Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся
Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся
Адаптационные процессы на сегодняшний день интенсивно изучаются в российском обществе в различных сферах функционирования человека [1].
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [2].
Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности [3].
Наше исследование, проводилось на базе Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева в психологической лаборатории, посвященное изучению социально-психологической адаптации и разработки эффективных рекомендаций или мероприятий по психологическому сопровождению в период адаптации первокурсстников, исследованием охвачены студенты первых курсов «Социально-психологического факультета» и «Филологического факультета».
Нами был подобран следующий диагностический пакет:
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности. Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, т.е. личностной.
САН (самочувствие, активность, настроение) был разработан сотрудниками Московского медицинского института им. И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьев, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай. Определение функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени.
В результате нами было установлено….
Анализ и интерпретация результатов теста направленного на исследование САН
Рис.1 результаты по методике «САН (самочувствие, активность, настроение)».
По шкале самочувствие у 75% студентов ФФ присутствует сила, здоровье, расслабленное, спокойное, бодрое состояние, энергичность. 25% студентов свойствен средний уровень (утомление, обессиленность, рассеянность), а вот у 60% студентов СПФ присутствует сила, здоровье, расслабленное, спокойное, бодрое состояние, энергичность. 20% студентов свойствен средний уровень (утомление, обессиленность, рассеянность) и с низким уровнем самочувствия 20% (плохое самочувствие, сонливость, вялость, напряженность).
Рис.3 результаты исследования самочувствия студентов.
По шкале активности у СПФ и ФФ средний (изнуренность, работоспособность), 25% низкий уровень активности (безынициативность, безучастность в процессе, пассивность), высокий уровень активности выявлен у 25% (активность, быстрота реагирования, выносливость в осуществлении деятельности).
Рис.4 результатыисследования активности студентов.
По шкале настроение студентов СПФ (67%) и ФФ(100%) с высоким уровнем выявлено 67% (повышенный фон настроения, оптимистичность, жизнерадостность, восторженность, веселость), средний уровень у ФФ (26%) (возбужденность, тревожность, апатия) и низкий уровень у СПФ (7%) респондентов (подавленность, уныние, мрачность, не здоровье, печаль).
Рис.5 результаты исследования настроения студентов.
Анализ и интерпретация результатов теста направленного на исследование тревожности
Рис. 6 результаты по «Шкале реактивной (ситуативной) и личностной тревожности».
По результатам исследования СПФ и ФФ имеют 100% высокий уровень личностной тревожности, 50% ситуативной тревожности у ФФ группы и 80% у студентов СПФ, а это значит, что у испытуемых наблюдается напряжение, беспокойство, озабоченность. Студенты ожидают негативной оценки со стороны окружающих.
Рис.7результаты по личностной тревожности студентов 1 курса.
У 50% студентов ФФ и 20% студентов СПФ действуют адекватно ситуации, не воспринимают обучение в академии как угрожающее.
рис.8 результаты по реактивной тревожности студентов 1 курса.
Проведенная работа указывает на то, что для профилактики студентов 1 курса необходимо:
Направить работу на повышение адаптивности.
Провести беседу с кураторами.
Психологическое консультирование (по запросу студента или куратора).
Так же можно провести и групповые мероприятия для преодоления тревожности и повышение настроения студентов 1 курса:
Коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление тревожности (проведение мероприятий «Я и моя группа», «Я и вуз»).
Проведение работы, направленной на повышение активности студентов («Я и моя будущая профессия»).
О реализации практических психологических мероприятий
Литература
Морозов Е.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в условиях вуза: результаты реализации научно-исследовательского проекта / Е.А.Морозов, М.И.Чернова, Е.Н.Чеканова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 208 с.
Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся »
Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся
Адаптационные процессы на сегодняшний день интенсивно изучаются в российском обществе в различных сферах функционирования человека [1].
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [2].
Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности [3].
Наше исследование, проводилось на базе Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева в психологической лаборатории, посвященное изучению социально-психологической адаптации и разработки эффективных рекомендаций или мероприятий по психологическому сопровождению в период адаптации первокурсстников, исследованием охвачены студенты первых курсов «Социально-психологического факультета» и «Филологического факультета».
Нами был подобран следующий диагностический пакет:
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности. Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, т.е. личностной.
САН (самочувствие, активность, настроение) был разработан сотрудниками Московского медицинского института им. И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьев, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай. Определение функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени.
В результате нами было установлено….
Анализ и интерпретация результатов теста направленного на исследование САН
Рис.1 результаты по методике «САН (самочувствие, активность, настроение)».
По шкале самочувствие у 75% студентов ФФ присутствует сила, здоровье, расслабленное, спокойное, бодрое состояние, энергичность. 25% студентов свойствен средний уровень (утомление, обессиленность, рассеянность), а вот у 60% студентов СПФ присутствует сила, здоровье, расслабленное, спокойное, бодрое состояние, энергичность. 20% студентов свойствен средний уровень (утомление, обессиленность, рассеянность) и с низким уровнем самочувствия 20% (плохое самочувствие, сонливость, вялость, напряженность).
Рис.3 результаты исследования самочувствия студентов.
По шкале активности у СПФ и ФФ средний (изнуренность, работоспособность), 25% низкий уровень активности (безынициативность, безучастность в процессе, пассивность), высокий уровень активности выявлен у 25% (активность, быстрота реагирования, выносливость в осуществлении деятельности).
Рис.4 результатыисследования активности студентов.
По шкале настроение студентов СПФ (67%) и ФФ(100%) с высоким уровнем выявлено 67% (повышенный фон настроения, оптимистичность, жизнерадостность, восторженность, веселость), средний уровень у ФФ (26%) (возбужденность, тревожность, апатия) и низкий уровень у СПФ (7%) респондентов (подавленность, уныние, мрачность, не здоровье, печаль).
Рис.5 результаты исследования настроения студентов.
Анализ и интерпретация результатов теста направленного на исследование тревожности
Рис. 6 результаты по «Шкале реактивной (ситуативной) и личностной тревожности».
По результатам исследования СПФ и ФФ имеют 100% высокий уровень личностной тревожности, 50% ситуативной тревожности у ФФ группы и 80% у студентов СПФ, а это значит, что у испытуемых наблюдается напряжение, беспокойство, озабоченность. Студенты ожидают негативной оценки со стороны окружающих.
Рис.7результаты по личностной тревожности студентов 1 курса.
У 50% студентов ФФ и 20% студентов СПФ действуют адекватно ситуации, не воспринимают обучение в академии как угрожающее.
рис.8 результаты по реактивной тревожности студентов 1 курса.
Проведенная работа указывает на то, что для профилактики студентов 1 курса необходимо:
Направить работу на повышение адаптивности.
Провести беседу с кураторами.
Психологическое консультирование (по запросу студента или куратора).
Так же можно провести и групповые мероприятия для преодоления тревожности и повышение настроения студентов 1 курса:
Коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление тревожности (проведение мероприятий «Я и моя группа», «Я и вуз»).
Проведение работы, направленной на повышение активности студентов («Я и моя будущая профессия»).
О реализации практических психологических мероприятий
Литература
Морозов Е.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в условиях вуза: результаты реализации научно-исследовательского проекта / Е.А.Морозов, М.И.Чернова, Е.Н.Чеканова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 208 с.
Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.