МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
ТЕМА: Адаптация студентов-первокурсников в колледже
Тема проекта: «Адаптация студентов-первокурсников в колледже»
База реализации проекта: ГБПОУ «Строгановский колледж» Частинский филиал, студенты первого курса. Группа №21 по специальности Коммерция (по отраслям).
Цель проекта: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов группы №21 к обучению в колледже, дать соответствующие рекомендации, преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести анкетирование.
Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации.
2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.
3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.
4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.
5. Провести повторное исследование.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в колледже.
Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с преподавателями и родителями.
Сроки реализации: 1 год
Основные этапы проекта:
№ этапа
Вид работы
Время проведения
1.
Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)
9 Октября
2.
Работа с родителями (родительское собрание)
Октябрь
3.
Ознакомление студентов с рекомендациями.
Ноябрь
4.
Повторная диагностика
12 Января
5.
Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными студентами
Январь
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача колледжа в этот сложный для молодого людей период помочь им как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.
Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.
В нашем колледже, в своей группе №21, я провела исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первого курса, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.
Вопросы были составлены студентами для 1 курса. Были поделены на блоки.
Вывод
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, а задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний. Адаптация у студентов группы №21 прошла успешно.