Просмотр содержимого документа
«Адаптация первокурсников к новой учебной среде»
Адаптация первокурсников к новой учебной среде
Колледж права и бизнеса г. Семей
Уразбаева К.Т.
Кандидат физико –математических наук,доцент
Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения новых специалистов нужны действительные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности обучающихся.
Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации обучающихся, одной из разновидностей социальной адаптации. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей обучающегося освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в колледж . Начало занятий и устройство быта означает включение обучающегося в сложную систему адаптации.
В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.
Адаптация (от латинского adaptation – приспособлять) – приспособление организма к изменяющим внешним условиям среды.
В любом учебном заведении первокурсники сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптаций, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья и успеваемости.
Процессе адаптации к учебной деятельности, связан с ломкой прежних стереотипов, поведения что может на первых порах вызвать и сравнительно низкую успеваемость, ряд трудностей обучающихся , таких как:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,
- неопределенность мотивации выбора профессии,
- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,
- отсутствие навыков самостоятельной работы,
- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,
- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.
П.А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление обучающихся нового в процессе, которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, признание к избранной профессии, рациональной коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Адаптировать нужно:
К учебному процессу.
К новому коллективу.
На протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профессии.
К новым условиям жизни.
К новым отношениям с родителями.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Проходит не мало времени, прежде чем обучающийся приспособится к условиям обучения.
Целенаправленная индивидуальная работа преподавателей нашего колледжа (психолога, кураторов групп, педагогического коллектива) проводит работу и с семьями первокурсников, как с самой главной группой поддержки обучающегося.
Причиной трудностей адаптационного периода может быть различна по происхождению. Одни объективно неизбежны (взаимоотношение с новым коллективом, с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания.
Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у обучающихся и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации
Список литературы :
1.Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. –2014г.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся "
["seo_title"] => string(168) "sotsial-no-psikhologhichieskaia-adaptatsiia-studientov-piervogho-kursa-obuchieniia-v-usloviiakh-vuza-kak-faktor-profiessional-nogho-i-lichnostnogho-rosta-uchashchikhsia"
["file_id"] => string(6) "235445"
["category_seo"] => string(9) "psihologu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1443710625"
}
}