Воспитательная работа в 6 «Г» классе будет реализовываться по программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского: «Возрождение».
Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе воспитания. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся во время проведения мероприятий и реализация полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач.
Основная цель:создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Основные задачи: формирование и развитие коллектива класса, создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразие формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся, Развитие у учащихся интереса к родному краю и родной стране.
Воспитание ребёнка в школьном общеобразовательном процессе имеет не меньшее, а, пожалуй, большее значение, чем учебная работа с ним. Ведь во время проведение учебных занятий, в общении, дома, на улице, и т.д. человек в первую очередь получает опыт общения, т.е. воспитывается. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Но классное руководство, безусловно, не сводится к проведению только классных часов один раз в неделю. Это ежедневная, постоянная работа с детьми: общение на переменах, во время дежурства по классу и школе, во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий. Всё перечисленное позволяет выявить лидеров, продолжить прививать навыки самоуправления, развивать установившиеся традиции.
Коллектив 6-го класса – сложная социально – психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим при пониженной самокритичности.
Убедить учеников в их человеческой ценности – в этом состоит первоочередная задача учителя, так как самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют успеваемость и поведение.
Программа развития воспитательной системы- это нормативно- управленческий документ, характеризующий специфику содержания внеучебной и внеклассной воспитательной работы школы, особенности организации, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса.
В системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение программы через гражданско- правовое и духовно- нравственное воспитание школьников.
В основе механизма социализации личности школьника лежит активная преобразующая деятельность детей, посредством которой происходит включение их в жизнь тех или иных сообществ, формирование социальных связей, развитие систем ценностных и социальных ориентаций.
Предлагаемая программа направлена на дальнейшее развитие воспитательной системы школы. Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.
Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.
Цель воспитательной программы:
Создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде, воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости.
Данная программа рассчитана на один год. Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
Воспитание на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию;
Формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, порядочности, доброты и др.;
Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
Совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально- экономические условия;
Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно- психического здоровья обучающихся школы, формирование здорового образа жизни;
Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
Сотрудничество с семьями обучающихся, работа с родителями;
Формирование интереса у обучающихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов. Формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;
Развитие школьного самоуправления;
Развитие материальной базы и инфраструктуры воспитательной работы.
Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся:
- Гражданско- патриотическое воспитание, Правовое воспитание и культура безопасности:
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующим самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Виды деятельности:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- читательские конференции.
- Нравственное и духовное воспитание:
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности:
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами станицы, страны;
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности, труду.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности:
- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса;
- формирование сознательного отношения к труду.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- посещение театров, музеев, выставок;
- фестивали, презентации;
- участие в субботниках, уборке кабинета.
Интеллектуальное воспитание, Социокультурное и медиакультурное воспитание, Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру иителлектуального, социокультурного развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с психологической службой;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития разных возможностей учащихся.
Формы внеклассной работы:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, экологии страны, станицы.
Виды деятельности:
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу сучащимися об экологической обстановке в настоящее время;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, марафоны;
- предметные вечера;
- беседы, дискуссии;
- дни здоровья;
- экологические акции;
- встречи с медицинскими работниками.
Воспитание семейных ценностей:
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого- педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса- педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель- ученик- родитель».
Виды деятельности:
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и ребенка.
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями и детьми;
- дни творчества.
Формирование коммуникативной культуры:
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель- ученик», «ученик- ученик», «взрослый- ребенок»;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги общения учащихся и родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дебаты.
Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год.
Работа с детьми строилась по воспитательной программе школы. Основами этой программы было следующее:
- создавать условия для раскрытия личности учащихся через осознание различных традиций;
- помощь ученику в осмыслении своего положения в классном коллективе.
Т.к. учащиеся 5- го класса перешли в основную школу из начальной, основными направлениями воспитательной работы были:
- изучение классного коллектива, индивидуальных особенностей детей, а также его сплочение и формирование дружеских отношений в нем;
- знакомство с бытовыми условиями жизни учащихся , выявление целей семейного воспитания;
- создание условий сотрудничества между учителями- предметниками, кл. руководителем, родителями и детьми.
Особое внимание уделялось организации воспитания учащихся по разным направлениям: гражданско- патриотическое, духовно- нравственное, интеллектуальное, здоровьесберегающее, экологическое, правовое и др.
Считаю, что главные задачи были выполнены. Все мероприятия, которые были намечены и дополнены, проведены. Они помогли осуществить поставленные цели и задачи воспитательной работы на 2015-2016 уч. год.
Воспитательная работа целенаправленно велась в разных направлениях. Развитию познавательных способностей и интересов учащихся способствовали проведенные интеллектуальные соревнования, игры на конкурсной основе, викторины. Дети активно участвовали в «Экологическим капустнике», тем самым показывая свои знания по экологии, активно приняли участие во Всероссийском экоуроке: «Мобильные технологии для экологии».
Знания и творчество проявляли некоторые учащиеся ( Осипов И, Евдокимова Н, Гетманская А, Аветисян К. и др.)- участвовали в предметной недели по биологии, математике. Принимали активное участие в предметных олимпиадах по русскому языку, биологии, истории, английскому языку. Среди учащихся есть те, кто занял призовые места: Осипов И, Кузнецова А, Аветисян К, Евдокимова Н, Похилько А, Гетманская А и др.
Воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения в школе и вне ее, способствовали беседы на классных часах, различного рода дискуссии. На протяжении учебного года учащиеся тесно сотрудничали с ветераном Вов.
Самоуправление в классе проходит этап становления, но уже учащиеся определились со своими обязанностями по интересам и возможностям.
Работу по сплочению классного коллектива, развитию личности, способностей учащихся, продолжить через вовлечение в коллективные творческие дела, развитие самоуправления, участие в викторинах, спортивных соревнованиях, играх и др. воспитательных мероприятиях. Особое внимание уделить воспитанию у детей чувства коллективизма, гуманизма, терпимости, товарищества, взаимоуважения, дисциплинированности, исполнительности.
Продолжить начатые традиции: чествование именинников, участие и проведение различного рода мероприятий, экскурсий; обсуждение успехов, неудач в ходе классного собрания; совместное планирование дел класса.
Психолого- педагогическая характеристика класса.
На начало учебного года (2015-2016 уч. год) в классе – 22 человека. Дети закончили 4 класс и перешли в 5 (смена классного руководителя).Из 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Возраст учащихся- 11 лет. Двое учащихся: Клизубова Виктория и Нечаев Семен по состоянию здоровья находятся на индивидуальном обучении дома.
По итогам завершения учебного года видно, что дети старались успешно трудиться в течение учебного года, некоторые в меру своих возможностей. Неуспевающих в классе нет, но 50% учащихся- слабые ученики. Отличников в классе нет, но двое учащихся (Евдокимова Н и Осипов И имеют только по одной 4 по русскому языку). Уровень обученности учащихся5 «Г» класса- 100%, качество знаний- 46%.
Социальный состав учащихся разный: много неполных семей, где ребенок воспитывается только мамой. У Лунина И большое внимание воспитанию уделяется наоборот бабушкой. В классе обучаются в основном русские дети, но 2 учащихся- армянской национальности. И на этой почве вспыхивают конфликты между Чижовым И и Аветисян К.
С дисциплиной в классе вопросов в течение учебного года не возникало, у учащихся есть желание учиться лучше. Дети учатся выделять главное в учебном материале; стремятся делать выводы при своем ответе; конкретизируют ответы одноклассников, но это не всегда получается. Учатся давать оценку своему ответу и ответу отвечающих. Учащийся класса Мартынов И часто пропускает занятия из- за болезни (бронхит, ОРВИ, грипп).
Учащиеся этого класса часто бывают невнимательными, рассеянными. Но в то же время ответственно подходят к выполнению возложенных на них поручений (уборка классного кабинета, дежурство по школе, участие в субботниках, мероприятиях, шефство над ветераном и др). За дежурство по школе отмечены грамотой.
Интересы у учащихся разносторонние. Некоторых привлекает математика (Пшеничный Д, Пузин С, Чижов И.), других- рисование ( Похилько А, Аветисян К, Гетманская А), некоторых- биология (Осипов И, Атабаев А, Кузнецова А).
Учащиеся класса готовятся к проведению кл. часов: готовят доп. материал, оформляют стенгазеты, классный уголок (отмечены грамотой- «Лучший классный уголок») тем самым реализуют свои интеллектуальные и художественные способности. В течение учебного года дети приняли участие в различных общешкольных мероприятиях: «Улыбка осени», «Планета Толерантности», «День мамы», «Новый год», «Масленица», «Наследники Победы», смотр песни и строя. Были отмечены грамотами.
Учащиеся класса для расширения своего кругозора посещают библиотеку, также посещают учреждения дополнительного образования: ЦВР (авиамоделирование), СДЮШОР (гандбол), ДШИ (рисование, фортепиано).
Родители принимают активное участие в жизни школьного коллектива: посещают родительские и общешкольные собрания, приходят на консультации, интересуются успехами детей, организуют совместно с кл. руководителем мероприятия.
Иногда на уроках дети проявляют неусидчивость, выкрикивают с места. Считаю, что в план воспитательной работы необходимо включить деятельность по формированию у учащихся навыков самореализации, самовоспитания.
Цели воспитательной работы на 2016-2017 уч. год:
- создать условия для самопознания и познания духовных ценностей как важных основ жизни человека;
- создать условия для раскрытия личности учащегося через осознание традиций семьи, своего народа;
- создать условия для жизненного самоопределения путем осознания лично значимых ценностных ориентаций.
Задачи:
- развивать у школьников потребность в самопознании как одной из основ жизненного самоопределения;
- целенаправленно обучать школьников коллективной и групповой деятельности;
- предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности ( проектной, исследовательской, художественной и др.) и разнообразных областях знаний, соединяя эти пробы с последующим самоанализом;
- развивать желание знать нравственные нормы и действовать сообразно с ними;
- содействовать развитию образованной, нравственной, гуманной, экологически грамотной личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самовыражению в обществе;
- воспитывать уважительное отношение друг другу у членов группы, помогать им в разрешении конфликтов;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, стране;
- воспитывать у учащихся чувства ответственности и справедливости;
- воспитывать чувство ответственности перед классным коллективом;
- развивать творческие и организаторские способности школьников, умения управлять и подчиняться;
- формировать у учащихся активную жизненную позицию;
- создавать максимально комфортные условия для обучения каждого ребёнка;
- помогать в составлении индивидуального учебного плана.
Ожидаемые результаты реализации воспитательной программы:
- появление у школьника чувства взрослости;
- осознание себя как личности;
- овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа;
- проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, объективно сравнивать свои результаты с успехами других.
Проблема, над которой необходимо работать в 2016 – 2017 уч.г.
«Формирование нравственных качеств личности и развитие творческой активности детей».
Сентябрь.
№ п/п
Мероприятие
Дата провед.
Ответственный
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний.
Игровая программа на площади РДК: «Вот и закончилось лето».
Организационный кл.час:
а) организационное начало учебного года;
б) распределение обязанностей среди учащихся;
в) дежурство по классу, школе;
г) соблюдение правил ТБ;
д) профилактика правонарушений: о поведении в школе, общественных местах, на уроках, на переменах, по дороге в школу и домой;
е) «конверт» предложений;
з) работа по оформлению кл. уголка.
«День борьбы с терроризмом», (Беседа о погибших в Г. Беслане).
Митинг, посвященный памяти О. Казанского.
Заседание актива класса:
а) учебная палата – заполнение дневников;
б) редколлегия – оформление классного уголка;
в) палата трудовых дел – составление графика дежурства по школе, классу, озеленение класса.
г) утверждение плана работы на I полугодие;
д) мы помним Устав школы;
е) о заседании актива класса – его решения и их выполнение;
ж) о внеклассных мероприятиях (знакомство с планом работы школы).
Акция милосердия «Ветераны живут рядом» (подготовить поздравления ветеранам ВОВ на дому. Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества).
Конкурс- смотр строя и песни.
15 мая- Международный день семьи. (Семейный праздник- «Папа, мама, я!».