Цель:
- Развивать стремление совершать добрые поступки, умение оценивать их значимость по отношению к другим людям.
- Воспитывать у учащихся этические нормы поведения.
Задачи:
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Дети разделены на группы (4 группы.)
I.Мотивация
- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Сегодня у нас необычное занятие. А начнем мы его с удивительной песни из м/ф «Приключения поросенка Фунтика». на слова В. Шульжика ,музыка В. Львовского
Звучит песня: (Песня о доброте) м/ф «Приключения поросенка Фунтика».
Слова В. Шульжика ,музыка В. Львовского
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?( доброте).
Но сначала я хочу узнать, кто из вас любит сказки? Почему они вам нравятся? (в сказках происходит волшебство, добро побеждает зло, в сказках есть добрые волшебники)
– Кто такие волшебники? (сказочные персонажи, которые творят добро)
– Кто из вас хотел бы научиться быть волшебником?
– Вот я вам сегодня и предлагаю стать волшебниками- волшебниками доброты.
– Итак, волшебство начинается .Прошу вас закройте глаза
(Звучит «Волшебная музыка»). Мы совершим заочное путешествие в страну Доброты. Сопровождать вас буду я – Фея Доброты..
-Ребята, а как вы понимаете, что такое «Доброта»?
- Видите, как по-разному вы представляете себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
II. Основная часть.
а)А теперь, я прошу вас встать, повернитесь вокруг себя – теперь вы – Волшебники Добра и перед нами страна Доброты.
(открывается доска , на доске: солнце без лучей, цветы без лепестков, дерево без листьев)
Ой, ребята, разве мы такой представляли эту страну? Что же здесь произошло? Смотрите, какое-то письмо. Давайте его прочитаем
(Ученик открывает конверт и читает письмо)
"Ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова. Поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными жадность, зависть, грубость. Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми”
– Вы готовы помочь?
Когда-то в этой стране росли цветы с волшебными словами. А сейчас от цветов остались только пестики, посмотрите, вот они видны (на доске пестики цветов, на которых надписи: "слова-приветствия”, "слова-прощания”, "слова благодарности”)
– Помогите волшебным цветам распуститься вновь. У вас на столах лепестки от цветов. Напишите на них: 1 гр- слова-приветствия,2гр.- слова-прощания,3гр.- слова благодарности.
Итак, прошу представителей групп прикрепить лепестки к цветам.
– Почему эти слова называются волшебными?
б)Просмотр и обсуждение мультфильма «Невежи»
Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
-Ребята, внимание! Посмотрите, что –то необычное приходит на поляне. давайте посмотрим, а потом попробуем ответить на вопрос, от чего зависит сила волшебных слов.
(Показ мультфильма)
-- Как выдумаете, вежливы ли были гусеницы, говоря друг другу волшебные слова?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.
в) Культура общения.
- Обсуждать поведение других легко. А как бы вы сами,уважаемые волшебники, поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
г) Сюрприз от Лунтика (СУНДУК)
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ваш друг Лунтик передал нам сказочный сундук.А как вы думаете зачем? Причём здесь сказки?
Действительно, ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Откроем волшебный сундучок, а вот и записка. Лунтик предлагает
вам, ребята, догадаться, кому принадлежат эти предметы и какие поступки они совершали?
( Шляпа, цветик - семицветик, аптечка, розы, )
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб.. (Папа Карло)
2. Этот герой отправился в Африку, не страшась акул, горилл, ужасных крокодилов (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы (Герда)
4. Эта девочка использовала лепестки цветка для своих развлечений, кроме последнего . (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
Что вы можете сказать о всех этих героях, что они творили?( Они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.)
А сейчас немного поиграем в игру "Да-нет”. Я вам буду задавать вопрос, вы должны на него ответить либо "ДА!” и захлопать в ладоши, либо "НЕТ!” и затопать ногами. Будьте внимательны.
Игра "Да, нет”
– Друга выручим всегда? (Да!)
– И обманывать не будем никогда? (Да!)
– В классе списывать ответ? (НЕТ!)
– Кинуть камень кошке вслед? (НЕТ!)
– Брать в автобусе билет? (НЕТ!)
– Ай-ай-ай, как это нет?
Надо брать билет всегда? (ДА!)
– Не жалеть для дел труда? (ДА!)
– Рук не мыть, когда обед? (НЕТ!)
– Как же это не мыть? Мыть обязательно!
– Солнце, воздух и вода? (ДА!)
– Мы лентяям шлём привет? (НЕТ!)
– А тем, кто делает добро? (ДА! ДА! ДА! )
– Каждое ваше доброе дело будет дарить солнышку лучик. У вас на столах лучики, подумайте, что вы уже сделали или можете сделать доброго, хорошего вашим родным и близким, друзьям, запишите это на лучиках и подарите их солнышку. (Ребята по очереди выходят к доске и "дарят” лучики солнышку – говорят о своём добром деле)
– Ребята, как сразу стало светло в классе и тепло на душе от ваших добрых поступков.
IV.Рефлексия.
Ребята, посмотрите, какая чудная страна Доброты у нас получилась. Жители страны Доброты благодарят вас за помощь. За время нашего путешествия вы учились быть волшебниками добра
Так, кто же такие волшебники добра?.
Волшебники добра те, кто (ребята, глядя на доску, делают вывод) вежливы в общении, стараются воспитывать в себе положительные черты характера, совершают добрые поступки в отношении окружающих людей.
Стихотворение С.П.Погореловского "Попробуй волшебником стать” (читают ученики)
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он …о чём?
Угадай его мысли.
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей!
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём
Галопом сестрёнка помчалась на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы:
"Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять!
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
"Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!”
Сейчас в нашем классе стало тепло, хотя за окном минус 20. А по классу пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение. И на душе стало радостно.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки сложить в коробочку).
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка существует отдельно.
Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
И я предлагаю завершить наше путешествие замечательной песней «Волшебник»
Волшебник ты мой!”
Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.
ПРИПЕВ
Объяснить нам не успел
Ни один учебник:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник!
2 КУПЛЕТ
Отчего бы не сказать
Дружно вслух всем вместе:
В трудный час не унывать
Помогают песни.
ПРИПЕВ
3 КУПЛЕТ
Всем на свете наконец
Нам напомнить нужно:
Ежедневно сто чудес
Совершает дружба.