kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и становление личности младшего школьника. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста»

Влияние семьи на формирование личности младшего школьника

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и становление личности младшего школьника. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста.

Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ян Амос Коменский, Петр Францевич Лесгафт, Антон Семенович Макаренко, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Жак Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Локк и многие другие.

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: Анна Яковлевна Варга, Владимир Викторович Столин, Алла Семеновна Спиваковская и другие.

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (по Немову Р.С.)

Становление личности включает три основные фазы:

1. Адаптация – освоение общепринятых норм: нравственные, учебные и производственные нормы.

2. Индивидуализация – человек ищет средства для проявления своей индивидуальности.

3.Интеграция – человек ищет лучшее применение свой индивидуальности, становится частью общества.

Личность обладает сложной структурой. Платонов К.К. выделяет в структуре личности такие подструктуры.

1. Подструктура направленности личности (мотивы, потребности, интересы);

2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки;

3. Подструктура форм отражения, включающая психические процессы;

4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности.

5. Наложенными подструктурами, являются подструктуры характера и способностей.

В возрасте 7-11лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка.

В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью и социальные потребности (общение со сверстниками).

Происходит усвоение моральных норм и правил поведения дома и в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков.

Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу:

1) По количеству детей: однодетная, малодетная, многодетная, бездетная.

2) по составу: однопоколенная; двухпоколенная (нуклеарная); межпоколенная (патриархальная).

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья».

В последние десятилетия растет число материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. Важнейшими функциями семьи следует считать следующие: функция продолжения рода (репродуктивная), хозяйственно-бытовая, экономическая, функция организации досуга, воспитательная функция, функция духовного общения.

Одной из задач воспитания детей в семье является формирование личности.

Формирование личности, то есть становление социального «Я» – это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую.

Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться в будущем, оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».

Формирование личности младшего школьника в условиях семьи происходит с использованием средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Методом воспитания принято называть средство или способ достижения педагогической цели. Успех семейного воспитания во многом зависит от правильности выбора методов воздействия на ребенка.

Методика семейного воспитания должна вытекать из ведущих целей формирования личности и быть основана на всесторонних знаниях о ребенке, достижениях педагогики и психологии.

В семейном воспитании младших школьников используются следующие методы: объяснение беседа, убеждение, требование, контроль, приучение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример родителей.

Слово является инструментом воспитания, действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность, требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка. Поощрение и наказание являются методами стимулирования деятельность младшего школьника.

На формирование личности младшего школьника существенное влияние оказывают детско-родительские отношения в семье, стили семейного воспитания. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В.М. Минияров выделяет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Данные стили воспитания отражают отношение родителей к деятельности ребенка, и к нему самому, к использованию методов поощрения и наказания, формированию у ребенка нравственных ценностей и мыслительной деятельности. В каждом стиле есть положительные стороны, которые в совокупности составляют основу гармоничного стиля семейного воспитания. От выбора данной совокупности зависит, какой будет личность младшего школьника: гармоничной или дисгармоничной.

Младший школьник проводит достаточно длительное время в образовательном учреждении, поэтому формирование личности будет более успешным, если обеспечивается взаимодействие школы и семьи.

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успеш­ной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Выделяют индивидуальные и групповые формы взаимодействия.

индивидуальные

  • беседы с родителями;

  • по вопросам воспитания;

  • ребенка, консультации;

  • посещение семьи

групповые

  • конференции,

  • специальные встречи,

  • размышления-консультации,

  • лектории по обмену опытом,

  • вечера вопросов и ответов,

  • диспуты, родительские

  • собрания, встречи с учителями,

  • администрацией и

  • специалистами

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.



Практическая работа по изучению данного вопроса может осуществляться с помощью следующих методик:

  1. Анкетирование (изучение сведений о семье);

  2. Экспресс-тест «Изучение условий жизни и воспитания детей в семье»;

  3. Методика «Рисунок семьи» (Кинетический рисунок семьи);

  4. Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин).



Литература

  1. Артамонова, И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2006. – 192с.

  2. Божович, Л. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Божович. – Спб.: Питер, 2008 . – 400 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.

  4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Влияние семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста

Автор: Кондратьева Екатерина Николаевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Формирование самооценки обучающихся в младшем школьном возрасте"
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-samootsienki-obuchaiushchikhsia-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "258281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448468772"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства