Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы с трудными детьми»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЕЛАНЬ-ЧИШМА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
8 КЛАССА
2015-2016 уч. год
Составила:
Классный руководитель
Козик Мария Вячеславовна
2015 год
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания.
Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
Помощь ребенку в преодолении социально-педагогических трудностей, «перешагивании» через возникший кризис.
Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности
Подведение ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания
Привлечение ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К детям «группы риска» по медицинским показателям относятся дети, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют, состоит на учете у психоневропотолога, перенесли сложные медицинские операции, перенесли стрессы, леворукие дети (левши), и др. Дети «группы риска» по социальным критериям: дети, живущие в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), дети из малообеспеченных семей, дети из семей беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), дети имеющие проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, дети имеющие самовольные уходы из дома. Дети «группы риска» по учебно-педагогическим критериям: дети имеющие стойкую неуспеваемость, пропуски занятий или отдельных предметов без уважительных причин. Дети, имеющие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенную тревожность, употребляющие наркотические вещества, курящие, гиперактивные составляют группу «зоны риска» по поведенческим критериям.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Содержание Программы
1. Изучение проблемных детей.
Выявление детей «группы риска».
Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их деятельности.
Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.
Изучение положения ребенка в семье.
2. Оказание помощи детям «группы риска».
Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, воспитанников детских домов.
Содействие оказанию медицинской помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.
3. Организация педагогической помощи.
Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков детей.
Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.
Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений и контактов с родителями проблемных детей.
Оказание им помощи в воспитании детей.
Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.
4. Организация свободного времени.
Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.
Привлечение детей к участию в культурно - массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;
5. Профилактика правонарушений.
Сбор первичной информации о многодетных, неполных, неблагополучных семьях, об учащихся с неадекватным поведением.
Составление списка учеников, состоящих на внутришкольном контроле.
Проведение тематических классных часов.
Ранняя профилактика правонарушений в классных коллективах.
Индивидуальные беседы с трудными подростками.
6. Воспитательная работа
Воспитание гражданина России
Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.
Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав.
Ориентация в экономической деятельности и политике государства.
Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.
Воспитание семьянина
Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.
Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.
Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.
Воспитание человека Мира
Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.
Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.
Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Воспитание ученикакак образованной личности
Формирование ученика, который:
испытывает потребность в знаниях, осознаёт возможность в необходимости их приобретения для своего самоопределения;
интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры;
гордится своим учебным заведением и чувствует причастность к нему;
знает свои права и обязанности, заложенные в Уставе школы;
умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше.
Воспитание творческой индивидуальности
Создание условий для развития ребёнка в любой из социальных сфер.
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.
7. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
Индивидуальные беседы с «трудными учащимися» работниками правоохранительных органов.
Проведение бесед с учащимися, склонными к курению и правонарушениям.
Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.
Анкетирование «трудных» учащихся.
Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».
Составление программ компенсации, коррекции, дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.
8. Работа с родителями.
Консультации для родителей с социальным педагогом и школьным психологом.
Приглашение работников ГОВД на родительские собрания.
Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей.
Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Организация работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»
План работы с трудными детьми
Период
Направления работы
Создание условий для получения основного общего и среднего образования
Охрана детства, опека и
попечительство
Педагогическая работа по
предупреждению правонарушений и преступлений
Охрана здоровья школьников
Работа по профилактике
безнадзорности, суицида и
употребления ПАВ
Родительский лекторий
Сентябрь
1. Обновление кар-тотеки на опекаемых и обучающихся, состо-ящих на учете (ВШК, ПДН, КДН).
2. Составление соци-ального паспорта шко-лы на 2013 – 2014 учебный год.
3. Вовлечение обу-чающихся группы риска в кружки.
4. Организация горяче-го питания для обу-чающихся из мало-обеспеченных семей.
5. Организация ежед-невного контроля про-пусков уроков.
1. Посещение
опекаемых детей с целью выяс-нения их усло-вий жизни.
2. Контроль пи-тания опекаемых детей.
1. Постановка на школьный учет обучающихся из семей, находящих-ся в СОП.
2. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН).
Классный час «Здоровый образ жизни - главное условие профи-лактики возник-новения вредных привычек»
(9 класс).
Октябрь
1. Выявление обуча-ющихся, уклоняющих-ся от учебы.
2. Учет и анализ ис-пользования свобод-ного времени обучаю-щихся.
3. Организация помо-щи детям в выборе занятий по интересам.
4. Контроль пропусков уроков.
1. Контроль пи-тания опекаемых детей.
2. Привлечение опекаемых детей для занятий в кружки.
1. Оказание помо-щи «трудным» обучающимся в выборе занятий по интересам (кружки).
2. Организация и проведение инди-видуальных бесед по теме: «Правона-рушения и прес-тупления».
Беседа
«Почему необходимо соблюдать режим дня».
(1 – 5 классы).
Общешкольное мероприятие «День здоровья».
Беседа «Насилие. Не допустить беды»
(1 – 9 классы)
5 класс
«Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Ноябрь
1. Рейд «Каникулы».
2. Контроль пропусков уроков.
1. Контроль пи-тания опекаемых детей.
2. Индивидуаль-ная работа с опекунами по оказанию помо-щи в воспитании детей.
1. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН).
2. Тематическая работа с клас-сными руководи-телями. Ведение дневников наб-людения за «труд-ными детьми».
Выставка рисунков «Курить и пить – здоровью вредить»
Анкета
«Вы и курение»
(7 – 9 классы).
Встреча обучающихся с инспектором ПДН
«Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»