kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восприятие школьного пространства обучающимися.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проектированию школьной среды. Сформулированы подходы и принципы проектирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восприятие школьного пространства обучающимися.»

Восприятие школьного пространства обучающимися.

Жеребятьева Екатерина Игоревна

МАОУ СОШ №4

учитель начальных классов

Россия, г.Тамбов

[email protected]



Аннотация

Статья посвящена вопросу проектирования школьной среды как фактора становления личностного пространства школьника. Предпринята попытка определения понятия личностного пространства, анализа первых шагов в рамках формирования личностно-развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе. Сформулированы подходы и принципы проектирования и реализации условий, способствующих становлению личностного пространства каждого школьника.

Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру. В школе мы находим первых настоящих друзей и первую любовь. Школа - это то место, где мы переживаем первые радости побед и пытаемся скрывать горькие слёзы поражений. Школа учит нас преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом. В школе проходит множество мероприятий – интеллектуальных, спортивных и развлекательных. Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Личностное пространство ученика рассматривается как совокупность объектов, явлений окружающего мира, личностно-значимых для него, и обусловленная этой совокупностью деятельность школьника по освоению жизненного пространства. Однако, образовательная среда является более широким понятием, чем личностное пространство, которое аккумулирует в себе личностно-значимые элементы среды, выстраивая в соответствии с ними свою жизнедеятельность. С данной позиции задача школы - наполнить среду содержанием, в котором каждый ученик сможет обрести собственное личностное пространство. В этом случае появляется возможность управлять процессом развития личности более эффективно.

Разрабатывать проект по созданию личностно-развивающего образовательного пространства я считаю необходимо с экспертизы школьной среды. В этом несомненно помогают методики «Программно-диагностического комплекса для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений» (Ясвин, Рыбинская, Белова, & Дробнов, 2013), в частности, методика экспертизы школьной среды.

О том, что за последние десятилетия дети очень изменились, говорится много. Исследования показывают, что современные дети в большинстве своем не способны вписаться в рамки традиционной системы образования, не нанося вреда для своего развития. В ходе вынужденного подчинения стандартизированным канонам происходит невосполнимая "ломка" их индивидуальности и потеря творческой самобытности. При этом одни смиряются, плывут по течению и пополняют ряды инфантильного общественного балласта. И это не зависит от учебных результатов; сегодня даже термин придумали для вчерашних школьных отличников и хорошистов, не способных состояться в жизни, - "обученная беспомощность". Другие, более эмоционально крепкие, прибегают к другим крайностям. Их творческий потенциал, жизненная энергия не находят выхода и приобретают форму протеста против всего и всех. Понять этот феномен помогает высказывания Э. Фромма: «Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению. Психологическое напряжение имеет такую силу, что в случае, когда человек не может объединить себя с миром в активе творчества, зарождается побуждение к разрушению этого мира ..., альтернатива очевидна - создавать или разрушать».

В связи с внедрением стандартов второго поколения в нашем образовании, возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учителя, с отличием межпредметности от метапредметности. Сразу отказаться от традиционной школы трудно, поэтому на первом этапе учитель должен искать рациональные пути внедрения ФГОС.

Главной целью современной образовательной системы является формирование личности, способной сознательно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, общества в целом. При этом личность рассматривается как субъект реализации собственной жизненной стратегии, разрабатывает и осуществляет творческие проекты по основным направлениям жизненного самоопределения:

Я - человек

Я - гражданин

Я - индивидуальность

Я – мыслитель

Необходимым условием развития творческих способностей личности выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в школах, которая создаётся с опорой на следующие принципы:

– адаптивности, т. е. создание учреждения, которое, с одной стороны, максимально адаптировано к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды;

– развитие, предполагающие создание условий для реализации способностей обучающихся;

– психологической комфортности, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, стимулирующей творческую активность атмосферы;

– смыслового отношения к миру, осознанных знаний об окружающем мире;

– ориентировочной функции знаний, помогает ученику преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П. П. Блонский);

– обучения деятельности, ставить цели и определять задачи, контролировать и корректировать ход их выполнения;

– креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и жизненных задач.

На самом деле путей для создания образовательного пространства для наших учеников много. И дорогу осилит только тот учитель, который будет идти вперёд.

Список использованных источников.

1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в

развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. –

1995. – № 4. – С. 29-36.

2. Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство

гражданского воспитания младших школьников [Текст] / Е. В. Баталыгина //

Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 57-60.

3. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное

пространство России: история, теория, основы проектирования [Текст] / В. П.

Борисенков. – М. : Педагогика, 2006. – 464 с.

4. Булин-Соколова, Е. И. Рекомендации по модернизации

образования в начальной школе [Текст] / Е. И. Булин-Соколова. – М. : ГУ

ВШЭ, 2001. – 164 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Восприятие школьного пространства обучающимися.

Автор: Екатерина Игоревна Жеребятьева

Дата: 02.02.2022

Номер свидетельства: 599461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»"
    ["seo_title"] => string(125) "dokladdliaobshchieshkolnoghoroditielskoghosobraniianatiemurolizobrazitielnoghoiskusstvavrazvitiilichnostiobuchaiushchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "293635"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455524257"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год. "
    ["seo_title"] => string(159) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-obuchaiushchikhsia-2-4-klassov-radugha-srok-riealizatsii-1-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402752609"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока "Boys and girls – different brains=different education?" "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-boys-and-girls-different-brains-different-education"
    ["file_id"] => string(6) "140694"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417982968"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Развитие хореографических навыков у детей школьного возраста". "
    ["seo_title"] => string(71) "razvitiie-khorieoghrafichieskikh-navykov-u-dietiei-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "192268"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427441448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства