткого, заботливого, внимательного отношения между детьми, детьми и классным руководителем;
- формирование классного коллектива, налаживание товарищеских отношений между детьми, создание в классе теплой, доброжелательной атмосферы;
- развитие установок толерантности;
- владение приемами разрешения конфликта ненасильственными методами;
- сформировать в коллективе умение найти общее мнение по важнейшим вопросам жизни класса.
- создание условий для реализации социальной и творческой активности.
План
воспитательных мероприятий по направлению
«Я и мой мир знаний»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Беседы, классные часы
1.«Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе)
2. «Я – гражданин России»
3. «Чему учат в школе?»;
4. Участие в олимпиадах и конкурсах.
1. «Книги – наши друзья»;
2. Викторина «Путешествие в сказку»;
3. «Школа – мой второй дом»
4. Участие в олимпиадах, конкурсах.
1. «Как празднуют Новый год в странах мира»;
2. «Домашнее задание и как мы его выполняем»
3. «Мама, папа, я – читающая семья»;
4. Участие в олимпиадах и конкурсах.
1.Информационный час «Это интересно»;
2. «Я человек и гражданин» Ч.К.Р.;
3«Невидимые враги человека, которые мешают жить…» довер. беседа;
4. Участие в олимпиадах и конкурсах.
Конкурсы
Конкурс загадок
КВН «Пословицы и поговорки»;
Слабое звено (интеллектуальная игра).
Что? Где? Когда?;
Литературный турнир (по сказкам А.С.Пушкина).
Игра «Умники и умницы»;
Игра «Слабое звено» (тема «Все обо всём»).
Праздники
Праздник «Прощание с Азбукой!»
«Ура, каникулы!».
Игра-путешествие «Все обо всём».
«Прощай, начальная школа»
V. Направление «Я и природа»
Это направление работы воспитательной программы направлено на предоставление возможности изучать и познавать природу, учиться бережно и ответственно относиться ко всему живому на Земле.
Цель деятельности классного руководителя:
научить детей бережно относиться к окружающей природе и всему живому;
воспитание личности с богатым духовным потенциалом.
Задачи:
- формировать у детей видение красоты природы, эстетическое отношение к ней, эмоциональный отклик на проявление красоты;
- приобщение детей к природному и историческому наследию Орловского края;
- знакомить с основными представителями растительного и животного мира Орловщины;
- формировать экологические нормы поведения на природе.
План
воспитательных мероприятий по направлению
«Я и природа»
1 класс
2 класс
3класс
4 класс
Беседы, классные часы
1.«Наши друзья – животные»
2.«Природа и человек»;
3. «Экстремальная ситуация для человека в природной среде- что это?»
1.«Мы в ответе за тех, кого приручили»;
2. Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты»;
3. «Птичья столовая» (практическая работа)
1.«Растения – синоптики»
2.«Мир вокруг нас»
3.Операция «Чистюлька »;
4.Экскурсия в зимний лес.
1.«Лекарственные растения нашего края»;
2.Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь наш дом»;
3.«Моё место в природе»;
4.«Красная книга»;
5. Экскурсия «Весна! Весна! И всё ей радо!».
Конкурсы
«Про братьев наших меньших» (викторина);
«Птицы земли»;
«Весёлая рыбалка» (конкурс загадок о природе).
«Перелётные птицы» (викторина);
Утренник «Цветы приносят радость»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей».
Конкурс рисунков и плакатов «Земля наш общий дом»;
Конкурс рисунков «Животный и растительный мир нашего края»;
«Вода – эликсир жизни» (викторина).
Викторина «Растительный мир земного шара»;
«Животный мир земного шара» (викторина);
Конкурс рисунков о природе.
Праздники, КТД
«Золотая осень»
«Знатоки природы»
«Осенняя сказка»;
«Здравствуй, лето красное!»
«Осенний калейдоскоп»;
Творческий проект.
«День птиц, или птичий КВН»;
Мини-проекты.
6. Формы работы
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.
7.Воспитательные технологии и методы
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:
1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения кжизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии вотношениях " человек-природа", ориентация обучающихся набережное отношение к природе, ее ресурсам и полезнымископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Воспитательные методы:
Методы формирования познания:
Рассказ
Объяснение
Разъяснение
Этическая беседа
Инструктаж
Пример
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
Упражнения
Приучения
Педагогическое требование
Поручение
Воспитательные ситуации
3.Методы стимулирования:
Соревнование
Поощрение
Наказание
4. Методы воспитания и перевоспитания:
Переубеждение
Переучивание
Реконструирование
Самоисправление
5. Методы коллективной творческой деятельности:
Сотрудничество детей и взрослых
Нетрадиционность форм деятельности и творчества
8.Ресурсы
1.В реализации программы участвуют:
- классный руководитель;
-администрация;
- социальный педагог;
- совет класса;
- родительский комитет школы и класса.
2.Сотрудниками реализации программы являются родители. Они посещают родительские собрания, организуют тематические праздники, осуществляют контроль и помощь в учебе.
3.Для успешной реализации программы в школе имеется материально – техническая база:
- оборудованная классная комната;
- спортивный и тренажерный зал;
- музыкальный зал;
- компьютерный класс;
- игровая площадка;
- стадион;
- автобус;
- аудио- и видеоаппаратура.
4.Для реализации программы привлекаются к сотрудничеству ППМС- центр, районный краеведческий музей, библиотека, Детский дом творчества, Дом культуры.
9. Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе.
Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.
Требования к диагностике личности и коллектива:
Направленность на выявление особенностей развития ученика.
Оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик.
Исследование в течение всего периода обучения учащихся.
Выявление потенциальных возможностей в развитии ученика.
Направленность на решение педагогической задачи.
Педагогический оптимизм.
Учет возрастных особенностей школьников.
Охват исследованием всех учащихся.
Системность и комплексность.
Системная диагностика качества воспитательной работы в классе:
1.Социометрия, ранжирование.
Цель: выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе, изучение ценностных представлений и отношений учащихся.
2.Уровень воспитанности (анкетирование, наблюдение). Уровень школьной тревожности.
Цель: установление достигнутого уровня воспитанности.
3.Изучение степени адаптации. Какой у нас коллектив?
Цель: анализ уровня развитии коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом.
4.Учебная мотивация.
Цель: выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности.
5.Незаконченные предложения.
Цель: изучение школьной мотивации.
6.Наши отношения.
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Диагностическая методика «Социометрия» Дж. Морено.
10. Самоуправление
Название сектора
Школьные поручения
«Знания»
Учебные консультанты, ответственные за подготовку к уроку.
«Здоровье»
Санитары
«Любитель книг»
Библиотекарь
«Синоптики»
Цветовод, ответственный за прогноз погоды.
«Спорт»
Физорг
«Труд»
Ответственные за санитарное состояние класса, экономию воды и электроэнергии.
«Досуг»
Художник – оформитель, организатор досуга.
11.Функции классного руководителя
1. Создает условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействие разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Получает и обрабатывает информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах.
Контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств.
Анализирует характер оказываемых на него воздействий.
5.Координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
12. Ожидаемые результаты
Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Этапы и прогнозируемые результаты I ступени (1 класс)
приобщение к истории своей семьи, школы, села;
приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
устойчивые положительные результаты обучения;
приобщение к исследовательской деятельности;
повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Этапы и прогнозируемые результаты II ступени (2 класс)
воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
знание экологических проблем района, края, способов выхода из них;
повышение интереса к исследовательской деятельности;
проявление уважительного отношения к старшим;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
расширение кругозора;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
Этапы и прогнозируемые результаты III ступени( 3-4 класс)
испытание чувства гордости за свою страну;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышения интеллектуального уровня;
проявление самостоятельной творческой активности;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
К концу 4 класса у учеников должны сформироваться такие качества личности:
Интерес к самому себе.
Самопознание себя как личности.
Управление самим собой.
Уважение чужого мнения.
Терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам.
Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Эмоциональная устойчивость.
Желание действовать и совершать поступки.
Ответственность за порученное дело.
Соотнесение своих желаний с желаниями других людей.
Открытость к восприятию новой информации.
13. Критерии эффективности воспитательной системы класса
уровень воспитанности учащихся;
уровень успеваемости и качества знаний;
отношение ребёнка к своему « Я»;
уровень сформированности классного коллектива;
нравственная направленность личности;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:
Выявление уровня воспитанности.
Тест «Любят ли вас окружающие».
Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
Анкетирование «Межличностные отношения школьников».
Опрос «Какой у нас коллектив».
Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
Оформление летописи – фотоальбома « Это – мы» (итоги года).
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.