kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка проекта "Адаптация студентов - первокурсников в колледже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

ТЕМА: Адаптация студентов-первокурсников в колледже

 

Тема проекта: «Адаптация студентов-первокурсников в колледже»

База реализации проекта: ГБПОУ «Строгановский колледж» Частинский филиал, студенты первого курса. Группа №21 по специальности Коммерция (по отраслям).

Цель проекта: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов группы №21 к обучению в колледже, дать соответствующие рекомендации, преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести анкетирование.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.

4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

5. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в  колледже.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с преподавателями и родителями.

  Сроки реализации: 1 год

 

 

 

Основные этапы проекта:

№ этапа

Вид работы

Время проведения

1.

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

9 Октября

2.

Работа с родителями (родительское собрание)

Октябрь

3.

Ознакомление студентов с рекомендациями. 

Ноябрь

 4.

Повторная диагностика

12 Января

5.

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными студентами

Январь

 

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

 Задача колледжа в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

 Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

 Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

 Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

 В нашем колледже, в своей группе №21, я провела исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первого курса, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

 Вопросы были составлены студентами для 1 курса. Были поделены на блоки.

 

 

Вывод

     Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к  условиям обучения в колледже.

 И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, а задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.

     Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний. Адаптация у студентов группы №21 прошла успешно.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проекта "Адаптация студентов - первокурсников в колледже"»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»


УТВЕРЖДАЮ

Зав. Частинским филиалом ГБПОУ

«Строгановский колледж»

_________________ И.Н. Голдобин

9 октября 2015 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

ТЕМА: Адаптация студентов-первокурсников в колледже







Исполнитель: ________ О.П. Терёхина

(подпись) (И.О.Фамилия)











г. Очер, 2015

Тема проекта: «Адаптация студентов-первокурсников в колледже»

База реализации проекта: ГБПОУ «Строгановский колледж» Частинский филиал, студенты первого курса. Группа №21 по специальности Коммерция (по отраслям).

Цель проекта: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов группы №21 к обучению в колледже, дать соответствующие рекомендации, преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести анкетирование.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.

4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.

5. Провести повторное исследование.

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в колледже.

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с преподавателями и родителями.

Сроки реализации: 1 год




Основные этапы проекта:

этапа

Вид работы

Время проведения

1.

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

9 Октября

2.

Работа с родителями (родительское собрание)

Октябрь

3.

Ознакомление студентов с рекомендациями. 

Ноябрь

4.

Повторная диагностика

12 Января

5.

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными студентами

Январь



Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

 Задача колледжа в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

 Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

 Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

 Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

 В нашем колледже, в своей группе №21, я провела исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первого курса, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

 Вопросы были составлены студентами для 1 курса. Были поделены на блоки.

Анализ анкетирования от 09 октября 2015 г

 I БЛОК – отношение к колледжу.

1. Почему вы выбрали колледж для своего профессионального обучения.

7 чел – ответили – это мой личный выбор

1 чел – узнал от знакомых, друзей

1 чел – повлияли родители

2. Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в колледже?   

7 чел – ответили – желание получить выбранную мной специальность

2чел – специальность соответствует моим интересам

4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

6 чел – ответили – да (испытывали тревогу)

3 человека – ответили –нет

3. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
4 чел – ответили - все вышеперечисленные

4 человека – ответили – целеустремленность, ответственность

1 человек – ответил – терпимость

1 человек – ответил – сила воли

1 человек – ответил – активность

4. Какие трудности вы сейчас испытываете?
5 чел – ответили –ни каких трудностей не испытываю

4 человека - ответили - в учебе, в условиях обучения

5. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
9 человек - ответили - да

6. Вы с желанием идете в колледж?

  1. человек - ответили - да



7. Что вы скажите о своей учебе?

  1. человек - ответили – Учусь с удовольствием

4 человека - ответили – Учусь, так как это необходимо для моего будущего

8. Самые интересные предметы

Математика, история – 1 раз перечислили

Литература, физкультура, экономика, русский язык, физика, география

9. По сравнению со школой:

6 человек - ответили - стали учится лучше

3 человека - ответили – все осталось без изменений

II блок Отношения с преподавателями

10. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

8 чел – ответили – да

1 человек - частично

III отношения к жизни

11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

8 человек - ответили - здоровье

  1. человека - ответили – материальное благополучие

2 человека - ответили - уважение окружающих

1 человек - ответил - удовольствие, развлечения

IV взаимоотношения с группой

12. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе

8 чел – ответили – мы все хорошо общаемся
1 человек – ответил - мы общаемся, но в мини-группах

V организация дел

13. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

3 человека - ответили - активно участвую

2 человека - ответили - не участвую совсем

4 человека - ответили - изредка участвую

14. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

1 человек - ответил - вокальный

2 человека - ответили - спортивные секции

5человек - ответили - танцевальный кружок

1 человек - театральный



 Анкета «Классный руководитель глазами студента»

 

 В данной анкете требовался развернутый ответ на 3 вопроса.

1. какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?

2. Назовите наиболее характерные черты вашего классного руководителя

3. Что бы вы хотели изменить в работе своего классного руководителя?

 Из наиболее интересных ответов на вопросы.

На 1 вопрос - за этот период помогла встать на верный путь. Большую, играет роль наставника.

На 2 вопрос – добрая, умная, строгая, чуткая, умеет выслушать,

На 3 вопрос – разлюбить классные часы, чаще общаться со студентами.



 Анализ анкетирования от 12 января 2016 г

Анализ анкетирования по теме «Адаптация студентов в колледже»

Приняли участие 9 человек

1. Почему вы выбрали колледж для своего профессионального обучения.

8 чел – ответили – это мой личный выбор

1 чел – узнал от знакомых, друзей

2. Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в колледже?   

7 чел – ответили – желание получить выбранную мной специальность

1чел – специальность соответствует моим интересам

1 чел – мнение родственников, знакомых

3. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

9 чел – ответили – да

4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

5 чел – ответили – да (испытывали тревогу)

4 человека – ответили –нет

5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе

8 чел – ответили – мы все хорошо общаемся
1 человек – ответил - мы общаемся, но в мини-группах

6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
5 чел – ответили - все вышеперечисленные

4 человека – ответили – целеустремленность, ответственность

1 человек – ответил – терпимость

1 человек – ответил – сила воли

1 человек – ответил – активность

7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
5 чел – ответили –ни каких трудностей не испытываю

3 человека - ответили - в учебе, в условиях обучения

1 человек – в общении

8. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

3 человека - ответили - активно участвую

2 человека - ответили - не участвую совсем

4 человека - ответили - изредка участвую

9. После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
9 человек - ответили - да

10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

1 человек - ответил - вокальный

2 человека - ответили - спортивные секции

5человек - ответили - танцевальный кружок

1 человек - театральный

11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

8 человек - ответили - здоровье

  1. человека - ответили – материальное благополучие

2 человека - ответили - уважение окружающих

1 человек - ответил - удовольствие, развлечения

12. Вы с желанием идете в колледж?

  1. человек - ответили - да



13. Что вы скажите о своей учебе?

  1. человек - ответили – Учусь с удовольствием

5человека - ответили – Учусь, так как это необходимо для моего будущего

14. Самые интересные предметы

Математика, история – 1 раз перечислили

Литература, физкультура, экономика, русский язык, физика, география

15. По сравнению со школой:

6 человек - ответили - стали учится лучше

3 человека - ответили – все осталось без изменений





Вывод

Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.

И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, а задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний. Адаптация у студентов группы №21 прошла успешно.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка проекта "Адаптация студентов - первокурсников в колледже"

Автор: Терёхина Ольга Петровна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304671

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства