Классный час «Азбука витаминов»
Виды витаминов
Слайд 1 (стихи)
1.В огороде для Полины
Поспевают витамины.
Вот висят на каждой ветке
Разноцветные таблетки:
2. Ярко-красные - малина,
Рыжеватые - рябина;
Синие - ирги горошки,
Да смородины серёжки -
Алые, блестящие.
Пробуй - настоящие!
3. У Андрюшки – апельсины.
У Павлушки – виноград.
А у Маши – мандарины.
Каждый фрукту очень рад!
Витамины, витамины
Очень важны для ребят.
Ест бананы Глеб, ест Нина.
А Серёженька - гранат.
4. Кто такие витамины?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
Рассмотрю-ка их в окрошке,
Через дедовы очки -
Кто они? Соринки? Мошки?
Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят?!
Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка -
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока!
Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Слайд 2
Витамин А – защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно и поддерживает остроту зрения.
Витамином А богаты печень, яйца, сливочное масло, молоко, рыбий жир, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха. При нехватке витамина А в организме человека развивается болезнь под названием «куриная слепота» (при отсутствии дневного света человек ничего не видит).
Слайд 3
Стих
Слайд 4
Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам.
Витамина С больше всего в шиповнике, апельсинах, черной смородине, абрикосах, клюкве, капусте, зеленом луке, красном перце, помидорах. В продуктах животного происхождения его почти нет. При нехватке витамина С развиваются болезни под названием «цинга», носовое кровотечение, нарушается рост и развитие костей.
Слайд 5
Стих
Слайд 6
Витамин РР. Защищает кожу и слизистые оболочки, поднимает настроение. Содержится в мясе, яйцах, молоке, фасоли, фруктах, овощах. При нехватке этого витамина развивается «пеллагра». Поражается кожа. Она сильно шелушится, появляются долго незаживающие язвы. У детей может развиться умственная отсталость. Особенно это относится к людям, которые употребляют однообразную пищу.
Слайд 7
Витамины группы В, а также фолевая кислота препятствуют развитию малокровия.
Витамины группы В: незаменимы для умственного развития, для дыхания и роста клеток, предохраняют от судорог и укачивания, понижают риск сердечных заболеваний. Витамины группы В содержаться в молочных продуктах, крупах, мясе, яйцах, рыбе, свекле, зелени, хлебе. При недостаточном количестве этого витамина развивается одно из заболеваний «бери-бери» (полиневрит) – поражение нервной системы.
Слайд 8
Стих
Слайд 9
Витамин D обеспечивает усвоение кальция. Очень необходим нашим зубам и костям, предохраняет от рахита и туберкулёза. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени рыб, икре, в малом количестве в яичном желтке. Также витамин D поступает к нам в организм с солнечными лучами. При нехватке этого витамина развивается тяжёлое заболевание с разрушением костей и нарушением нервной системы, рахит.
Слайд 10
Стих
Слайд 11
Витамин Е защищает организм от повреждающего воздействия радиации и ядовитых веществ, препятствует преждевременному изнашиванию организма (старению клеток). Защищает сердце и органы кровообращения. Его ещё называют витамином роста. Содержится в подсолнечном масле, яичном желтке, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, черноплодной рябине, крупах (гречке, овсянке). Нехватка витамина Е вызывает преждевременное старение человека.
Содержится в подсолнечном масле, яичном желтке, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, черноплодной рябине.
Слайд 12
Витамины и организм человека
Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном наборе и количествах.
Недостаток витаминов сказывается на снижении сопротивляемости заболеваниям, ухудшении зрения, ослаблении костей и мышц.
Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком. Чтобы человек был здоров, его рацион должен быть сбалансирован.
В рационе каждого второго школьника не хватает витамина С, а каждого третьего – витаминов А и Е.
Микроэлементы
В пище помимо питательных веществ содержатся также микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод, золото и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов.
У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращая задержку развития у детей и умственную заторможенность у взрослых.
Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, орехах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения – коровьем молоке, яйцах, рыбе и др.
Слайд 13
На экологическом кружке нами был проведены 2 опыта:
Опыт 1.
Определение витамина А в подсолнечном масле.
Для этого были взяты разные сорта подсолнечного масла:
1.
2.
3.
4
5.
Затем в пробирки налили по 1 мл подсолнечного масла и добавили 2-3 капли 1%-ного раствора FeCl3. Опыт проводили в обычном состоянии и при нагревании масла. При наличии витамина А должно было появиться ярко-зеленое окрашивание, но в обычном состоянии цвет масла не изменился, а в нагретом состоянии были только «следы» наличия витамина (бледно-зеленое окрашивание).
Вывод: в подсолнечном масле витамина А практически нет.
Слайд 14
Опыт 2.
Определение витамина С в соке.
Для этого были взяты разные соки разных торговых марок:
1.
2.
3.
4.
5.
Затем в пробирки налили по 2 мл сока и добавили воды на 10 мл. затем влили немного крахмального клейстера (1г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляли 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 сек. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
В процессе опыта сок во всех пробирках был интенсивно (сильно) окрашен в синий цвет, особенно яблочный сок, что говорило о наличии в них витамина С.
Вывод: нужно пить соки, так как они богаты витамином С.
Слайд15
А теперь мы предлагаем кроссворд, разгадав который вспомним, в каких продуктах содержатся указанные витамины и микроэлементы.
Слайд 16
1.С детства всем всегда твердили:
Нужны для жизни витамины!
Морковку кушай, жуй салат
И будешь ты здоров и рад!
2.Чтобы расти здоровыми, красивыми
Должны мы подружиться с витаминами.
Их очень много - целый алфавит
И каждый витамин по своему звучит.
3."А"-служит для сиянья наших глаз,
"В" -будут нервы крепкие у нас,
"С" -полезен для зубов и для костей
Им даже можно угощать гостей.
4."D"-словно лучик солнышка весеннего
Хорошее подарит настроение.
Сердечку бодрому и чтобы не скучали
Нам нужен "Р" - он есть в зеленом чае.
Есть и еще ряд, которые играют определенную роль в жизнедеятельности организма. Для предупреждения гиповитаминозов рекомендуется разнообразное питание при обязательном включении в пищу достаточного количества продуктов растительного происхождения.
Будьте здоровы!
Рефлексия «Поставь оценку»
Прежде чем уйти с классного часа, поставьте оценку своему здоровью, напишите свою фамилию и имя в круге под определенной оценкой (варианты на доске в бумажных смайликах под оценками 3,4, 5)
7