Внеклассное занятие "Культура поведения начинается с детства"
Внеклассное занятие "Культура поведения начинается с детства"
Культура начинается с детства. Научить ребёнка слышать, видеть, чувствовать прекрасное и эмоционально на него откликаться – это то, что так нужно человеку в его дальнейшей жизни. Воспитанию личности ребёнка, развитию его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей способствует музыкально-танцевальная деятельность.
Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Культура поведения начинается с детства"»
Широкова Елена Ивановна
Ржевская Татьяна Евгеньевна
МОУ ДОД "Детская школа искусств №6", г.Томска
Игровая деятельность – путь к детскому творчеству
Культура начинается с детства. Научить ребёнка слышать, видеть, чувствовать прекрасное и эмоционально на него откликаться – это то, что так нужно человеку в его дальнейшей жизни. Воспитанию личности ребёнка, развитию его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей способствует музыкально-танцевальная деятельность.
Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Отсюда возникает необходимость таких форм работы, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание урока и так же активно участвовать в творческом самовыражении. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие преподавателю в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. В рамках игры возможно решить практически все образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка.
Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и взросления детей в наше время. Игра выполняет все важнейшие функции детства: коммуникативную, креативную, воспитательную, образовательную, познавательную, рекреационную, гиденистическую (удовольствия). Настоящая игра для ребёнка – это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными. Именно в игре развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения – самосознание, воля и произвольность, целеустремлённость, способность планирования и последовательности действий. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. Особенность игр, проводимых на занятиях хореографии – музыкальное сопровождение (вокальное, инструментальное). Б.М.Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции, содействует подъёму настроения. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более чёткими и энергичными, либо плавными и выразительными, в зависимости от её характера. Музыка организует, помогает двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю такта, высоту звучания, динамику, темп. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Согласованность текста с музыкой, движением способствует детскому перевоплощению, проявлению большей самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика). Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах:
- физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;
- психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений;
- педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм) и координации движений;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- формирование эстетическое отношения к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.
Игровой материал рекомендуем использовать в каждой части урока: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.
Особое внимание следует уделять следующим играм:
- развивающим выразительность жестов;
- формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;
- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;
- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жеста.
Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.
Предлагаем игровой материал, который может быть использован на занятиях ритмики в ДШИ, на музыкальных занятиях в детских садах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
«Карусель» Музыкальное оформление: Ю. Иванков «Карусель».
Игра направлена на развитие вокально-слуховой и двигательно-слуховой координации, образно-действенной памяти, учит детей действовать по подражанию.
Ход игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки.
Закружилась карусель, Дети поют и двигаются по ходу часовой
Заиграй, шарманка. стрелки по кругу.
Ты медведь, а я газель,
А я обезьянка.
8 тактов (без слов). Продолжая движение по кругу, изображают медведя, скашивая стопы внутрь, округлив руки и покачиваясь из стороны в сторону.
8 тактов (без слов). Дети двигаются по кругу, подпрыгивая как газель.
8 тактов. Изображают движения и крики обезьяны, повторяя за преподавателем.
А за ними серый кот, Дети поют и двигаются по кругу,
Носорог рогатый, взявшись за руки.
Толстокожий бегемот,
Серый волк горбатый.
8 тактов. Продолжая движение по кругу, первые 4 такта изображают кота, выпускающего когти: произносят «Фыр-фыр», энергично сжимая и разжимая кулаки. Следующие 4 такта - царапающегося кота: произносят «Мяу-мяу», выводя поочерёдно руки вперёд круговыми движениями.
8 тактов (без слов). Дети идут по кругу, изображая носорога (правая рука – рог, левая – хвост).
8 тактов (без слов). Продолжая движение в том же направлении, изображают бегемота: наклонив корпус вперёд, двигаются переваливаясь с ноги на ногу топающим шагом.
8 тактов. Дети изображают движения и рычание волка, повторяя за преподавателем.
Закружилася лиса, Дети поют и двигаются по кругу,
Белка заскакала. взявшись за руки.
Наша песня хороша –
Начинай сначала.
8 тактов (без слов). Поворачиваясь вокруг себя, дети изображают лису («моют лапкой мордочку», «чистят хвостик»).
8 тактов (без слов). Двигаясь по кругу лёгким бегом, приложив кисти рук к голове, дети изображают белочку с ушками-кисточками.
Закружилась карусель, Дети, взявшись за руки, двигаются по
Заиграй, шарманка. кругу и поют. На последние слова
Ты медведь, а я газель, останавливаются, разворачиваются
Игра-импровизация направлена на побуждение к самостоятельному творческому проявлению через движение, развитие слухового внимания, учит различать характер музыки и передавать его через движение.
Ход игры: без предварительного прослушивания, звучит музыкальная фраза одного из произведений. Дети вместе с преподавателем двигаются под музыку в любом направлении, подбирая движения по характеру соответствующей мелодии. По окончанию музыки дети «замирают» в любой необычной позе и не двигаются до тех пор, пока не зазвучит следующая мелодия.
Как вариант можно вводить ведущего, который, наблюдая за импровизацией детей, выбирает лучшего танцующего.
«Пассажиры и пешеходы» Музыкальное оформление: Л. Бетховен «Рондо-каприччио», Л. Бетховен «Турецкий марш».
Игра способствует развитию у детей реакции на смену характера музыки, умению ориентироваться в пространстве, учит согласовывать свои движения с музыкой и с движениями других детей.
Ход игры: выбирается ведущий – «водитель автобуса», который будет задавать траекторию движения (диагональ, квадрат, круг, змейка и т.д.). Преподавателем объявляется посадка - присоединяясь к ведущему, дети- «пассажиры» строятся в колонну, держась за талию друг друга. Объявляется отправление автобуса – под звучание «Рондо-каприччио» дети двигаются за ведущим мелким бегом, повторяя его траекторию движения. По окончании музыки объявляется остановка – дети отпускают руки. Звучит «Турецкий марш» - дети-«пешеходы» начинают двигаться в любом направлении чётким ритмичным шагом. Снова объявляется посадка – задача детей быстро соединиться в колонну. Игра повторяется. Ведущий может меняться.
Вместо «пешеходов» можно использовать образ «лыжника», «фигуриста», «пловца» и т.п., используя соответствующее по характеру музыкальное оформление.
«Пустое место» Музыкальное оформление: М. Глинка «Галоп», Л. Минеева «Галоп».
Игра направлена на развитие наблюдательности, скорости восприятия, ориентации в пространстве, на закрепление техники бокового галопа и движения поскоками.
Ход игры: дети стоят лицом в круг, взявшись за руки. Один ребёнок (водящий) стоит за кругом. Под музыку (М. Глинка «Галоп») дети двигаются по кругу боковым галопом, а водящий движется поскоками в противоположном направлении. На окончание музыки все останавливаются и водящий задевает одного из детей, стоящих в кругу. Звучит более подвижная музыка (Л. Минеева «Галоп») – оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, встретившись, здороваются правыми руками и продолжают движение в том же направлении, стараясь добежать быстрее своего соперника на свободное место. Остальные дети стоят неподвижно на своих местах, взявшись за руки и образовав «пустое место» там, где стоял ребёнок, которого задел водящий. Не зависимо от того, кто прибежал первым, водящим становится другой ребёнок. Это даст возможность поучаствовать в игре большему количеству детей.
Игра учит различать детей две разнохарактерные части песни: медленную, и быструю, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, способствует закреплению навыков танцевальных движений в паре.
Ход игры:предварительно преподаватель знакомит детей с украинской народной песней, отмечая две её разнохарактерные части, затем показывает набор движений, собранных в комбинацию и проводит игру под музыку.
Все дети сидят на стульях или стоят вдоль стены зала. Один ребёнок выходит на середину зала (руки на поясе) и во время исполнения первой части музыки делает 4 медленных шага к любому из сидящих детей. На четвёртом шаге он останавливается перед этим ребёнком, приглашая его на танец, делает поклон, подаёт обе руки ладонями вверх. Приглашённый ребёнок кладёт руки ладонями вниз. Вместе они также медленно выходят на середину зала (ребёнок, который приглашал, двигается спиной). На четвёртом шаге дети останавливаются.
На вторую часть музыки оба ребёнка выполняют комбинацию в паре, показанную предварительно преподавателем. Остальные дети хлопают в такт музыки.
При повторении первой части музыкального произведения оба ребёнка идут к сидящим детям и приглашают их поклоном на танец. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут выведены на середину. При повторе игры преподаватель предлагает другой вариант танцевальной комбинации.
«Платочек» Музыкальное оформление: р.н.п. «Барыня», р.н.п. «Во саду ли, в огороде» в обработке Н. Римского-Корсакова.
Игра направлена на развитие индивидуальных творческих проявлений через движение с предметом, развивает чувство ритма, способствует тренировке наглядно-действенного внимания.
Ход игры:дети садятся лицом в круг на колени. Ведущий ребёнок берёт в руку платочек и выходит в круг. Под р.н.п. «Барыня» дети хлопают в ладоши, по коленкам, стучат по полу различные ритмические комбинации, повторяя за преподавателем, а ведущий ребёнок импровизирует с платочком, используя различные танцевальные движения. Затем звучит вторая мелодия – дети наклоняются вниз, закрывая лицо руками, а ведущий выходит из круга и бежит вокруг детей еле слышно на полупальцах. На окончание музыки ведущий останавливается за спиной выбранного им ребёнка и кладёт за ним на пол платочек. Все дети оглядываются и тот, у кого лежит платочек, выходит в круг танцевать, а ведущий садится на его место. Игра повторяется несколько раз.
«Плетень» Музыкальное оформление: р.н.п. «Как у наших у ворот», Н. Кузнецов «Полька».
Игра направлена на развитие ритмичности, учит согласовывать свои движения с музыкой, способствует тренировке внимания, развивает у детей способность к быстрой смене ориентиров, сообразительность.
Ход игры: дети делятся на две команды, встают напротив друг друга в линию, соединив руки в «плетень». На первые 4 такта одна из команд начинает движение вперёд топающим шагом (ритм задаётся преподавателем в начале игры), стараясь сохранять линию. На следующие 4 такта команда возвращается на место, двигаясь спиной. Вторая команда повторяет движение первой. Далее обе команды одновременно начинают движение вперёд в заданном ритмическом рисунке, проходят мимо друг друга и, развернувшись, остаются на месте соперников.
Звучит вторая мелодия – дети отпускают руки и двигаются в рассыпную по всему залу поскоками. Музыка обрывается неожиданно. Задача детей снова образовать «плетень» на месте соперников. Побеждает команда, которая с этой задачей справится быстрее.
Конечно, на этом арсенал игр не исчерпывается – их существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно. Главное помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно. Только при этом условии развитие всех сторон его личности будет гарантированным и полноценным.
Список литературы
Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. - №4. – С.21-23.
Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.
Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002.